Образ «маленького человека» у Пушкина, Достоевского и Гоголя
На протяжении XIX века писателей волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях. “Маленький человек” в литературе полтора десятка лет претерпел некоторые изменения. Рассмотрим динамику этих изменений на примере трех произведений: “Медный всадник”, “Шинель” и “Бедные люди”.
“Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пытается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, “величие” Петербурга, восхищается столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени: “Ночным светом и молвой оно (имя) забыто”. Евгений живет спокойной, размеренной Жизнью, “Дичится знатных…”, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю государственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.
Пушкин очень ярко описал “маленького человека”, этот человек не только имел свое собственное мнение, но и попытался доказать его.
Герой “Шинели” Акакий Акакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса — титулярный советник, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его стала неполноценной — он не мог до конца договорить фразы и вместо этого использовал местоимения, междометия, предлоги и т. д. Такой стиль речи сам по себе делал человека униженным перед всеми остальными, даже равными ему по сословному признаку. Акакий Акакиевич не только не противостоит государству (как попытался сделать Евгений), он даже не может защитить себя перед равными ему людьми. Когда у Башмачкина украли шинель, это было горе для него, равноценное потере Параши у Евгения. Но что же он предпринял? Башмачкин обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению, а главное, по своей душе. Это доказывается тем, что Башмачкин ни о чем не мечтал, не мог за себя постоять, не защищал свое человеческое достоинство.
Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...
... маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна. Страницы из Чехова: «Человек в футляре» — один из «маленькой ... греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. Иван Иваныч быстро оглянулся в сарай и сказал: Шутите! — Да, едва не женился, как это ни ...
Акакий Акакиевич умирает, но Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Мне кажется, что Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать ничтожность души “маленького человека”, ведь даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по-прежнему остался лишь “маленьким человеком” (по крайней мере, мне кажется, что это именно так).
В произведении “Бедные люди” главным героем также является мелкий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и своем положении в обществе. Прочтя “Шинель”, Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень.
Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя/но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “маленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное —
он уже не ничтожен в душе!
Сочинение: Образ «маленького человека» у Пушкина, Достоевского и Гоголя
На протяжении XIX века писателей волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях. “Маленький человек” в литературе полтора десятка лет претерпел некоторые изменения. Рассмотрим динамику этих изменений на примере трех произведений: “Медный всадник”, “Шинель” и “Бедные люди”.
“Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пытается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, “величие” Петербурга, восхищается столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени: “Ночным светом и молвой оно (имя) забыто”. Евгений живет спокойной, размеренной Жизнью, “Дичится знатных…”, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю государственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.
Почему, если человек любит, то он не одинок? По И.А. Ильину
... доброту, никогда не будет одинок, так как все эти чувства обязательно вернутся обратно автор представляет любовь в виде нити, «которой мы привязаны к любимому человеку» люди, которые не любят, чувствуют ... 23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи ...
Пушкин очень ярко описал “маленького человека”, этот человек не только имел свое собственное мнение, но и попытался доказать его.
Герой “Шинели” Акакий Акакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса — титулярный советник, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его стала неполноценной — он не мог до конца договорить фразы и вместо этого использовал местоимения, междометия, предлоги и т. д. Такой стиль речи сам по себе делал человека униженным перед всеми остальными, даже равными ему по сословному признаку. Акакий Акакиевич не только не противостоит государству (как попытался сделать Евгений), он даже не может защитить себя перед равными ему людьми. Когда у Башмачкина украли шинель, это было горе для него, равноценное потере Параши у Евгения. Но что же он предпринял? Башмачкин обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению, а главное, по своей душе. Это доказывается тем, что Башмачкин ни о чем не мечтал, не мог за себя постоять, не защищал свое человеческое достоинство.
Акакий Акакиевич умирает, но Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Мне кажется, что Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать ничтожность души “маленького человека”, ведь даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по-прежнему остался лишь “маленьким человеком” (по крайней мере, мне кажется, что это именно так).
В произведении “Бедные люди” главным героем также является мелкий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и своем положении в обществе. Прочтя “Шинель”, Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень.
Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя/но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “маленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное —
он уже не ничтожен в душе!
Сочинение на тему маленького человека в произведениях пушкина и гоголя , Содержание
Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Образ «маленького человека в произведениях А.С. Пушкина………4 Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов……………………………………………………9 2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова…………………9 2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя………………..10 2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова…………..10 2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»….11 2.5. Видение образа «маленького человека» Л.Н. Толстым…………………..13 2.6. Тема «маленького человека» в произведениях Н.С. Лескова……………16 2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах………………………17 2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким…………..20 2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна…………21 2.10. Тема «Маленького человека» у А.Н. Островского………………………21 Заключение……………………………………………………………………….23 Список источников литературы…………………………………………………25 Введение
Образ Петра Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка»: , ...
... в повести Пушкина с образом жизни Петра Гринева : Петр Гринев всегда действует открыто и честно. Швабрин пытается добиться расположения Маши обманом – он распускает сплетни, стараясь дискредитировать ее доброе имя. Мало ...
Определение
“маленький человек”
применяется к разряду литературных героев эпохи
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-chem-chelovek-pohoj-na-pushkina/
реализма
, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ “маленького человека” оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие “маленький человек”, скорее всего, в употребление
ввел Белинский
(статья 1840 г. “Горе от ума”).
Тему “маленького человека” поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача –
отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями
, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. “Маленький человек – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему. В мировой литературе можно выделить роман-притчу
Франца Кафки
«Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой. В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели
Герхарт Гауптман
в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента).
Продолжил традицию Гауптмана
Ханс Фаллада
- В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой
и многие другие писатели. Представление о “маленьком человеке” менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.
Глава 1. Образ«маленького человека»в произведенияхА.С.Пушкина
“Станционный смотритель”,
входящая в цикл
“Повестей Белкина”.
Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко. “Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием”. Но, герой повести
А. С. ПУШКИН. ПОВЕСТИ БЕЛКИНА. Сочинения
... Повестях Белкина" "простой пересказ" разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Но в этот бесхитростный пересказ Пушкин ... дочки". Пушкин "Повести Белкина" — сочинение "Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»" “Повести Белкина”, ... маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в "Повестях Белкина", поистине "натуральную" действительность, жизнь, ...
Самсон Вырин
, остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь. Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар “сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу”, Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.
Евгений
, герой “Медного всадника”, похож на Самсона Вырина. Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь. Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе
“Капитанская дочка”
в разряд “маленьких людей” входят
Петр Андреевич Гринев
и
капитан Миронов
— Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество – сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: “Береги честь смолоду”. Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений. Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть “Станционный смотритель”), предваряющую собой “Шинель” Гоголя. Вот что пишет в своей
критическойстатье «Художественная проза Пушкина»
Александр Сергеевич Пушкин в моей жизни
... потому что моральные принципы, которые заключены в творчестве поэта, будут основополагающими во все времена. Я горжусь тем, что являюсь соотечественницей такого потрясающего человека и писателя, как Пушкин и рада, что могу ... потеряет своего значения. Мое же знакомство с ним началось в раннем детстве, когда мама читала мне его сказки. Помню, как ждала вечера, что бы в очередной раз услышать ...
литературовед С.М. Петров: “Повести Белкина” явились в печати
первым реалистическим произведением
русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта (“Барышня-крестьянка”) Пушкин выдвигает в них
демократическую тему маленького человека
(повесть “Станционный смотритель”), предваряющую собой “Шинель” Гоголя. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.5. Романы, повести. – М: Государственное издательство Художественной литературы, 1960. “Повести Белкина” явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения,
глубоким проникновением в характер человека
, отсутствием всякого дидактизма “Станционный смотритель” Пушкина
клал конец
влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке
типа “Бедной Лизы” Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.
Глубокий гуманизм
повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».
Д. Благой
считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, — с устремлениями самого поэта. «В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов. Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“: „У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, — достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в
статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».
А. Грушкин. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 3. Изд. АН СССР, М. — Л., 1937. Порой
у Александра Сергеевича
переходят в описание народного героя
- Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина: «В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“ … Я здоров, и сына Яна Мне хозяйка родила. Далее он сообщает и о других новостях будничного, трудового обихода в эпическом деловом тоне, со всеми подробностями: Дочь моя живет в Лизгоре;
- С мужем ей не скучно там, Тварк ушел давно уж в море, Жив, иль нет, узнаешь сам. Но в будничный, незатейливый быт „маленького человека“ неожиданно врываются черты мужественной боевой героики. Оказывается, что и с мальчуганом, которого родила „хозяйка“, связываются далеко не идиллические ассоциации: Деду в честь он назван Яном: Умный мальчик у меня;
- Уж владеет ятаганом И стреляет из ружья». Герой „Песен“, так называемый
„маленький человек“, переставший быть „маленьким“
Маленький человек в повести Гоголя Шинель
... у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела. Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель «Маленький человек» – один ... рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта ...
, преображенный, возвеличенный освободительной борьбой. Тем самым Пушкин создал художественные образы, перерастающие рамки дворянской идеологии, наполненные глубоко демократической зарядкой. В более поздний период тот же Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта – того, который противопоставляет себя самодержавию: «Глубокая закономерность, органичность для последекабрьского Пушкина темы Петра убедительно подтверждается всем дальнейшим ходом его творчества, в котором эта тема становится одной из ведущих, центральных тем, наполняясь, как мы далее убедимся, все более сложным идейно-философским и социально-историческим содержанием, приобретая все более проблемный характер, обусловленный постановкой и художественной разработкой Пушкиным именно на этой теме центральных вопросов своей современности и русской исторической жизни вообще — об
отношении между государством и личностью, самодержавной властью и простым «маленьким» человеком
, о путях русского исторического развития, о судьбах страны, нации, народа. Именно эта проблематика окажется в центре таких произведений Пушкина, связанных с темой Петра, как «Арап Петра Великого», как «Полтава», как глубочайшее из созданий поэта — «петербургская повесть» в стихах, «Медный Всадник». Первым в этом ряду, как бы сжатым, концентрированным введением во все последующее и является стихотворение «Стансы». Благой Д.Д Творческий путь Пушкина. М., 1967.
Глава 2. Сравнение темы«маленького человека»в произведениях Пушкина и произведениях других авторов
2.1.
«Маленький человек»в произведениях А.С. Грибоедова
Грибоедова «Горе от ума»
показано столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”. Первые – это люди, которые живут, руководствуясь прогрессивными идеями, люди, понимающие, к чему придет Россия, если оставить жизнь такой, как она есть, и не пытаться ничего изменить. Вторые же – представители московского дворянства, которых вполне устраивает их жизнь. Они не только не хотят ничего менять, но и всячески препятствуют воплощению в жизнь идей представителей “века нынешнего”. Олицетворяют эти две противоборствующие стороны два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. Именно в фамусовском мире живет
Молчалин
, которого мы отнесем к разряду “маленьких людей”. Этот молодой человек с детства усвоил правило угождать всем. Е.П. Педчак. Русская литература конца XVIII-XIX века. Зарубежная литература. -М: Феникс, 2003. Он прекрасно чувствует настроение московского барства, всего окружающего его общества. И ведет себя так, как хочется сильным мира сего, “ведь нынче любят бессловесных”. Это способствует тому, что в скором времени он становится неотъемлемой частью этого общества, правой рукой своего начальника, что означает хорошую карьеру в самое ближайшее время. Второй шаг – породниться со всеми уважаемым человеком. Софья, влюбленная не в Молчалина, а в идеал, который сама выдумала, не видит его истинного лица, а идеализирует его. На самом деле Молчалин – хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед чем не остановится ради достижения своей цели. Его представление о счастье весьма однобоко: богатство, удачная карьера, весомое положение в обществе. Молчалин, в изображении Грибоедова, не только жалок и противен, но и опасен и совсем
Пушкин, последние годы жизни
... Даже такие близкие к Пушкину люди, как Баратынский, должны были сознаться, что внутренняя жизнь Пушкина последних лет была от них ... задуман "Роман на кавказских водах", произведение, которое, возможно, предвосхитило бы "Героя нашего времени". В 1834- 1836 годах он обдумывает ... А между тем именно здесь развертывалась его подлинная жизнь. Творческая жизнь Пушкина в эти тяжелые для него годы не несла ...