Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон»

Сочинение

Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон».

Главный герой романа «Тихий Дон» казак Григорий Мелехов проходит в перипетиях революции и гражданской войны слож­ный путь, трагический, но незавершенный. Существуют две наи­более распространенные точки зрения на образ Григория. Одни критики считают, что трагедия героя — в его оторванности от народа, в отщепенчестве. Другие видят в Григории Мелехове трагедию исторического заблуждения. И та, и другая концепции героя схематизируют образ, сводят его только к социальным аспектам. Характер Григория намного богаче. Он включает скла­дывавшиеся на протяжении двух веков типичные черты казачь­его менталитета и то новое, что принес с собой XX в. с его войнами и революциями. Образ Григория — отражение не толь­ко типичного социально-психологического, но и резко индиви­дуального. Отсюда трагедия героя — это трагедия не столько типа, сколько личности.

Григорий Мелехов — несомненно, яркая, незаурядная нату­ра. Природа дала ему внешнюю стать и красоту, порывистый и неукротимый нрав. Человек естественный, он на все реагирует непосредственно и эмоционально. Его чувства оказываются силь­нее тех норм и правил морали, которые складывались в патриар­хальной казачьей среде в непреложный семейный кодекс и впи­тывались с детства. О силе натуры говорит то, что Григорий, познавший счастье любви к Аксинье, бросает вызов хуторской морали, порывает с семьей. Уже в этом видны зачатки личной трагедии, ведь ради любви к женщине ему приходится отторгать от себя родной курень, идти против родителей.

Григорий показан Шолоховым как лучший представитель казачества. Он воплощает казачью удаль и воинскую доблесть, трудолюбие. Он — человек высокого благородства, чувства соб­ственного достоинства. Воинская честь обязывает Григория быть смелым в бою и великодушным к побежденным. Примечателен в этом отношении эпизод допроса красного командира полков­ником Андреяновым:

«- Каким путем вы узнали, что он — командир роты? — вме­сто ответа спросил Григорий.

  • Выдал один из его же красноармейцев.
  • Я полагаю, надо расстрелять этого красноармейца, а ко­мандиров оставить! — Григорий выжидающе взглянул на Анд­реянова».

Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не прием­лет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельст­вам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто опре­делить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), кото­рую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Гри­гория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови ка­зачьи хутора.

10 стр., 4791 слов

Григорий печорин: характеристика и образ героя в романе м.ю. ...

... роман «Герой нашего времени», ключевой персонаж которого есть сбор основных, выделяющихся людей николаевской эпохи. Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, странствующий по Российской Империи по долгу службы. В ... восхищаться тем образом, который создал Лермонтов. Сочинение Образ Печорина Михаил Юрьевич ... Печорин отыскать гармонию в собственной душе. В этом беда главного героя произведения. В ...

Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зре­ния хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоин­ства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да бе­лоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Ко­шевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гума­низма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечело­веческих моральных норм, потому пролетарский, социально на­правленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.

Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вме­сте с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший опре­делить свое место в ней. И это происходило по многим причи­нам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанно­му, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых от­бился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григо­рий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэто­му в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».

По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несов­падения героя с историей. Если для других был возможен тре­тий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на рас­путье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих исти­ну и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась траги­ческим камертоном, определившим всю судьбу.

13 стр., 6426 слов

Белые ночи характеристика настеньки. «Белые ночи» характеристика ...

... не обижен на Настеньку. Он желает ей счастья. У него была целая минута блаженства.. . “Да разве этого мало хоть бы и на всю ... только для себя, но и для остальных героев выбор. Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во ... опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину ...


На этой странице искали :

  • истоки трагедии григория мелихова
  • истоки трагедии григория мелехова
  • сочинение на тему трагедия Григория Мелехова
  • трагедия григория мелехова
  • истоки трагедии григория мелихова сочинение

Сохрани к себе на стену!