О чем говорится в произведение железникова чучело. по повести В. Железникова «Чучело»

Сочинение

История создания

Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В.К. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Сам В. Железников так отзывается о своей работе:

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

Жанр и направление

Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа.

Жанровая направленность повести «Чучело» – это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы.

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Сочинение на тему фильм «Чучело»

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ В ФИЛЬМЕ «ЧУЧЕЛО»

Фильм «Чучело» Владимира Железникова – ярчайший пример проявления жестокости и агрессии в подростковой среде. Хотя с момента съемок прошло уже не один десяток лет, сюжет картины не потерял своей актуальности: по-прежнему школьники позволяют себе оскорбления в адрес сверстников и взрослых, бунтарство, непослушание. Но самое главное сохранились подростковые предрассудки и своего рода механизмы поддержания порядка в классах, которые даже для нас, уже взрослых и сознательных людей, кажутся чрезвычайно грубыми и негуманными.

Главная героиня фильма, шестиклассница Лена Бессольцева, оказавшаяся в провинциальном городе в новой для нее среде, новом классе, успевает ощутить на себе все тягости девочки-изгоя, «Чучела», как прозвали ее буквально с первого дня знакомства. Такое неприятное прозвище стало следствием наложения социального «ярлыка» на девочку, поскольку она внучка «заплаточника», человека крайне небогатого, смысл жизни которого – коллекционирование картин своих предков. Характер Лены очень миролюбивый и спокойный. Казалось бы, не эти ли качества позволяют без лишних проблем взаимодействовать с классом, со всеми дружить и общаться? Но по сути именно открытость и доброта девочки позволяют одноклассникам без лишних преград и трудностей унижать и смеяться над ней.

Я считаю, что будь главная героиня чуть более харизматичной с самого первого дня нахождения в классе и менее наивной, многих серьезных проблем, которые с ней произошли, можно было бы избежать. Хотя, конечно, далеко не все зависело от самой Лены. По сюжету мы видим, как Лена решает взять вину за Диму Сомова, рассказавшего о причине отсутствия класса на уроке. Это становится для нее раковой ошибкой, поскольку отношение к девочке становится крайне жестоким: «железная кнопка» предлагает объявить Лене бойкот, который поддерживает весь класс. С этого момента жизнь главной героини превращается в настоящее испытание.

Постоянные преследования Лены со стороны одноклассников, обвинения и оскорбления – это лишь вершина айсберга. Девочка стала настоящим изгоем одномоментно и безвозвратно. Явное и косвенное агрессивное поведение к главной героине прослеживалось во всех поступках и общем отношении к ней: с Леной никто не общается, при всяком удобном случае обзывает ее, но самое страшное, апогей этой агрессии, проявилось в публичном сжигании чучела девочки в заброшенном доме. Мы видим, как бесчувственно и демонстративно еще совсем юные шестиклассники сооружают подобие девочки из веток, палок и даже самого платья девочки. Финальным «штрихом композиции» становится табличка с надписью «Чучело – предатель».

Можно себе только представить, что испытывала главная героиня в этот момент: ненависть, непонимание, встречную агрессию? Однозначно, это вызвало в ее душе шквал отрицательных эмоций и неимоверный стресс. Одноклассники, напротив, с удовольствием не только наблюдали, но и участвовали во всем этом действе. Они чувствовали себя теми, кто восстанавливает справедливость, посредством сжигания чучела. Именно Дима Сомов, который еще совсем недавно был главным защитником Лены и тем, кого она собственно уберегла от участи быть байкотированным как она, оказался в роли поджигателя чучела. Несомненно, в какой-то мере действия Сомова стали результатом подстрекательства со стороны собравшихся подростков, но все-таки именно его собственное волевое решение взять факел и поджечь чучело стало настоящим ударом для девочки.

По моему мнению, этот сюжет стал главным доказательством невероятной агрессивности школьников-подростков, их бесчеловечности и безжалостности по отношению к Лене.

В повести «Чучело» автор передает отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.

Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В данной работе будет рассмотрена ситуация психологического насилия в школьной среде. Описан конкретный случай из жизни класса и его последствия.

Описание ситуации

В последний день занятий класс решил сбежать в кино. Один из учеников, Дима, рассказал об этом учительнице, признавшись в своей шалости. Как наказание класс лишили поездки в Москву.

Чтобы найти виновного в своей среде, ученики решили обвинить Лену, которая почувствовав замешательство Димы, взяла на себя вину за прогул занятий. Другой ученик, Васильев, попытался остановить класс от травли Лены, но его мнение было проигнорировано.

Лена стала жертвой психологического насилия со стороны своих одноклассников. Они перестали с ней общаться, унижали, оскорбляли, а также издевались над ней, бросая горох и поджигая ее вещи. Дима не смог защитить ее и не хотел принять на себя ответственность за свои поступки.

Постоянный стресс и унижения привели к тому, что Лена начала испытывать желание уехать из города.

Результаты и выводы

Этот случай ярко демонстрирует, как психологическое насилие может оказаться разрушительным для жизни и психического здоровья человека. Лена была вынуждена бороться со своими одноклассниками по своему усмотрению и принимать сложные решения для сохранения своего достоинства.

Классу необходимо было убедиться в том, что такое поведение не является приемлемым, и привести их к ответственности за свои поступки. Важно также обратить внимание на то, что Дима был не готов взять на себя ответственность за свое поведение, и поработать с ним над этим вопросом.

Школьное образование должно быть направлено на предотвращение подобных случаев и создание безопасной, поддерживающей среды для всех учеников.

Позже дедушка Лены принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Сюжет

В небольшой провинциальный городок к Николаю Николаевичу Бессольцеву приехала его внучка, Лена. Добрая, открытая, доверчивая девочка сразу же вызвала у своих новых одноклассников отторжение – уж слишком странной, непохожей на других она оказалась. Все решили, что она под стать своему нелепому деду, которого местные жители за глаза называли Заплаточником. Старик Бессольцев вечно хотел в своем старом пальто, на котором не было живого места от многочисленных заплаток. Однако для него было важно другое – все свои деньги Николай Николаевич тратил на коллекционирование картин местного крепостного художника, своего далекого предка.

В силу своего характера Лена не могла постоять за себя перед сверстниками, и вскоре в классе за ней закрепилось прозвище – Чучело. Лишь один человек – красавец и отличник Дима Сомов – относился к Лене совсем иначе, чем другие, и девочка искренне считала его своим верным другом.

Классная руководительница Маргарита Ивановна, все мысли которой были заняты предстоящей свадьбой, предложила ребятам на осенние каникулы поехать в Москву. Все радостно согласились, и принялись копить деньги на поездку. Когда необходимая сумма была собрана, ребята решили отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Однако это стало их роковой ошибкой – Маргарита Ивановна не простила ребятам такой подлости, и весь класс был наказан, оставшись дома.

В повести «Чучело» главными героями являются Лена и Дима Сомов. Лена — девочка, которая взяла на себя вину за массовый прогул, чтобы спасти своего друга. Она проявляет смелость и решительность, идя против всего класса и высказывая свои мысли. Дима Сомов, напротив, является трусливым и неспособным признаться в своих поступках. Его душевные страдания вызывают некоторое удовольствие у Шмаковой, главной кокетки в классе.

Ребята класса, озверев от ненависти к Лене, начинают жестоко издеваться над ней. Они преследуют ее на улицах, пугают через окно ее дома и даже поджигают чучело с украденным платьем. Лена не выдерживает такого обращения и решает показать всем свою истинную сущность.

Она приходит на день рождения Димы Сомова в полуистлевшем платье и с наголо побритой головой. Откровенно высказывает свое мнение о своих одноклассниках, раскрывая все, что она о них думает. В результате этого вечера ребята узнают правду о том, кто был настоящим виновником срыва поездки и объявляют бойкот Диме Сомову.

Николай Бессольцев, узнав о трагедии внучки, решает переехать. Он оставляет родному городу уникальную коллекцию картин и один портрет, на котором изображена девушка, являющаяся точной копией Лены. Этот портрет становится наглядным напоминанием для одноклассников о том, какой груз вины они несут перед Леной и Чучелом.

Главные герои и их характеристика

В повести «Чучело» главными героями являются Лена и Дима Сомов. Лена проявляет смелость и решительность, взяв на себя вину за массовый прогул, чтобы спасти своего друга. Дима Сомов, напротив, является трусливым и неспособным признаться в своих поступках. Шмакова, главная кокетка класса, наслаждается душевными страданиями Димы и пытается использовать их в своих интересах.

Ребята класса, озверев от ненависти к Лене, начинают жестоко издеваться над ней. Они преследуют ее на улицах, пугают через окно ее дома и даже поджигают чучело с украденным платьем. Лена не выдерживает такого обращения и решает показать всем свою истинную сущность.

Она приходит на день рождения Димы Сомова в полуистлевшем платье и с наголо побритой головой. Откровенно высказывает свое мнение о своих одноклассниках, раскрывая все, что она о них думает. В результате этого вечера ребята узнают правду о том, кто был настоящим виновником срыва поездки и объявляют бойкот Диме Сомову.

Узнав о трагедии внучки, Николай Бессольцев решает переехать. Он оставляет родному городу уникальную коллекцию картин и один портрет, на котором изображена девушка, являющаяся точной копией Лены. Этот портрет становится наглядным напоминанием для одноклассников о том, какой груз вины они несут перед Леной и Чучелом.

Таким образом, главные герои повести «Чучело» характеризуются своими поступками и отношением к другим. Лена проявляет смелость и решительность, Дима Сомов — трусость, а Шмакова — жестокость и эгоизм.

Герой Характеристика
Лена Бессольцева Двенадцатилетняя девочка, хрупкая, неловкая, наивная, при этом полная душевной теплоты и участия к каждому, открытая и искренняя. У неё пылкое, преданное сердце, она готова любить и бесконечно прощать любимого человека, продолжает в него верить, несмотря ни на что. Однако у Лены сильная воля и смелый нрав, она не боится сказать правду и бросить вызов толпе, не боится признавать свои ошибки, очень строго судит себя. У неё возвышенная натура – Лена понимает своего дедушку, собирателя картин, а его бескорыстный поступок признаёт во всей полноте. У Лены бодрый, никогда не унывающий характер – она не разучивается радоваться жизни, травля одноклассников её не сломила, не сделала равнодушной и озлобленной. Такова краткая характеристика Лены Бессольцевой.
Николай Николаевич Бессольцев Дедушка Лены — пожилой одинокий человек, чуждающийся общества людей, находящий единственную радость в поиске и собирании картин, когда-то написанных его дедом, неизвестным художником. Николай Николаевич живёт ради этого, потому отказывает себе подчас в покупке даже необходимых вещей и одежды. Из-за этого в городе его считают странным, над ним смеются ребятишки на улице, а школьники дразнят «заплаточником». Ничего это не задевает Николая Николаевича и не выводит из душевного равновесия. Он ощущает родственной для себя душой свою внучку Лену, восхищается чистотой её души и старается как может помочь девочке. Николай Николаевич мудр и чуток, он верно угадывает ситуацию и определяет натуру каждого участника травли его внучки, он наталкивает Лену на принятие верных решений. Он не смог её защитить, но остался верен себе, благородным и честным, он бросает безмолвный укор бессердечным детям перед своим уходом.
Учительница Маргарита Ивановна Классный руководитель того самого класса, в котором происходила травля девочки. Маргарита Ивановна не завоевала к себе уважения и расположения детей. Пылкая, эмоциональная, энергичная учительница привычно и бодро выполняет свою работу, при этом не хочет вникать в проблемы детей и замечать нездоровую обстановку в классе. Маргарита Ивановна готовится к свадьбе и полностью поглощена своими делами, Лена напрасно ждёт от неё участия и помощи. В результате ситуация остаётся целиком вне поля зрения учительницы, она узнаёт обо всём лишь при окончательной развязке.
Дима Сомов Красивый, умный и способный мальчик, лидер в классе и любимец учителей. Он хочет поступать правильно, имеет благородные порывы, при этом на деле оказывается далёк от благородства и заботится лишь о внешнем впечатлении. Его дружба с Леной не выдерживает испытания, Дима так и не находит в себе силы сказать правду и защитить девочку. Он хочет бежать от обстоятельств, не понимая, что проблема заключается в нём самом. В конечном итоге он удостаивается презрения класса, а со стороны Лены — искреннего сожаления.
Миронова, Железная Кнопка Очень волевая, серьёзная девочка с непоколебимыми принципами чести, которые она активно внедряет в классе, будучи его лидером. Железная Кнопка считает, что всякая ложь и предательство должны немедленно и без пощады наказываться, при этом не знает никакой меры жестокости. Она уважает Лену за её смелость и правдивость, но не может поступиться своими принципами непримиримости. В Лене также вызывает восхищение эта девочка, за её честность и твёрдый характер. В заключение событий Железная Кнопка оказывается в замешательстве и отчаянии – она не понимает, почему Лена не желает мстить настоящему предателю и почему одноклассники поддерживают идею прощения. В семье Железной Кнопки можно угадать несогласие – мать явно не разделяет правильных принципов дочери, что девочку возмущает и расстраивает.
Валька Грубый, жестокий и лживый мальчик, ищущий во всём только свою выгоду и без колебаний причиняющий боль и обиду тому, кто слабее. Он промышляет продажей бродячих собак на живодёрню, и проявляет особенную жестокость в травле Лены. При этом он труслив, заискивает и немедленно пасует перед теми, кто сильнее его.
Шмакова Живая, красивая и популярная девочка в классе, заводящая себе бесконечных поклонников и даже «рабов» — тех, кто безраздельно служит ей. Она самовлюблённая и избалованная, больше всего на свете любит красиво одеваться, не имеет никаких моральных ценностей, привычно применяет хитрость и лукавство, как средство осуществления своих желаний и властвования над другими. Шмакова заполучила себе в «рабы» одноклассника Попова, и с его солидарностью хладнокровно наблюдает драму Лены, зная правду и не желая её открывать.
Васильев Изгой, отвергнутый классом, постоянно подвергающийся насмешкам и обидам. Тем не менее, Васильев осмеливается высказаться в пользу Лены и защищает её, навлекая на себя новые неприятности. Он приходит к Лене и призывает её быть смелой, чем побуждает её к решительным действиям.

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но эгоистичная, поверхностная.

Валя, Лохматый, Рыжий, Васильев – одноклассники Лены.