Ванька Жуков — характеристика литературного героя (персонажа)

Сочинение
  • Чехов А.П.
  • Анализ рассказа Чехова Ванька

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это. Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России. Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ. И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

1 стр., 483 слов

По рассказу уроки французкого путь героя

... В. Распутина "Уроки французского" поможет провести данная презентация. II Путь героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» - путь поисков истины. Сочинения по повести Прощание с Матерой. Сочинения по рассказу Уроки французского. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. ...

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука. Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Затем добавил:

Константину Макарычу.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

6 стр., 2982 слов

Роль учительницы в жизни мальчика (рассказ Уроки французского)

... мальчика. Вариант 2 Внимание к личности учителя во все времена уделялось достаточное внимание. Как в жизни, кино, так и в литературе. Автобиографический рассказ Валентина Распутина в произведении «Уроки французского ... отзывчивее и благороднее. Другие сочинения: ← Характеристика и образ Петра Муромского↑ ДругиеХарактеристика и образ Заметова → «История – это учительница жизни» Из архива Пирязева. ...

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

Другие сочинения: ← Анализ пьесы Вишневый сад Чехова↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Крыжовник →

Зачем ему это?

В действительности же с удовольствием отрабатывает свои деньги именно Юрий Жуков. Как он сам намекал, сталинизм очень хорошо продается, а издательства его охотно печатают:

Вот это меня и заставило сначала для себя написать книгу «Иной Сталин», при этом я долго советовался с женой, она мне говорила, что еще рано, что нужно, чтобы прошло поколение, чтобы все окончательно забыли. Но меня это глодало, и я не мог не написать, мне было не важно, будет она опубликована или нет. Вот повезло, издательство ухватилось, опубликовало колоссальным, по нынешним меркам, тиражом22.

И он стал раскручивать эту тему дальше, раз она дает такую хорошую отдачу. Как он сам же говорит, жена опасалась: нужно «чтобы все окончательно забыли». Получается, что для того, чтобы «архивному историку» поверили, нужно, чтобы все забыли, как все было на самом деле – очень научный подход. В остальном же мотивы защитников Иосифа Сталина мы раскрывали в статье о сталинизме, и они, разумеется, актуальны и по отношению к Юрию Жукову.

Предыдущая

Легендариум консерваторов»Большевики были неграмотным быдлом»

Следующая

СталинКак Сталин уничтожал коммунистов

Экранизация

  • 1959 — советский короткометражный фильм режиссёра Эдуарда Бочарова «Ванька» по сценарию В. Дормана, снятый на киностудии имени М. Горького по мотивам чеховского рассказа. Фильм входит в киноальмонах «Три чеховских рассказа» В картине снимались Николай Плотников (Аляхин), Нонна Мордюкова (жена Аляхина), Пётр Алейников (Егорка Кривой); роль Ваньки исполнил десятилетний Александр Барсов[16].
  • 1981 — «Ванька Жуков» — советский кукольный мультфильм киностудии «Киевнаучфильм» режиссёра Л. Зарубина.

Путь молодого офицера по карьерной лестнице

С середины 20-х годов Жуков готовил допризывников в университете Белоруссии. Позже учился на начальствующего состава Красной армии. Служил в Белорусском Военном округе.

С 1937 он уже командир корпуса. Уже командиром дивизии Георгия переводят служить в Монголию, где он участвует в боях на Халхин-Голе. Проявил себя как жесткий руководитель — перенес ставку ближе к боевым действиям, обучал личный состав, наказывал за нарушения.

Командуюущий войсками на Халхин-Голе

Благодаря слаженности подразделений, его 1-я армейская группа успешно держала оборону. Он получил повышение — командир корпуса.

Летом 1939 года стал одним из командиров наступления на Халхин-Голе. Внес большой вклад в уничтожение японской армия. За успешные действия командир получил звание Героя Советского Союза, а в 1940 году ему присвоили звание Генерала Армии. Удивительно, что Сталинские репрессии его не коснулись. Жуков не только не потерял место работы, но стремительно поднялся по должностным ступеням.

6 стр., 2892 слов

Сочинение жуков георгий константинович

... тем, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также к итоговому сочинению. Литературные герои [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/na-temu-jukov-georgiy-konstantinovich/ 0 adminn 0 Георгий Константинович Жуков ... МИРНЫЕ ГОДЫ В 20—30-е гг. Жуков продолжал ... Чехов не смеется над Гришей (как и над наивностью В.Ж.), несмотря на ... Жуков пошёл добровольцем в кавалерию Красной армии. ...

В 1940 году Георгий один из руководителей операции по захвату Северной Буковины и Бессарабии. Когда Румыния согласилась с ультиматумом СССР, Жуков, бывший тогда командиром на Южном фронте, дал приказ о занятии территории после отхода румынских частей. В июле, в Кишиневе, генерал принимал торжественный парад.

В 20-30-е годы Жуков прошел карьерный путь от командира эскадрона до Генерала Армии. В условиях политической нестабильности, борьбы за власть в партии и жестоких репрессий, ему удалось сформировать себя как личность и чиновника в советском государстве.

Когда шла Вторая Мировая война, ухудшались отношения СССР и Третьего Рейха, все более очевидной становилась неизбежность конфликта двух тоталитарных конкурентов. Генерал Жуков сыграл в этом эпизоде истории важную роль.

Неудачи и успехи в карьере

На начальном этапе войны генерал руководил Генеральным Штабом. После провала Красной армии, окружения и пленения целых частей, Сталин назначил Жукова командовать резервным фронтом.

Командующий резервным фронтом

В Смоленской области под руководством Георгия Жукова удалось провести одну из первых успешных операций. Советские войска ликвидировали Эльнинский выступ и предотвратили продвижение Вермахта вглубь линии фронта.

После этой операции, Жукова назначили командовать Ленинградским фронтом. Ему удалось сорвать молниеносный захват города и не дать соединиться Вермахту и финским войскам. Он выдал приказ о расстреле отступающих, а также, что командование армии должно лично воевать на передовой. Возможно, жесткая позиция в критической ситуации была отрезвлением для солдат от шока поражений.

Маршал Жуков — жестокий тиран, или Герой СССР?

ТиранГерой

После Ленинграда, Жуков отправился оборонять Москву. Он один из командиров, добившийся успешного контрнаступления и полного срыва молниеносной немецкой войны. В конце 1941 немцы не захватили столицу, что дало надежду на победу. В 1942 году командовал наступательными операциями в районе Ржева (Тверская область).

Прорвать фронт и окружить Вермахт не удалось. Ценой больших потерь, красноармейцы не дали противнику перебросить войска под Сталинград. В этом время там происходили важные сражения, изменившие ход войны.

В 1943 году генерал командовал прорывом блокады Ленинграда и наступательной операцией “Искра”. В январе он первым за все время войны получил звание Маршала СССР. На Курской дуге он координировал действия фронтов при наступлении.

Жуков командовал войсками при освобождении правобережной Украины в 1944 году. Зимой проведена Корсунь-Шевченковская операция, в следствии которой в окружение были взяты немецкие армии. Весной командиру Жукову доверили 1-й Украинский фронт. Он вывел советские войска к Карпатам.

3 стр., 1072 слов

Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года (по ...

... свой роман “Война и мир”, Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма. Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории ...

Командующий 1-м Украинским фронтом

Летом командовал операцией “Багратион”, в результате войска Белорусских фронтов прорвали оборону Вермахта. В 1944 году военачальник получил орден “Победы” — тоже первый, как и титул Маршала.

Мнение эксперта

Иван Федорович Шварц

Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.

В 1945 году Маршал руководил 1-м Белорусским фронтом. Маршал руководил войсками во время одной из последних операций войны — захватом Берлина, что заставило нацистскую Германию капитулировать. 1-й Белорусский фронт во время наступлений потерял меньше всех убитыми.

Георгий Константинович Жуков командовал войсками на критических участках и добивался задержки продвижения врага, ему удалось провести успешные контрнаступления, не дать врагу перебросить силы на другое важное направление, руководил успешными наступательными операциями.

Часто результат стоил большого количества человеческих жизней. Нельзя дать действиям генерала исключительную оценку. Но именно он принял капитуляцию нацистских войск в 1945 году.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-chem-tragediya-vanki-jukova/

  • Бердников Г. П.

    Чехов. — М.: Молодая гвардия, 1974. — 512 с.

  • Душечкина Е. В.

    Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995. — 256 с. — ISBN 5-87403-049-2.

  • Полоцкая Э. А.

    Примечания // А. П. Чехов. Собрание сочинений в двенадцати томах. — М.: Художественная литература, 1961. — Т. 4. — С. 531—570. — 571 с.

  • Родионова В. М.

    Примечания // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах / Редактор Г. А. Бялый. — М.: Наука, 1985. — Т. 5. — С. 597—677. — 703 с.

  • Энциклопедия литературных героев / Редактор С. В. Стахорский. — М.: Аграф, 1997. — 496 с. — ISBN 5-7784-0013-6.
  • Прасолова Е. И.

    Вступительная статья // Таганрогская картинная галерея / Составитель Л. В. Зуева. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — С. 7—20. — 179 с. — ISBN 5-85200-011-6.

  • Чудаков А. П.

    Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. — СПб.: Азбука, 2020. — 704 с. — ISBN 978-5-389-10611-6.

Примечания

  1. 1 2 3 Есаулов И. А.

    О некоторых особенностях рассказа А. П. Чехова «Ванька» // Проблемы исторической поэтики. — 1998. — № 5.

    20 стр., 9537 слов

    Чехов, Антон Павлович

    ... В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (ныне Гимназия № 2 им. А. П. Чехова). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением ... Туле. В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все ...

  2. 1 2 3

    Стахорский, 1997, с. 65—66.

  3. Родионова, 1985, с. 676.
  4. 1 2 3

    Родионова, 1985, с. 677.

  5. Долотова Л. М.

    Примечания // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах / Редактор Г. П. Бердников. — М.: Наука, 1983. — Т. 3. — С. 537. — 623 с.

  6. Полоцкая, 1961, с. 568.
  7. Антон Павлович Чехов.

    Рассказы. Повести. Пьесы / Редактор Ю. Б. Розенблюм. — М.: Художественная литература, 1974. — Т. 123. — 751 с. — (Библиотека всемирной литературы).

  8. Пехтерев А.

    «…Один из лучших друзей России» // Весть. — № 4 февраля 2010.

  9. Прасолова, 1988, с. 15.
  10. Рамазанова Г. Г.

    Художественный мир рождественских рассказов (на материале произведений М. Е. Салтыкова-щедрина, А. П. Чехова) // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2.

  11. 1 2

    Душечкина, 1995, с. 225.

  12. Чудаков, 2020, с. 124.
  13. Бердников, 1974, с. 74.
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

    Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — С. 161. — 944 с. — ISBN 978-5-9900358-6-7.

  15. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. — С. 179. — 348 с. — ISBN 978-5-222-15878-4.
  16. Ванька. Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Проверено 30 декабря 2020.