Катерина в чем трагизм ее положения. Душевная трагедия катерины

Сочинение

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

Центральным лицом драмы А.Н. Островского «Гроза» — является Катерина. Именно на ее противостоянии «темному царству» и построено само произведение. В этом и есть основная трагедия Катерины

Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

2 стр., 510 слов

Значение жизни и смерти в повести Очарованный странник, Лесков

... настигнет его настоящая погибель. Под настоящей смертью, на мой взгляд, автор подразумевал смерть духовную, а не физическую. По этой причине, “очарованный странник” из всех передряг, битв и конфликтов ... здравым смыслом, но от этого он не стал беднее. Его внутренний мир был богаче любого другого, более рассудительного человека. Оттого и жизнь его была шире, и смерть не ...

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи?

«Тихий Дон» — удивительный роман-эпопея Михаила Шолохова. В нём писатель стремился к размышлениям над жгучими вопросами огромной общественной значимости, о связи отдельной человеческой жизни с исторической судьбой народа, о свободе выбора, об обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. «Тихий Дон» — книга не только о нашей революции, о годах Гражданской войны, но и, на мой взгляд, рассказ о драме семьи Мелеховых, повесть о трагической любви Григория, Натальи и Аксиньи. Отношения этих людей – необычная история, возможная во все времена. Это социальная драма, которая возникает там, где подавляются человеческие чувства и порывы. Аксинья – замужняя женщина, которая впервые и на всю жизнь полюбила Григория. Но против их любви было все: и нравы общества, и жестокая мораль патриархального быта. Наталья, жена Мелехова, отдавшая все свое чувство мужу, не встретила взаимности и вскоре с ужасом поняла, что Григорий тянется к другой. Наталья предстает перед читателем истинно русской женщиной. Она полюбила Григория с первого взгляда, и как ни противились близкие их браку, девушка настояла на своем: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду».

Вскоре после свадьбы она убедилась, что Григорий любит другую. Сам Мелехов с присущей ему прямотой сказал ей об этом: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…». Любовь этой женщины бескорыстна и преданна, она не мыслит жизни без Григория, хотя прекрасно знает о его неверности. Шолохов считал, что материнство – самое прекрасное и доброе в человеке. Оно облагораживает, украшает женщину. Наталья-мать приобретает одухотворенную красоту, она возвышена и прекрасна. Нелюбимая Григорием сначала, отвергнутая мужем, она, став матерью, постепенно завоевывает любовь Мелехова. Во время короткой встречи перед разлукой, Григорий присел рядом с Натальей: « …Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Она всегда носила высокие воротнички, чтобы скрыть… шрам, некогда обезобразивший шею. Все это из-за него… Могучая волна нежности защемила сердце Григория». Шолохов, на мой взгляд, выделяет во внешнем облике Натальи следы болезни, ранения для того, чтобы ярче была видна внутренняя красота женщины, ее безграничная и жертвенная любовь матери. Аксинья – женщина совсем иного склада и мироощущения. В романе постоянно можно встретить определение «гордая», которое ярче всего характеризует героиню.

Гордость выражает постоянную готовность Аксиньи отстаивать свое человеческое достоинство, жизненную стойкость. Осознание себя как человека сильного определяет её искренность и прямоту. «Ну, люб мне Гришка, — с вызовом говорит Аксинья Пантелею Прокофьевичу. – Ну? Вдаришь, что ль?… Мужу пропишешь?…Гришка мой! Мой!» Любовь Аксиньи настолько сильна, что она готова пойти на многое и вынести все. Вынесла женщина и бессердечный отказ Мелехова покинуть с ней хутор, и смертные побои мужа, насмешки и позор — все вытерпела. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всепоглощающем чувстве – любви к Григорию. И это, в конечном счете, привело женщину в суровых условиях Гражданской войны к трагической гибели. Да, судьба влюбленных сложилась трагично. Но, на мой взгляд, это была самая открытая, искренняя и нежная любовь двух людей друг к другу, какую только можно себе представить. Ощущение своей слитности с любимым – ощущение совершенно фантастическое. Только во взлетах сильной любви бывает состояние, когда разные «я» как бы сливаются друг с другом, — будто токи любви смыкают между собой две разомкнутые души, будто между любящими перекидываются невидимые мостики, и ощущения одного перетекают в другого, становятся общими.

10 стр., 4940 слов

Любовь в романе тихий дон шолохова

... Тихий Дон, Шолохов Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов Краткая биография Михаила Шолохова Источник: http://www.sdamna5.ru/lyubov_aksinji_tihij_don Тема любви в романе “Тихий Дон” Тема любви в романе “Тихий Дон” Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с Натальей и Аксиньей. ...

Забота о себе как бы переходит в другого человека, его интересы, радости и проблемы становятся вдруг твоими. Михаил Шолохов рисует картину жизни народа в эпоху революции, которая заставляла людей быть настоящими, истинные черты характеров людей, по мнению Шолохова, могут проявляться в исключительных ситуациях, и именно война является такой ситуацией. Автор показывает Наталью и Аксинью, не отрывая их от реальной действительности. Обе женщины безгранично любят и любимы, каждая по-своему. Однако любовь эта — разная. Наталья эгоистична в своем чувстве, она больше думает о себе, о своих страданиях, не в силах понять трагедию, которую переживает Григорий Мелехов, не может пожалеть и хотя бы этим помочь мужу. На откровения Григория она грубо и жестоко отвечает: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие-то». Аксинья же готова прощать все Григорию и идти с ним куда угодно: «Хучь под скотину, я с тобой, Гриша…Лишь бы с тобой…». Трагизм отношений Мелехова, Аксиньи и Натальи, на мой взгляд, заключается в том, что счастье этих людей в любви так и не стало возможным. Трагична смерть любящей Натальи и не менее трагична смерть Аксиньи, которые до последнего вздоха думали о любимом человеке. Жизнь в той политической обстановке, которая царила в стране, не дала этим людям покоя в любви, они не достигли истинного счастья, хотя стремились к нему всей душой.

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Образ Катерины в пьесе «Гроза»: трагизм «женской доли» в интерпретации А. Островского

­Катерина в борьбе за свои человеческие права

Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой и красотой. В противовес ей показана Кабаниха с дочерью Варварой – ее свекровь и золовка.

15 стр., 7055 слов

Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

... как птица, и прислушиваться к нежному воркованию. Очень нужен монолог Катерины из «Грозы» !!!»Почему люди не летают, как птицы! «. Киньте ссылочку или полный текст монолога и получил лучший ответ Ответ от Sasha[гуру] Варвара. Что? Катерина. Отчего люди не летают? ... хотя бы в какой-то момент своей жизни, не задавался вопросом о том, почему люди не летают, как птицы. Только в детстве этот вопрос чаще ...

Марфа Игнатьевна была женщиной деспотичной и лицемерной. Под маской добродетельности, набожности и высоких моральных устоев она скрывала желание управлять окружающими ее людьми. Она регулярно придиралась к детям, к невестке, постоянно вымещала на них свою злость и была недовольна ими. О любви Кабаниха вспоминала только тогда, когда ей нужно было чего-то добиться. Варвара давно привыкла к жизни под гнетом матери. Она предпочитала врать и притворяться, нежели рассказывать ей о своей личной жизни. Катерина не могла понять и принять такой уклад, так как сама выросла в любящей и дружной

О стремлении к вольной жизни в Катерине говорит ее мечтательность. Она часто задумывается над тем, отчего люди не умеют летать. Будучи натурой романтичной, героиня всеми силами стремится вырваться из этого рабского заточения. К мужу Тихону она никаких чувств не испытывает, так как он бесхарактерный и трусливый человек. Несмотря на то, что он искренне любит Катерину, заступиться за нее и защитить от грозной матери выше его моральных сил. Он покорно принимает порядки “темного царства” и беспрекословно исполняет все капризы матери. В этом смысле он даже хуже Варвары, которая тайком встречается с конторщиком Дикого.

К сожалению, этот герой тоже оказался слабовольным и бесхарактерным человеком. Боясь перечить дяде, он оставил Катерину, а она, оставшись наедине со своими муками совести, бросилась в Волгу и утопилась. Фактически, в смерти она видела единственный выход, так как не могла далее жить в этом “темном царстве”. При жизни побороть мир самодуров ей не удалось, но своей смертью она выразила откровенный протест и ненависть к гнетущим порядкам. Ей удалось пошатнуть патриархальные нравы Кабанихи и Дикого, таким образом, открыв путь для новых порядков.

Другие работы по этой теме:

  1. В драме А. Н. Островского “Гроза” трагическая судьба ее главной героини Катерины не может не вызвать глубокого сочувствия. Подобной жизнью проживали многие женщины на Руси,…
  2. Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же…
  3. Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и…
  4. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового,…

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы — конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности — вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

3 стр., 1173 слов

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

... странице искали : сочинение на тему образ катерины в драме островского гроза сочинение на тему гроза островский образ катерины сочинение на тему образ катерины сочинение на тему образ катерины в драме гроза сочинение на тему гроза образ катерины Сохрани к себе ... немило Катерине в доме мужа — вернее, свекрови, полновластной хозяйки всего и всех. Тем бо­лее что к ней пришла настоящая любовь. Возможно, ...

Образ птицы — точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она — «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины — луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью — всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным — она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

7 стр., 3030 слов

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе Островского

... грани каждого образа. Сочинение Катерина и Варвара Пьесу А. Н. Островского «Гроза» можно отнести к ... Варвара научилась обманывать и притворять, чего не умеет Катерина. Но, не смотря на это, Варвара сохранила в себе прямоту по отношению к другим. Катерина мечтательница по жизни, но её подруга ... работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех. Варвара же только ...

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций. В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности).

В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса. Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!… Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине. Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены. Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

2 стр., 502 слов

Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины

... городка, Катерина ищет любви. И молодой мечтательной женщине кажется, что она эту любовь встретила. Избранником Катерины становится Борис – ... мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны» - говорит Катерина о жизни в доме Кабанихи. Неудивительно, ... ли Катерина полюбила, или она тянулась к кому-то, отличавшегося от жителей Калинова, как к глотку чистого воздуха. Борис отвечал взаимностью; Катерина ...

Стрижаченко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МЮОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края

Катерина в борьбе за свои человеческие права

(2 сдвоенных урока по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Цель:

Ход урока

Слово учителя:

Н.А. Добролюбов говорил, что в пьесе «Гроза» есть что-то «освежающее и ободряющее». Это что-то есть характер Катерины. Каков он? Как сформировался? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.

Анализ монолога.

Из монолога Катерины (I действие, явление 7) мы узнаём о её жизни в родительском доме (проанализировать монолог по вопросам

Предварительно записанные вопросы /, Обучение анализу монолога/

Кому адресован монолог Катерины и почему?

О чём она рассказывает? О чём мечтает?

Что не нравится ей в доме свекрови?

Своеобразие речи Катерины (лексические сравнения, связь с УНГ, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Примерный образец ответа: Анализ монолога Катерины

Катерина произносит свой монолог в конце I действия. Она узнала, что в доме мужа есть человек, который сочувствует ей, понимает её и даже по-своему хочет помочь ей. Это Варвара. Именно ей Катерина признаётся, в любви к другому и доверительно рассказывает, как она жила в доме родителей.

Оказывается, жизнь в отеческом доме внешне ничем не отличается от жизни в доме мужа. Варвара с удивлением замечает: «Да ведь у нас то же самое». В обеих семьях ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, после обеда гуляли по саду, опять беседовали. Но в доме свекрови всё делалось как будто из-под неволи. В чём же разница? В родной семье Катерина была любимицей, она жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле, работать её не принуждали, она делала, что хотела, вокруг было много цветов. В церковь ходила не потому, что так надо было – ей там нравилось, её привлекала внешняя красота богослужения. Никто не поучал, не следил за ней, так ли она всё делает, не нарушает ли стародавнего порядка. А она, ещё юная и наивная, вся отдавалась своим чувствам и мечтаниям. Ей хотелось полетать, раскинув руки.

11 стр., 5446 слов

Образ Катерины в пьесе Островского Гроза

... пьесы Катерина Кабанова – «новый тип, создаваемый русской жизнью» Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни. В ...

А здесь обычный образ жизни для неё стал тягостным и несносным. Её никто не любит. В доме Кабановых надо было работать, во всём слушаться свекровь, даже гулять по бульвару под её присмотром и снова слушать её жалобы, попрёки. Взаимоотношения домашних проникнуты ложью. Повзрослевшая Катерина вспоминает о прежней жизни, как о сне. Ведь в мыслях она построила иной мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, посвящённый добру и наслаждению.

Обратимся к речи Катерины. Она говорит чистым народным языком, лишённым всех искажений. Редко употребляет устаревшие слова, зато много устаревших народных просторечий (души не чаяла, быть греху).

Много сравнений (словно птичка на воле, словно в рай войду).

Катерина, говоря, то и дело сбивается на песенный лад. Главная певучесть достигается повторами, вводными словами, уменьшительными суффиксами (встану я, бывало…).

Наделив свою героиню такой характеристикой, Островский явно симпатизирует и сочувствует ей.

3. Беседа.

Что нового о характере Катерины мы узнаём во II явлении 2 действия? (В том разговоре Катерина впервые признаётся в любви к Борису. В разговоре раскрывается сила чувств Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера: (Такая уж я зародилась горячая…)

4. Чтение по ролям

(д. II, явл. 3, 4, 5)

«Проводы Тихона» Вопрос – Как ведут себя герои в этой сцене? Как это их характеризует?

В сцене выясняется, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, обнаруживается неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Катерину унижает и оскорбляет не только свекровь, но и муж. И чем больше её унижают, тем сильнее пробуждается в ней стремление к свободе, любви, счастью. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду.

5. Анализ монолога с ключом (самостоятельно).

Действие II, явление 10. Необходимо проследить, как раскрывается победа естественного чувства Катерины, значение сцены. Весь монолог Катерины – страстный гимн любви.

6. Сопоставить картины свидания

Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы. Какой приём положен в основу композиции этих сцен? (Картины даны по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, это свободная, лёгкая любовь. В отношениях Катерины и Бориса – сильное глубокой чувство, во имя любви Катерина готова на гибель. Так любить может человек с необычайной душевной силой).

7. Инсценировка.

( IV действие, с 3 явления по 6).

Беседы по вопросам после инсценировки:

О чём мы узнали из разговора Варвары и Бориса? Удалось ли это показать нашим «актёрам»?

6 стр., 2565 слов

Почему погибла Катерина Кабанова в пьесе Гроза Островского

... любви и доверия. Нечего и говорить о том, в какой мере возможно для них такое перерождение. Мы уже сказали, что фатальный конец, какой имеет Катерина в “Грозе ... в котором она существует. Трагическая безысходность толкнула Катерину на гибель. Финал драмы. Смерть Катерины ... в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт “Грозы ... к уразумению пьесы для тех, ... является в виде слабой женщины, не умеющей противиться ...

Назовите все микросцены, декорации, которые заставили Катерину признаться (картина геенны огненной, старая барыня, гроза, шутка Тихона, намёки Кабанихи, появление Бориса).

С помощью всего этого Островский искусно подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния.

Как сыграли наши «актёры»?

Покаяние – это слабость Катерины или сила её характера? (Покаяние Катерины объясняется не столько боязнью божьей кары, сколько тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. И во всенародном признании мы видим попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения).

8. Коротко рассказать события

Vдействия

(пересказ).

9. Беседа.

Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины иной выход? (У Катерины два выхода: вернуться домой /вспомним Домострой/ и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)

Сила или слабость характера проявились в этом решении Катерины? (Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности её положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчёте, в семье лицемеров, во лжи.

Читая пьесу, мы увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, всё начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаних.

6 I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.

7 Жизнь Катерины в доме Кабановой. Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

9 Гибель Катерины — стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»).

В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины — это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

«Пьесами жизни» назвал Н. А. Добролюбов произведения А. Н. Островского. Пьесы Островского привлекательны не только достоверной исторической или социально-бытовой информацией, но и остротой конфликта между людьми, живущими по принципам «правды и совести», и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры. Пьесы А. Н. Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни — о любви, смысле человеческого существования, счастья. Наиболее

привлекательны в его пьесах женские образы, героини с «горячим сердцем». Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из пьесы «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить».

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Светел и поэтичен образ главной героини драмы Катерины. Это личность неординарная и неодноплановая. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни — основная сюжетная линия пьесы. «Лучом света в темном царстве» назвал Н. А. Добролюбов Катерину, так как в пьесе «Гроза» она оказалась самым бесправным и угнетенным существом, не примирившимся с деспотизмом и произволом в семье своего мужа.

В «Грозе» автор показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу. Варваре она рассказывала: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу». Выйдя замуж за Тихона,Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, но «домашних заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками обижает она Катерину. Ратуя за крепкую семью, за порядок в доме, она считает, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения Катерины еще и в том, что, выйдя замуж за Тихона, которого не любила, в его лице она не находит поддержки и защиты против Кабанихи, хотя всеми силами старается быть Тихону верной женой. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи». В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах;

  • он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья.

Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести будет преследовать ее до последних дней. Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа почти неизбежна. Катерина уже в начале пьесы предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Таким образом, получается, что «Гроза» — не только трагедия любви, но и трагедия совести. Лгать и обманывать — не только кого-то, но и саму себя Катерина не умеет: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Мрак, как при грозе, сгущается вокруг Катерины. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи. Катерина боится грозы не потому, «что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада. Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Популярные сегодня темы

«Легенда о Данко» — одна из частей новеллы «Старуха Изергиль», написанная Максимом Горьким. Главным персонажем этой истории является сильный и смелый человек с бесконечной любовью ко всем окружающим – Данко

В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.

Мечты в жизни человека имеют огромное значение, ведь они определяют его дорогу в жизни, указывая, в каком направлении нужно идти. Один из главнейших вопросов, почему у одних людей сбываются мечты

Уверенность в себе – это основа побед в любом деле. Если ты уверен в своих силах, то это уже половина успеха. Уверенность – это особая сила, обитающая внутри тебя, эта сила даст тебе второе дыхание, даже если есть ощущение, что ты не справишься.

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается ситуация, когда семь мужиков в споре решают найти человека, кому живется весело и вольготно на Руси.

«Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»»

А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу.

В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть.

В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.

По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает.

Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? »

Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна».

Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:

* «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы. Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.

Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

Сочинение на тему: Душевная трагедия Катерины.

Катерина Кабанова – ключевой образ в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Именно ее душевная трагедия, ее чувства и переживания, ее внутренняя борьба держат внимание читателя от первой до последней страницы.

Главная героиня не случайно названа Н. Добролюбовым «лучом света в темном царстве». Она действительно не вписывается в мир купеческого городка со своей любовью к природе, Богу, людям, со своим пытливым умом, со своей светлой душой, со своим внутренним достоинством. Что-то неземное в Катерине замечают люди, которых еще не успело полностью поглотить «темное царство». Тот же Борис утверждает, что «у нее на лице улыбка ангельская». Контраст Катерины с окружающими ее персонажами настолько велик, что читатель практически сразу понимает: это произведение закончится трагедией.

Со стороны может показаться, что в жизни главной героини есть все, что ей нужно: она не имеет материальных проблем, замужем за мужчиной, который ее любит, живет в уважаемой в городе семье. Никто и не догадывается, насколько несчастлива Катерина. Она задыхается под постоянным контролем и неприязнью, источаемой властной и недалекой свекровью. Она страдает от того, что отдана в жены слабому и нелюбимому мужчине, который не вызывает у нее никаких чувств, кроме жалости.

Шанс на спасение Катерина находит в любви к Борису. Она борется со своими чувствами, понимая, что измена законному мужу – грех. И все же сердце берет верх над разумом: главная героиня выбирает любовь. И именно это, казалось бы, светлое чувство, подталкивает ее к обрыву. Прилюдно признавшись в запретной любви к другому мужчине, она приближает свою кончину. Окружающие не простили Кате такой смелости, пересуды насмешки, давление преследовали ее повсюду. Любимый не может защитить от всего этого, проявляя слабость. Добавьте к этому душевные муки по поводу греховности собственного поступка, и становится понятно, почему главная героиня выбирает для себя такой трагичный финал.

В чем трагедия Татьяны Лариной?

Образ Татьяны Пушкиным чрезвычайно опоэтизирован. На протяжении всего романа в авторских ремарках по отношению к Татьяне нет и тени иронии, наоборот, они проникнуты искренним сочувствием, нежностью и часто восхищением ее искренностью, непосредственностью и цельностью натуры.

Татьяна, милая Татьяна!.. …Письмо Татьяны предо мною: …Простите мне, я так люблю Его я свято берегу… Татьяну милую мою!.. -Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою.

В ее характере выявляются Пушкиным наиболее ценные положи тельные качества. В ней наблюдается глубокий ум, проницательность, то же, что и у Онегина, критическое отношение к действительности, уменье разобраться в жизни, в людях, дать им соответствующую оценку, но без гордой позы, без любования собой и своим страданием. Татьяна обращена к жизни, к людям, ее характеру не свойственен гордый индивидуализм, который лежит в основе характера Онегина.

В Татьяне есть то, чего нет в Онегине, — готовность к действию, воля и твердость характера. На протяжении романа ее образ, как и образ Онегина, очень сильно эволюционирует. Но в то время, когда Онегин деградирует, Татьяна растет как личность. Из скромной, наивной и влюбленной провинциальной девушки, смиренно выслушивающей по учения Онегина, Татьяна вырастает в сильную духом женщину, поражающую Онегина простотой и самообладанием. Пушкина в Татьяне привлекают ее сильный характер, целостность ее натуры. Он поэтизирует ее любовь к природе, к деревенской тишине, ее верность «преданьям русской старины», ее привязанность к няне и т. д., которым она остается верна и в положении великосветской дамы.

Татьяна не закрывает глаз на окружающую ее пошлость и пустоту, ее внутренний мир глубоко скрыт от окружающих ее людей. При встрече с Онегиным на светском балу в Татьяне уже в полной мере обнаруживается выдержка и уменье «властвовать собою».

И что ей душу ни смутило, Но ей ничто не изменило: Как сильно ни была она В ней сохранился тот же тон, Удивлена, поражена, Был так же тих ее поклон.

Этой выдержкой и самообладанием Татьяна больше всего поражает Онегина: при встрече теряется он, несмотря на свой светский опыт, а не Татьяна.

И в заключительной фразе Татьяны при последнем свидании с Онегиным, полной для нее трагического смысла: «Но я другому отдана: Я буду век ему верна» — звучит не мелкость взглядов, а глубокое убеждение в необходимости выполнения своего долга. В Татьяне Пушкин дает сильный, законченный, целеустремленный, волевой и действенный характер. В ней есть та способность и воля к действию, к жизни, которой ни в какой мере нет у Онегина. Потенциально в Татьяне чувствуются большие возможности, но в том-то и ее трагизм, что реализация этих возможностей в тех социальных условиях была немыслима.

Сочинение на тему катерина в борьбе за свои человеческие права

30 Катерина в борьбе за свои человеческие права в пьесе «Гроза». Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа подготовить сжатый пересказ. Готовиться к сочинению. 31

Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие метафора уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

32 Обличие «хозяев жизни» в драме А.Н.Островского «Гроза». Уметь давать характеристику персонажей пьесы Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа 1. Подготовиться к сочинению. 33 Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Уметь писать сочинение на литературную тему, осмыслить, определить ее границы, полно раскрыть, обнаружить правильность речевого оформления и степень усвоения материала Систематизация ЗУН. Сочинение 1. Оформить сочинение в тетради.

34ЗачетУметь:применять полученные ЗУН на практикеКонтроль ЗУНАнализ текста

35 Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. Прочитать перые 2 главы романа. Сделать сообщения на темы: 36 Образ главного героя. Понятие «обломовщина». По роману Гончарова «Обломов». Уметь: давать характеристику Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа 1.Прочитать 2 гл. 1.Ответить на вопросы. 37 Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца, Обломова и Ольги Ильинской, 1. Подготовиться к зачёту..

38Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие метонимия уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

39 Художественное мастерство Гончарова в романе. Уметь раскрыть роль ИВС Подготовиться к сочинению. 40 Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов». Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить Ознакомиться со вступ. Ст на стр.271, читать «Отцы и дети»

41Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие синекдоха уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

42 И.С.Тургенев. Этапы биографии и творчества. Знать о личности и судьбе Тургенева. Его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений. Уметь делать индивидуальные сообщения Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. Родственные корни Тургенева Читать роман «Отцы и дети».

43Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие антономазия уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

44 Творческая история. Эпоха и роман «Отцы и дети». Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия романа. Нравственную и философскую проблематику романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом. Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. заполнить таблицу сообщения на темы 45 Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П.Кирсановыми по роману Тургенева «Отцы и дети» Уметь выявлять общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия, выполняя проблемные задания по тексту Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа дать характеристику Одинцовой сообщения на темы 46 Базаров и Одинцова по роману Тургенева «Отцы и дети» Уметь, анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, незаурядной, но ограниченной естественнонаучными рамками, отрицающей любовь, искусство, философию, религию Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа Сообщения на темы

47Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие олицетворение, персонификация уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

48 Базаров и его родители по роману Тургенева «Отцы и дети» Посмотреть в словаре значение слова «нигилизм» 49 Нигилизм и его последствия по роману Тургенева «Отцы и дети» Сделать сообщение на тему «Е.Базаров» 50 Образ Е.Базарова по роману Тургенева «Отцы и дети» Уметь видеть, работая с текстом, как автор заставляет героя пройти второй круг испытаний, повторяя прежний маршрут: Марьино-Никольское – родной дом, эволюцию и трагизм личности Базарова, тайный психологизм Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа готовиться к сочинению читать повесть «Первая любовь» 51 И.С.Тургенев. «Первая любовь» Изучение нового материала беседа Подготовиться к итоговому уроку 52 Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева Подготовиться к сочинению

53ЗачётУметь:применять полученные ЗУН на практикеКонтроль ЗУНАнализ текста

54 Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст Развитие речи. Письменная работа Читать «Что делать?» 55 56 Н.Г.Чернышевский. «Что делать?» Знать понятия нравственно-психологический и общественно-психологический роман Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. Ознакомиться с биографией Некрасова, подготовить сообщения

57Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие аллегория уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

58 Н.А.Некрасов. Биография и творчество Знать биографию Некрасова, своеобразие художественного таланта. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа.

59Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие гипербола, литота уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

60 Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова Знать основные мотивы лирики, новаторство, трехсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы Изучение нового материала. Выступления учащихся 61 Душа народа русского в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Знать историю создания поэмы, о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме. Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней, выявлять лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в характеристике героини, характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 62 Народ в споре о счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комбинированный 63 Идейный смысл рассказов о грешниках в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комбинированный 64 Народ и Гриша Добросклонов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Комбинированный 65 Письменная работа по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Развитие речи. Письменная работа

66Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие оксюморон уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

67 Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева Знать о романтической литературе второй половины 19 в., ее представителях. Об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об ИВС их произведений; о философском характере лирики Тютчева. Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 68 Основные темы и идеи лирики Тютчева. Лирика природы Комбинированный 69 Любовная лирика Тютчева Комбинированный 70 Философская лирика Тютчева Комбинированный

71Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие перифраз уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

72 Этапы биографии и творчества А.А.Фета Знать о глубоком психологизме лирики Фета и Толстого, об ИВС их произведений. Уметь анализировать стихотворения Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 73 Основные мотивы творчества Фета Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 74 Лирика Фета Комбинированный 75 Лирика А.Толстого Комбинированный

76Лексические средства вырази-тельностиЗнать:понятие ирония уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

77 Н.С.Лесков. «Однодум» Знать особенности творчества, уметь объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанра Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 78 Н.С.Лесков. «Кадетский монастырь» 79 Биография и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта, особенностях сатиры автора. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа.

80зачётУметь:применять полученные ЗУН на практикеКонтроль ЗУНАнализ текста

81 «История одного города» как сатирическое произведение Уметь в процессе анализа определять особенности жанра, композиции. проблематику произведения. Роль художественных средств (гротеск, фантастика, иносказание) в раскрытии его идейного содержания Изучение нового материала.

82Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие антитеза уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

83 Этапы биографии и творчества Ф.М.Достоевского Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта: авантюрность сюжета, психологизм. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 84 Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского Знать историю создания , тематику. Проблематику, идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приемы создания образов Изучение нового материала. 85 «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность, борьбу добра и зла в душе главного героя, Комбинированный 86 Преступление Раскольникова и его теория «сильной личности» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Комбинированный 87 Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой Комбинированный 88 Воскрешение человека в Раскольникове через любовь и веру в бога в романе Достоевского «Преступление и наказание» Комбинированный 89 Итоговый урок по творчеству Ф.М.Достоевского Систематизация ЗУН

90Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие инверсия уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

91 Письменная работа по роману Достоевского «Преступление и наказание» Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст Развитие речи. Письменная работа

92Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие градация, зевгма уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

93 По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа. 94 95 «Война и мир» – роман-эпопея. Проблематика, образы, жанр Знать историю создания романа и смысл названия, уметь формулировать тему, идею, проблематику Изучение нового материала.

96Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие повтор уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

97 Эпизод «Вечер в салоне Шерер» по роману Л.Толстого «Война и мир» Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа 98 Именины у Ростовых. Лысые горы по роману Л.Толстого «Война и мир» Комбинированный 99 Изображение войны 1805-1807 г. по роману Л.Толстого «Война и мир» Комбинированный

100ЗачётУметь:применять полученные ЗУН на практикеКонтроль ЗУНАнализ текста

101 Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского Уметь характеризовать путь нравственных исканий А.Болконского и П.Безухова, выявлять, средства характеристики персонажей. Комбинированный 102 Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа Комбинированный

103Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие анафора, эпифора, симплока, анадиплозис уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

104 Отечественная война 1812 г. по роману Л.Толстого «Война и мир» Комбинированный 105 Кутузов и Наполеон в роману Л.Толстого «Война и мир» Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного патриотизма. Подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона. Делать сравнительную характеристику героев Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа 106 107 Партизанская война в романе «Война и мир» «Мысль народная» в романе Л.Толстого «Война и мир» Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа, понимать, что образы Т.Щербатого и П.Каратаева – воплощение противоположных сторон рус.национ.характера Комбинированный Комбинированный

108Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие многосоюзие, бессоюзие уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

109 Женские образы по роману Л.Толстого «Война и мир» Уметь характеризовать путь нравственных исканий женских образов, выявлять средства характеристики персонажей, видеть прием «диалектики души» в изображении героинь Комбинированный 110 Семья в романе «Война и мир» Комбинированный 111 Итоговый урок по роману Л.Толстого «Война и мир» Комбинированный

112ЗачётУметь:применять полученные ЗУН на практикеКонтроль ЗУНАнализ текста

113 Письменная работа по роману Л.Толстого «Война и мир» Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст Развитие речи. Письменная работа 114 Этапы биографии и творчества А.П.Чехова Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Изучение нового материала. Урок-лекция, беседа.

115Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие эллипсис, умолчание уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

116 Рассказ А.П.Чехова «Студент» Изучение нового материала. 117 А.П.Чехов. «Ионыч»

118Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие риторическое восклицание, вопрос, обращение, вопросно-ответное единство уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

119 История создания пьесы «Вишнёвый сад» Знать историю создания пьесы. Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей. Видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время Изучение нового материала. Комментированное чтение 120 «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога Изучение нового материала. 121 122 Система образов и главный образ пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова Комбинированный 123 Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова Комбинированный 124

Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие синтаксический параллелизм уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

125 Письменная работа по творчеству А.П.Чехова Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст Развитие речи Письменная работа 126 Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» Изучение нового материала. 127 128 Трагедия В.Шекспира «Гамлет» Изучение нового материала.

129Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие парцелляция, именительный представления уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

130 Поэма Байрона «Корсар» Изучение нового материала.

131Синтаксические средства выразительностиЗнать:понятие период уметь:находить в текстеСовершенствование ЗУНКомбинированныйАнализ текста

132 133 Трагедия И.С.Гёте «Фауст» Осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба Изучение нового материала.

134135ЗачётУметь:применять полученные ЗУН на практикеКонтроль ЗУНАнализ текста

136 137 Повесть Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Изображение губительной силы и власти денег Уметь видеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о композиции и литературном характере Изучение нового материала. 138 Мировое значение литературы 19 века Знать основных писателей и их произведения, опред.их роль в мировой культуре Совершенствование ЗУН. Исследовательская работа 139-140 Урок-викторина Урок -концерт Систематизировать полученные знания Систематизация ЗУН