Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время». В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» —лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н. В. Гоголь — основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского,— писал критик,— мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой».
Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа. «Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется,— писал Добролюбов,— являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович).
Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли. Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии: первая — история семьи Ихменевых, вторая — трагическая судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям. Отец после мучительных колебаний признает ее.
Сочинение маленькие люди в произведениях ф м достоевского человек ...
... «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем. «Маленький человек» по Достоевскому ...
На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи — Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве; он без жалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему. Страдания Николая Сергеевича усугубляются еп конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома — позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе, как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини — не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.
Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи — Алешу, но Достоевский этого не делает. В соотвествии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Але шей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидное проявление милой детскости. Автор заставив свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа…— его судить нельзя как всех других… его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера…» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» — Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна.
Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее — Наташу.
Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» — главное достижение Достоевского-реалиста. Её перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге,— история Нелли и всего семейства Смитов.
Герои Достоевского
... от мужских характеров) у Достоевского предстают редко. Назначение женщин он видит в любви к героям-философам и попыткам понять ... всех, а как следствие – опять же, болезненное озлобление. Достоевский, не будучи медиком, употребляет такие слова как «горячка», « ... героем романа, читать его было бы скучно. Натуры болезненные, изломанные, противоречивые интереснее для изучения. И именно таких Достоевский ...
Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «каким-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки, и сводни Бубновой, и всяческие надругательства от ее клиентов,— все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещё большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности. Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так ка пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.
ИСТОЧНИК .
СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ»
Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений манера повествования (отчасти в духе «натуральной школы») перебивается (не всегда убедительно в художественном отношении) романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, всего мира насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя.
Боль за человека-авторская позиция Ф.М.Достоевского
... и любить". И вновь боль за человека, пронизывающая всех и всё затмевающая вокруг, овладевает героем романа и самим автором произведения. Муки Раскольникова загоняют его в тупик; он понимает, ... Достоевского стала причастной к судьбам мира; владея острым мечом идеи; способным рубить глубочайшие корни человеческого бытия, личность почувствовала себя и могущественной, и ничтожной. Но боль... за себя, за ...
Две сюжетные линии романа — жизнь Ихменевых (судьба Наташи) и жизнь Смитов (судьба Нелли) — объединяются князем Валковским (отцом Нелли; сын же его, Алеша, соблазняет и оставляет Наташу).
Валковский — новый у Достоевского тип человека, нагло раскрывающего свою низменную натуру, не стыдясь, а, напротив, даже гордясь своей подлостью. У него есть свой идеал — индивидуализм, безответственность, цинизм, открытое унижение всего высокого, прекрасного, добродетельного.
Добролюбов в статье «Забитые люди» (1886), посвященной роману Достоевского, выделил в творчестве писателя глубокую «боль о человеке», страстную защиту человеческого достоинства «маленьких людей». В то же время критик отмечал, что князь Валковский не вполне удался писателю: в нем слишком «сгущены» черты негодяя, он напоминает мелодраматического злодея. В дальнейшем подобный характер будет более реалистически разработан Достоевским в «Преступлении и наказании» (Лужин, Свидригайлов), «Братьях Карамазовых» (Федор Карамазов).
В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит:
- «Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…»
Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.
В 1862 г. Достоевский впервые выехал за границу. Его заграничные впечатления послужили основой для книги «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863).
Эти блестящие публицистические очерки начали ту антикапиталистическую тему, которая станет характерной для многих других произведений Достоевского. В «Зимних заметках…» содержится острая критика буржуазного образа жизни, буржуазной идеологии, основанной на обожествлении «миллиона», который один только и может обеспечить человеку право «делать все, что угодно». Достоевский ненавидит и презирает буржуа с его мещанскими взглядами, индивидуализмом и аморальностью как своего личного врага. Буржуазный комфорт, буржуазная цивилизация пугают и возмущают писателя, который решительно не верит в прочность основ собственнического общества: «От цивилизации человек стал, если не более кровожаден, то уж наверное хуже, чаще кровожаден, чем прежде». Но, справедливо критикуя капиталистический мир, Достоевский в то же время приходит к отказу от идеи прогресса в целом, отрицая самую возможность построения общества, основанного на принципах науки и разума.
Достоевский связывал свои мечты о «золотом веке» не с революцией и социализмом, а с идеалами мирного и братского единения всех людей как основой прекрасного будущего человечества. Постоянно обращаясь к коренным вопросам национального развития России, размышляя о своеобразии ее исторического пути по сравнению с капиталистическим Западом, писатель оказался противником и буржуазного эгоистического разъединения, и теории разумного эгоизма русских революционных демократов.