В чем смысл испытания Базарова любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети

Сочинение

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1861 году. В этом произведении великий художник поднял глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов XIX века. Центральной фигурой романа, впервые в литературе, стал главный герой русской жизни 60-х годов, деятель освободительного движения в России — демократ-разночинец Евгений Базаров.

Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Он материалист. Он экспериментатор, враг абстрактной науки. Он страстно увлечён медициной, работает не покладая рук. «Нигилист, говорит о нём Аркадий Кирсанов, — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы и её воздействию на чувства. «Природа не храм, — говорит Базаров, — а мастерская, и человек в ней работник». Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждая, что это всё «романтизм» (то есть, на его языке, вздор, выдумка).

Любви, по его мнению, нет, а есть только «ощущения», физиология, потребности «организма».

До середины романа Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый и целеустремлённый. Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения с Одинцовой, автор тонкими штрихами показывает, как меняется герой. Своё нарастающее чувство Базаров сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными репликами об Одинцовой: «На остальных баб не похожа», «…эта госпожа — ой-ой-ой…», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Но при Анне Сергеевне герой чувствует смущение. На следующий день ему досадно, но, превозмогая себя и храбрясь («Вот тебе раз! бабы испугался!») говорит преувеличенно развязно.

Позднее, находясь в усадьбе Одинцовой, Базаров иронизирует по поводу её аристократизма, но чувствует себя неловко, краснеет. Вскоре он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Тургенев так говорит о переменах, происшедших в герое: «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…»

3 стр., 1265 слов

Базаров — человек и мыслитель — по роману Отцы и ...

... эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. С полным правом Базаров говорит: "Всякий человек сам себя ... своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором - мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в ... отрицания для отыскания чистой истины." И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает ...

В любви и «разбивает» его Тургенев, но разбивает так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше своих же ошибок и крайностей мысли.

Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям. Базаров страдает вдвойне не только от неразделённой любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался.

В то же время в его отношениях с Одинцовой обнаруживается неожиданный на первый взгляд парадокс. Хладнокровный, насмешливый, презирающий «романтизм» Базаров оказывается способным на большое чувство, в то время как утончённая дворянская барыня, которую «удивляют» суждения Базарова-материалиста, оказывается холодным, рассудочным существом. Она боится нарушить сложившийся порядок своей жизни, потерять привычный покой и душевный комфорт. Здесь уже речь идёт не просто о нравственном превосходстве демократа-революционера, но и о силе его страстей, богатстве его духовного мира.

Одинцова отвергла любовь Базарова. Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, выражаясь его собственным словом, «рассиропился». Он поступился многими своими убеждениями и взглядами. В его словах и мыслях появляются нотки пессимизма, грусти и уныния. Герой говорит о тщетности человеческой деятельности. Даже попытка заняться наукой не уничтожила его меланхолические мысли.

В последних главах романа Базаров так и не преодолевает в себе чувства злости, опустошённости, досады и тоски, вызванных неудачной любовью. Сильный герой окончательно сломлен, но не хочет в этом сознаться. Находясь в состоянии подавленности, Базаров решает, тем не менее, участвовать в медицинской практике своего отца, что и приводит его к случайному заражению и смерти.

Слова Базарова в конце романа, обращённые к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампадку, и пусть она погаснет…» — последний романтический аккорд героя. Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.

Таким образом. Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая все это, человек сам обрекает себя на смерть. Это мы видим на примере судьбы Евгения Базарова.