Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.
Двумя основами, создающими настоящего казака, являются удаль и любовь к хозяйству, земле, работе. Таков и Григорий. Но есть в нем нечто особое, что выделяет его среди семьи, да и всего хутора, — своеволие и независимость в поступках и поисках истины. Но есть в душе главного героя любовь и нежность к женщине, доброта. Уходит Григорий на войну молодым, веселым парнем с юношескими представлениями о жизни и о будущем. Все у него идет от сердца, а не от разума. Для Григория особое место занимает понятие «лишить человека жизни». Он долго мучается, после того как убил первого своего врага.
Но война шла и утверждала собственные законы. Слишком много страшного пришлось увидеть Мелехову, поэтому он вполне осознанно переходит на сторону красных. Происходит адаптация Григория к войне, к смертям многих людей. Сердце главного героя «черствеет», и меняется его психология. В его душе происходит трагедия — умирает все человеческое.
Но вот революционные события ставят перед Мелеховым вопросы бытия, он пытается найти смысл жизни, историческую правду времени. Ему необходимо знать, что нужно каждому в отдельности и всем вместе.
Воюя, Григорий испытывает неудовлетворение собой, т.к. он не ищет личной выгоды для себя, но боится погрешить против правды. Главный герой все время оказывается перед необходимостью выбора, в нем борются чувство воина и чувство хозяина. Григорий мечется меж двух огней в поисках правды. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу чувств в душе героя.
Война и все последующие события оставили неизгладимый отпечаток в душе Григория. Он чувствует усталость от всего, что происходит вокруг.
В конце концов Григорий Мелехов не нашел дороги и оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке белогвардейского мятежа и кулацких восстаний он не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Григорий отринул старый мир, но сущность новой действительности, которая подтверждается в крови, страданиях и несправедливости, он не понял и не поверил ей.
Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...
... изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...
судьба роман герой трагизм шолохов
М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.
«Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.
В начале повествования молодой Григорий — настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик — вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий — еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.
Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.
В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.
Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.
Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества!» И, когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!»
Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон»
... : истоки трагедии григория мелихова истоки трагедии григория мелехова сочинение на тему трагедия Григория Мелехова трагедия григория мелехова истоки трагедии григория мелихова сочинение Сохрани к себе ... путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов ... Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели ...
Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»
Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и молчит, рыдая: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…»
Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…». Он возвращается в родной хутор.
Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.
Любовь в романе тихий дон шолохова
... сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов Краткая биография Михаила Шолохова Источник: http://www.sdamna5.ru/lyubov_aksinji_tihij_don Тема любви в романе “Тихий Дон” Тема любви в романе “Тихий Дон” Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория ...
Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет — что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе — это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствуется своими собственными принципами и убеждениями, пытается найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности, любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа — это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность — имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России. Но Шолохов, тем не менее, воспевает общечеловеческие ценности, и, в первую очередь, любовь. Любовь помогает героям выжить в этом страшном мире, тем более она ценна, чем трагичнее происходящие события. Любовь Григория к Аксинье, жене Степана Астахова, проходит через весь роман. Это то чувство, которое помогает ему жить, которое зачастую спасает от гибели. Разговор Григория и Степана показывает нам силу любви Григория, трагичность ее, обреченность. Этот разговор происходит тогда, когда Григорий ушел из семьи, взяв с собой Аксинью, и поселился на хуторе Ягодном. Во время охоты с Листницким Григорий встречает Степана. Степан начинает угрожать ему: «Нынче я драться с тобой не буду, не хочу..
Но ты, Гришка, помни мое слово: рано аль поздно убью!». Несмотря на жестокость слов Степана, Григорий чувствует к нему жалость. Степан живет одиноко, ему не для кого трудиться: «Обидел ты меня! Выхолостил мою жизнь, как боровка…Видишь вон, пашу, а сам не знаю на что. …Крепко ты меня обидел, Григорий!» Степан улыбается «простой ребячьей улыбкой, расщепляя углы глаз на множество тонких морщинок». Но за этой улыбкой прячется страшная ненависть к Григорию. Степан говорит ему о том, что жалеет, что год назад на масленицу, когда устраивали кулачный бой, он не убил Григория, хотя и мог. Григорий понимает, что их схватка за Аксинью еще впереди. Степан уходит, а Григорий наблюдает за ним: «Он сверху видел русые обвисшие усы Степана, густую щетину давно не бритой бороды. На подбородке Степана висел лакированный, во многих местах потрескавшийся ремешок фуражки. Лицо его, серое от грязи, с косыми полосами — следами стекавшего пота, — было смутно и незнакомо…Серая усталь, пустота испепеляли Степаново лицо». Григорий, глядя на него, понимает, как тяжело Степану, как одинока его жизнь, но ведь он помнил, как Степан был жесток, как избивал Аксинью. На прощанье Степан спрашивает у Григория, который собрался уезжать: «Погоди-ка. А как же… Аксютка как?» В этом вопросе столько боли, что Григорий не смог посмотреть ему в глаза. Он ответил Степану, «плетью сбивая с подошвы сапога приставший комочек грязи: «Ничего». Тяжело дается этот разговор Степану. Автор пишет: « Григорию стало его безотчетно жаль, но чувство ревности оттеснило жалость». Григорий бросает вслед Степану обидные слова: «Она об тебе не сохнет, не горюй!». И Григория мучает ревность так же, как и Степана.
Какое место в жизни героев занимает любовь в романе Война и мир, Толстой
... В романе “Война и мир” тема любви занимает основополагающее место. Несмотря на то, что за окнами война с Наполеоном, действующие лица переживают самые искренние чувства, обретают любовь через страдания, строят свою личную жизнь. Наташа Ростова и ...
Разговор героев показывает нам глубину их чувств, силу страстей, бушующих в их сердцах. История любви Григория и Аксиньи, любви, прошедшей через многие испытания, через войны и революции, окончится только со смертью Аксиньи.
Роман Шолохова «Тихий Дон», роман сложный, многогранный, показывающий нам и исторических деятелей, и события, потрясшие Россию, в первую очередь интересен современным читателям тем, что показывает человеческие чувства, переживания героев, любовь и страдания, которые всегда будут волновать людей.
Взаимоотношения героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи, на первый взгляд, представляют собой обычный любовный треугольник. Но на фоне событий Первой Мировой, а затем и Гражданской войны в России — событий страшных, расколовших на два лагеря и общество, и кровно связанных между собою близких людей, — эти взаимоотношения героев приобретают особенно трагическую окраску. Внезапно вспыхнувшая любовь Григория к Аксинье нарушает все традиции и устои жизни казачьего хутора. Аксинья — замужняя женщина, жена соседа Мелеховых Степана Астахова, много перестрадала в своей недолгой молодости. Поэтому любовь к Григорию — единственное, что она ценит в своей жизни: «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием блюдя это в относительной тайне», то «в этом не было бы ничего необычного». Но «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь», и поэтому их родные приняли все возможные меры: отец решил женить Григория на Наталье Коршуновой, а вернувшийся Степан жестоко избил Аксинью. Для Натальи предстоящая свадьба — ожидание счастья: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» У брошенной, опозоренной Аксиньи «плелась в душе ненависть с великой любовью».
Она «решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой». «Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше», — это ее решение почти осуществилось: недели через три «со страхом и озлоблением осознал» Григорий, что «не скоро расстаться» ему с болью в сердце, что не может забыть он прежнюю любовь. И принимает дерзкое решение — забрав Аксинью, уйти с ней в батраки в имение Листницких. Это вызов обществу — казак ушел батрачить, вызов традициям — бросить свою жену и уйти с чужой, но свободная душа Григория не хочет подчиняться предрассудкам общества. Наталья, «растоптанная нежданной, незаслуженной обидой», уходит к родителям, мучается в тоске. Более слабая по характеру, но глубоко и сильно любящая, она пишет Григорию самоотверженное письмо, где спрашивает, как ей жить дальше: «Пущай лучше я одна в землю затоптанная, чем двое». Получив ответ в два слова: «Живи одна», услышав в ограде церкви сплетни о себе, Наталья решается на самоубийство. К счастью, она осталась жить, но трагические взаимоотношения героев еще несколько лет будут продолжаться, подвергая их чувства тяжелейшим испытаниям. Григорий расстается с Аксиньей, уходя на службу, Аксинья потеряла дочь и от одиночества, от отчаяния уступила домогательствам молодого Листницкого, сына хозяина имения. После ранения в Первой Мировой войне Григорий возвращается в семью, не простив Аксинье измены. Рождение детей привязало его к семье, но события революции и начавшейся Гражданской войны не дают ему насладиться покоем и семейным счастьем. Война, кровь, смерть товарищей на глазах у Григория, жестокая расправа с врагами — все это озлобляет героя, делает недоступной его мечту о спокойной мирной жизни. И жертвами этой жизни становятся обе женщины. Наталья, перенесшая тяжелую болезнь, счастлива короткой встрече с мужем, но не знает, что он виделся с Аксиньей в Вешенской станице. Не знает, как решительно настроена Аксинья отвоевать любимого, пусть и чужого мужа. «В силах ты будешь — возьмешь его, а нет — не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь». После открытого вызова Аксиньи Наталья решает уйти от Григория, но мудрая свекровь уговаривает ее не торопиться с решением. Она не успела только отговорить ее от другого страшного решения: избавиться от нерожденного ребенка. Наталья погибает, и Григорий до конца своей жизни будет чувствовать свою вину за ее смерть. Аксинья приглядывает за его осиротевшими детьми, не раздумывая, она готова идти с Григорием хоть на край света. Но счастье без красных и белых не удалось: случайная пуля обрывает жизнь Аксиньи, и Григорий обречен на одиночество, страшное, беспросветное. «Черное небо и ослепительно сияющий диск солнца» над головой видит Григорий, похоронив Аксинью. Личная трагедия и трагедия братоубийственного времени сплелись в судьбе героя, не дали ему возможности нравственного выбора, принесли в жертву жизнь и счастье близких.
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь ...
... почему иван васильевич разлюбил вареньку жертва экзекуции из рассказа после бала сочинение на тему самая сильная сцена в рассказе после бала почему изменилась жизнь героя ... высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой». Наконец, Иван Васильевич узнаё ... Иван Васильевич отправляется прогуляться. «Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на ...