Скачать материал

Урок 26 ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

28.03.2013 40239 3746


Урок 26 обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. грибоедова «горе от ума»

Цель :

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Слово учителя

л юбое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.

Записать в тетрадь:

Объем темы

Содержание темы

II. Практическая часть.

Задание 1. Определить объем следующих тем:

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Объем темы

Объем темы

Объем темы

Задание 2. Определить содержание темы № 1.

Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):

а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?

2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:

а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.

б) Характер Молчалина г рибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.

7 стр., 3131 слов

Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

... глупцов и негодяев. Другие темы: ← По произведению Горе от ума↑ ГрибоедовГлавные герои произведения Горе от ума → ` Вариант 2 Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который ...

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:

а) «Молчалины блаженствуют на свете».

б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.

Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

К тезису 1:

1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.

3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

К тезису 2:

1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой?

2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями:

  • а) карьеризм;
  • б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;
  • в) умственная ограниченность, узость интересов;
  • г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.

К тезису 3:

1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел;

2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким;

3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.

Вывод. Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы.

Домашнее задание:

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.