Трагедия Базарова
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров. Он — нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И все это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая все на своем пути. Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича — извращение, «чепуха, гниль»: «…Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой. Свое отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «…не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…» Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами.
По представлениям нигилистов, необходимо разрубить все старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем. Любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведет себя в ее присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет. Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это белиберда, непростительная дурь, болезнь. Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознает в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит ее позаботиться о его родителях. Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности.
Проблема обретения чувства родины человеком (по тексту К. Паустовского ...
... поднимает проблему любви к родине. Комментарий Аполлинарий Васнецов. Родина. Автор раскрывает проблему на примере становления чувства любви к родине у художника Берга. Он совершенно не понимал, что значит слово «Родина» и насмехался ... Сочинение на ЕГЭ по демоверсии 2020 года (по тексту К.Г. Паустовского «Осень в этом году стояла…») (393 слова) Гениальность проявляется не только в творении людей, ...
Но от него ничего здесь не зависит — Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова. В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос — одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи. Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила еще есть в нем. Это намек на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни. Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но все же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой — уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»
Почему судьба евгения базарова трагична. В чем трагизм судьбы Базарова
содержимое:
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.
Базаров — именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому», впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.
Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд — «чепуха, гниль, художество». Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.
Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздражительная свежесть ночи», он слыша
Л ее «таинственное шептание».
Перед героем открылись две бездны. Одна — загадка… собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая — загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки — естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который после смерти останется единственным «памятником» ему.
Любовь Базарова и Одинцовой. История любви в романе Тургенева Отцы и дети
... всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он ... Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове? До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. ... все его надежды. Герой и не пытается ... Евгений Васильевич», — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров ...
Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич — олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу»: «Излагай мне свои воззрения на жизнь… ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории…»
Роковой удар судьбы ученый-физиолог и врач Базаров получает именно от мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».
С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров умирает внезапно. Смерть не щадит самобытного, сильного человека, и делает его образ поистине трагическим.
Тургенев считал, что Базаров — «лишний человек», что гибель Базарова неизбежна, что его время еще не пришло. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю свою творческую жизнь провел в поисках «своего» героя. Эти поиски — самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе «Отцы и дети» такой герой им был найден. Это никто другой, как Евгений Васильевич Базаров.
Да, это реально фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что «при сочинении Базарова… не только не сердился на него, но и чувствовал к нему «влечение*», род недуга». Может показаться странным последнее сочетание: «влечение» и «род недуга». Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает бессмысленно, нелепо, хотя вообще-то, смерть в столь раннем возрасте вечно нелепа. Трагична фигура Базаров в большей степени из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть Базарова представляется полностью закономерной.
Базаров — сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его свобода автора. Сам Базаров заявляет, что он «нигилист», т. е. отрицатель. Отрицает он все: авторитеты, принципы, идеализм, поэзию, музыку и проч. и проч. В своем бесконечном отрицании он изредка доходит до нелепости, абсурда. И может быть, что одна из причин его трагичности как раз в том и состоит, что как он ни отрицает все вышеперечисленное, не считаться с этим, обойтись без этого всего нельзя. Базаров и сам это понимает, что в силу какого-то упрямства не признает очевидного.
Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора
... отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ... полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, ... музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не ...
Базаров называет любовь, нежность, вообще любые чувства «романтизмом», «вздором», короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям, а к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишаясь простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.
Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен «слабостям», т. е. и он способен полюбить. Но более того поняв это, он продолжает ругать себя за такое проявление своей души: «он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем вечно трунил, что возмущало всю его гордость».
Эта раздвоенность, поселившаяся в его душе, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, вероятно, и делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, вечно больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.
Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.
Базаров одинок. Он одинок изначально, потому как не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним.
Аркадия Кирсанова уж конечно нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.
Даже в доме своем он одинок. Родители благоговеют перед ним, и в некоторой степени боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество — самое тяжелое опробование, не все его выдерживают. Конечно, Базаров, как сильный человек, справится с ним, но кто знает, какой ценой ему это удастся.
Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет смекнуть об этом. И выходит, что смерть — наилучший выход из положения. Это отмечал и Писарев Д. И., весьма положительно отозвавшийся на роман в своей статье «Базаров».
Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное час. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной. Поэтому можно уверенно сообщить, что фигура Базарова — фигура трагическая. И трагизм тот самый содержится прежде всего внутри самого героя. Когда человек не может существовать в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам от души жаль Базарова.
Напишите краткое плиз!!Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви?
... дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт. В любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность. Напишите краткое сочинение плиз!!Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви? Базаров и ... смог? Каким бы твёрдым ни был характер Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью. Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но своей судьбой ...
Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века. Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм». Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей. Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям — нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни. По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И — самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться. Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения. Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!» Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник». Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.
Лучшие сочинения про Любовь в жизни человека
... жизнь. Это колоссальный труд, большая ответственность, но только в таком случае она может принести счастье человеку. Рассуждение Может ли любовь изменить человека ... людьми, но и сами люди. Благодаря любви можно спасти жизнь, она всесильна и является самым дорогим подарком. Сочинение на тему Любовь в жизни человека Любовь ... Евгений Базаров признается Одинцовой в любви. Не получив взаимности, герой ...
Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.
Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.
Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»
Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.
Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.
Испытание любовью Базарова и Одинцовой (История любви) в романе ...
... встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой ...
Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это белиберда, непростительная дурь, болезнь.
Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.
Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.
В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.
Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.
Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»
Все решения, которые человек принимает, он совершает ради какой-то будущей цели. Она может быть маленькой и невзрачной, может быть возвышенной, но так или иначе любому человеку для счастья нужна своя цель. Она определяет его место в мире. Герой романа «Отцы и дети» Тургенева, Евгений Базаров, на протяжении всего произведения пытается следовать своей цели, но ему трудно жить с ней.
Была ли такая судьба неизбежна или ему просто не повезло? Почему автор решает убить своего героя? Давайте поразмышляем над этим.
В самом начале романа Базаров предстаёт перед нами, как уверенный в себе и своих убеждениях молодой человек. На вопрос Павла Петровича, что же такое Базаров, Аркадий уверенно отвечает, что «Он нигилист человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Базаров вполне соответствует такому описанию во всех отношениях.
Правильна ли такая позиция и смогла бы она стать массовой – спорный вопрос. Но Базаров, который не воспринимает чужое мнение, ведёт себя довольно нагло и смотрит на всех несогласных с лёгкой снисходительностью, явно не смог бы привлечь на свою сторону большое количество последователей.
Он даже и не пытается поддерживать отношения с людьми, которые придерживаются другой точки зрения. И всё-таки он убеждённо в ответ на заявления Павла Петровича «…вас всего четыре человека с половиною…» говорит, что «от копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела». Он считает себя способным найти последователей, видя перед собой Аркадия, который боготворит приятеля. Но нельзя сказать, что Аркадий полностью во всём согласен с Базаровым. К тому же Аркадий не успел ещё стать полноценной личностью и сформировать свои принципы и цели, поэтому он легко поддаётся влиянию с самых разных сторон, и то, что сегодня он согласен с Базаровым не значит, что теперь он стал его последователем и соратником.
Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева ...
... может с этим поделать. Когда Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой. Сочинение Характеристика и образ Базарова Иван Сергеевич Тургенев – настоящий ... и напору. Базаров был нигилистом, и он отрицал все убеждения и побуждения, для него не существовало авторитетов, он сам для себя авторитет. Базаров приехав погостить к своему другу Аркадию, ...
Таким образом, можно сказать, что шансы воплотить свою возвышенную цель в жизнь у Базарова невелики – он фактически одинок в своих убеждениях, но при этом хочет совершить невероятные реформы в мире, полном людей совершенно противоположного мнения. Он слишком самоуверен и не видит, насколько безумны его идеалы в контексте современного ему общества.
И вот однажды в жизни Базарова появляется Одинцова, которая пробуждает нежные чувства в душе нигилиста. Женщина по меркам Базарова была необычная. Анна Сергеевна была умна, могла поддержать разговор на темы, интересные Базарову, и была красива, хотя он говорил, что, по его мнению, «…свободно мыслят между женщинами только уроды…». Ни он сам, ни окружающие не узнают привычного Базарова – в присутствии Одинцовой он ведёт себя неестественно. А ведь на самом деле он всегда отрицал любую романтику и считал любовь к женщине ненужной чепухой. Он не уважал Павла Петровича Кирисанова, считая, что «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви <…> – не мужчина, не самец…», но в итоге сам полюбил и был отвергнут. </…>
— Нельзя сказать, что после этого Базаров совсем перестал быть собой. Он просто больше не был тем непоколебимым и уверенным в себе и своей цели человеком. Он теперь по-другому смотрел на нигилизм, ему пришлось заново принимать все свои принципы, после того, как он столкнулся с противоречием. Как только он потерял Одинцову, он сразу потерял и Аркадия, который всё дальше отходил от идей нигилизма. Всё это заставило Базарова уехать домой и посвятить себя науке, замкнувшись от окружающих.
В конце концов его жизнь обрывается из-за нелепой случайности, из-за которой он заражается тифом. Последним человеком, которого он видит перед смертью, становится Одинцова. Базаров последний раз признаётся ей в любви и приходит к выводу, что он – не нужный человек в жизни государства. «…какого человека Россия теряет… Это чепуха…» – говорит он, видимо, осознавая, наконец, что, будучи нигилистом, он был крайне уязвим в современном ему обществе. Его действия в любом случае ни к чему бы не привели. Он был готов лишь к разрушению, а не к созиданию. Он думал, что его ждут великие свершения, хотя на деле он собирался отнять то, что составляло культуру многих поколений и то, на чём стояло общество.
Мне кажется автор убивает Базарова, потому что сам не верит в те великие дела, к которым стремиться его герой. У такого человека есть два варианта – перерасти подобные убеждения и зажить спокойной жизнью или же разочароваться в собственных целях и принципах и стать апатичным и депрессивным. Разве такой участи достоин Базаров? В кого бы превратился герой, если бы пошёл дальше? Стал бы обыкновенным уездным лекарем, да и только? Возможно, если бы Одинцова больше бы подходила Базарову по темпераменту и характеру, он бы просто отдался чувству и забыл бы о своём нигилизме. Исчез бы тот гигант, которого ждали свершения, ради которого писался роман. Но, как сказал сам Базаров, «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…».
Письмо Аркадия отцу (по роману И. С. Тургенева Отцы и дети)
... науками. Николай Петрович рассказал своем сыну о всех новостях дома Кирсановых и вскоре они оказались в Марьино или, как его еще называют, в Бобыльем хуторе. Приехав, Аркадий и Базаров встретили ... не понравилась. Затем он отправился с мальчишками ловить лягушек для опытов. Аркадий все утро общался с отцом и дядей. Он интересовался у Николая Петровича, почему Фенечка, двадцатитрехлетняя девушка, ...
Трагизм в судьбе Базарова в том, что он не смог найти себе место в жизни. Его убеждения идут в разрез с окружающей его действительностью, он одинок и вряд ли он бы смог найти себе людей, которых смог бы считать друзьями. Мне жаль его, потому что из его ситуации лишь один выход – отказаться от своих принципов. Но тогда это был бы не Базаров вовсе, а какой-то никому не известный герой никому не известного романа.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —
Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.
В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.
Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.
Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.
Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.