Почему не находит счастья онегин?

Сочинение
  • Пушкин
  • Проблема счастья в романе Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» появился в начале XIX века, написал его великий русский писатель А.С. Пушкин. Он написал много разных произведений о счастье и любви, в этом произведении тоже идет рассуждение о счастье. Но все это слово понимают по разному, «счастье» это и любовь, и благополучие, и богатство, и многое другое.

В этом романе автор хотел раскрыть понятия «счастья» со всех сторон. Почти во все произведениях русских писателей, того времени герои страдали и находили в этом счастье.

Для людей того времени счастье считалось иметь положение в обществе и благосостояние. Все хотели иметь материальное обогащение, а духовное не интересовало. Это актуально и сейчас. Что тогда, что сейчас «счастье» и «достаток» считаются равнозначными.

Каждый герой произведения счастье понимал по — своему. Для Татьяны Лариной счастье заключалось взаимной любви. Она была юной мечтательной девушкой, выросшей на романах, и хотела себе в мужья героя похожего на одного из персонажей этих книг. Когда она встретилась с Евгением, сразу влюбляется в него. Но молодой любовь в романе Обломов, Гончаров">человек не принял её любовь. Она страдала, но спустя время выхолит замуж за богатого генерала, жившего в столице. Она становится светской дамой, но ей хотелось простой семейной жизни в провинции. В этом она призналась Евгению, на одном из приемов, через несколько лет. Она по – прежнему любила Онегина, но отвергает его любовь. Она была замужней дамой, и верность мужу для неё была важнее любви.

Для главного героя Евгения Онегина понятие счастье заключалось в достатке. Богатую жизнь ему обеспечивали родственники. Он свято верил, что уважение в обществе и есть счастье. Что бы его замечали, он «работает на публику», это особенно ярко показано в его действиях в театре.

Сестра главной героини, Ольга, отличалась от сестры. Для неё счастье заключалось в балах, веселье, нарядах, внимание поклонников. Она искала себе богатого мужа. И после того, как по её вине на дуэли погибает её жених, она быстро нашла ему замену.

Для погибшего жениха Ольги, Владимира Ленского, счастье заключалось в ней. Незадолго до свадьбы, она своим поведением доставила ему боль, и стала причиной дуэли между ним и его другом Онегиным. В результате он погибает.

2 стр., 822 слов

Счастье было так возможно (Пушкин А. С.)

... счастье было больше шансов, чем в светском обществе: ведь в деревне все было просто, искренне, понятно, а ... Онегин не был себялюбцем и эгоистом, замечал бы вокруг себя людей с разными судьбами, разными потребностями души; если б он не отверг любовь Татьяны так жестоко, то возможно ... новый статус – замужней дамы и княгини. Новый образ ... так и общественной среде 20-х годов. Через образ Онегина Пушкин ...

Все люди хотят счастья. Но с возрастом и жизненным опытом приходит понимание истинного счастья.

Сочинение 3

Все люди имеют свое понятие о счастье. Кто-то находит его в семейной жизни, другие в любимой работе, остальные – в детском смехе. Счастье героев романа «Евгений Онегин» тоже разностороннее. Современники наших героев считали счастьем высокий социальный статус, материальное благополучие, образованность и развитие человеческой личности.

Люди часто сравнивают счастье с богатством. Дворяне часто организовывают балы и богатые приемы, создавая видимость достатка своего дома. На самом деле они были в долгах, закладывая под проценты свои дома и имущество. Дворянские люди старались обеспечить роскошную жизнь своим детям, чтобы удачно женить их или выдать замуж. Некоторые разделяют взгляды отцов и продолжают их дело, некоторые выбирают службу. Таким, как наш герой, везет с родственниками. Они устраивают богатые приемы в сопровождении музыки и женского смеха. Такой достаток приносит счастье в виде уверенности в завтрашнем дне.

Счастье молодежи времен Онегина строилось на уважении и внимании среди светского общества. Жизнь Евгения послужила ярким примером поведения молодых людей того времени. Если перечитать эпизод посещения театра, можно проследить наглость и напыщенность героя. Опоздав на представление, он вызывающе проходит между рядами, при этом наступает на ноги и расталкивает остальных зрителей. Этот бескультурный человек не располагается в верхних рядах, а прорывается в середину зала. Он рассматривает женщин, приветствует мужчин. Его не интересует сценическая постановка. Онегин заранее может оценить представление и актеров. Ему кажется, что все это уже старо и изрядно притомило.

Такое поведение аргументировано желанием обратить на себя внимание и быть оцененным такими же невежами, как и сам. Подобный образ мыслей создает иллюзию радости и полноты жизни. Взглянув со стороны, можно подумать, что этот человек имеет все, что нужно для счастья. Прислуга, званые обеды, прогулки, балы, все это имеют богатые люди. Но Евгений страдает от скуки в деревне, потому, как утратил буйствующую петербургскую жизнь.

Как и мужчины, дамы того времени сосредоточенны на внешности, балах, играх. Век девушек короткий и шумный. Они думают и говорят о моде, стремясь выделяться на фоне таких же пустышек. Все заданы целью — найти богатого жениха для безбедной жизни.

Татьяна, в отличие от остальных девушек, видела счастье в тихой семейной жизни. Это очень романтичная особа. Она не любит светскую шумную жизнь. Ей больше по душе семья и домашний уют.

В конце романа представления Онегина о счастье меняются. Теперь он желает иметь хозяйку дома и горшок с теплыми щами.

Все люди мечтают быть счастливыми. С возрастом и жизненным опытом приходит понимание истинного счастья.

Счастливы ли герои романа «Обломов» ? (сочинение)

Сочинение Счастье в романе Евгений Онегин

Каждому человеку свойственно желать «счастья», но для определения этого понятия невозможно подобрать точных слов. Александр Сергеевич Пушкин создал множество произведений, в которых ведутся рассуждения на тему «счастье». Одно из них – роман «Евгений Онегин». В своем произведении Пушкин постарался раскрыть всю многогранность «счастья». Бытует мнение, что это понятие редко можно применить к русскому человеку. Действительно, многие лирические герои находят радость в страданиях и безответной любви. Роман Александра Сергеевича не стал исключением.

6 стр., 2752 слов

Почему «не состоялось» счастье Онегина и Татьяны? (по роману ...

... родные места. Онегин не находит счастья, потому что это цельная богатая натура, а таким личностям всегда не просто в жизни.» Сочинение на тему почему не находит счастья онегин? Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение ... Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя ...

Произведение написано в конце 19 века, в это время для многих людей основополагающей составной счастья являлось положение в обществе, образование человека и его воспитания. Все стремились к материальным благам, но не к душевным. Эта проблема актуальна и в наше время. Зачастую современное поколение, также, как и сто лет назад, считает слова «счастье» и «достаток» синонимами. Но, чаще всего, богатство было лишь «красивой картинкой», за которой скрывались долги и заложенные поместья.

Для Евгения Онегина счастье оказалось именно в достатке. Юноше повезло с богатыми родственниками, которые обеспечивали его походы на светские приемы. Онегин верил, что уважение общества – это основа счастья. Для того чтобы быть заметным Евгений демонстрирует всю свою гордость и надменность, особенно ярко это передает действие в театре. Герой опаздывает на представление, не замечая, что происходит на сцене, проходит между рядами и постоянно наступает зрителям на ноги. Но это всего лишь иллюзорность счастья. Каждый день Онегина проходит по одному и тому же плану: завтрак, прием, прогулка, ужин бал. Этот же образ счастья представлен в жизни светских дам. Ложным идеалам предается и Ольга Ларина, которую вдохновляют балы, мода, внешность и развлечения. Основная цель девушке – это найти выгодного кавалера и удачно выйти замуж, чтобы не лишиться посещения светских мероприятий.

Еще один вид счастья, описанный Пушкиным в романе – это счастье Татьяны. Мечты девушки в корне отличаются от желания ее современников. Для девушки важно семейное счастье, но ей трудно найти человека, который сможет поддержать ее и подарить уют. Татьяна жаждет остаться в своем поместье, быть ближе к природе, гулять на рассвете и на закате в саду, а за обедом читать любимые книги. Для нее такая спокойная и размеренная жизнь – настоящее счастье.

С возрастом взгляды людей на «счастье» может меняться, именно это можно понять, прочитав роман Пушкина. В самом начале произведения Онегин мечтает о нескончаемых восторженных взглядах окружающих, а в конце – Евгению необходим домашний уют. Главный герой меняет свое отношение к понятию «истинное счастье», так его и не испытав.

Счастье Татьяны

Впечатлительная девушка всегда мечтала о тихом семейном счастье. Она пыталась найти того, кто даст ей уют, создаст домашний мир простых, но искренних отношений. Ей ближе сельская жизнь в своем поместье с садом, цветником и лугом, где можно прогуляться при свете утренней зари или луны. Татьяне нужна полка с книгами, в котором бы жили герои любимых сюжетов. Ларина принимает роль, подаренную ей судьбой. Она умеет скрыть истинные эмоции, став статной светской генеральшей – гордой и надменной княгиней. Светский шум для женщины – это мишура, лишний блеск, карнавальные маски.

Онегин будет жить в душе Татьяны, но она не отдаст на растерзание сплетниц то, что создает, то, что для нее дорого – семью, дом, уют.

Каждый человек мечтает стать счастливым. Возраст и опыт меняют взгляды людей. Онегин в начале романа видел счастье в завистливых восторженных взглядах светских дам. В конце произведения он мечтает о хозяйке в доме, горшке со щами. Написать сочинение «Счастье в романе «Евгений Онегин», значит разобраться в разных представлениях людей о смысле жизни. Предложенная информация поможет в этом.

19 стр., 9185 слов

Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов

... Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий. ... Значение и актуальность романа "Обломов" Роман "Обломов" является ...

«А был ли счастлив мой Евгений? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для некоторых молодых людей в начале 19 века — человек в обществе одинок, если он образованнее других. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов у большинства людей.

Пушкин называет Евгения «старым приятелем». Он настолько хорошо знает все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, будто в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе быть очень суровым к этому персонажу. Онегин — сын богатого помещика, «наследник всех своих родных», которому «труд упорный» был чужд. Он получает весьма губительное воспитание, так как растет без матери, а его отец — легкомысленный барин, перепоручивший сына «убогим» гувернерам и гувернанткам, почти ничему не учивших мальчика. Такое социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина: из него вышел настоящий эгоист, думающий только о себе и не замечающий других людей с их интересами, чувствами и переживаниями. Первая глава показывает Онегина в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, прогулки по Невскому, театры. Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин о, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после войны 1812. Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню, где от блистательности нашего героя не осталось и следа.

Покинув светское общество, Онегин пробует заняться полезным делом. Но… Из попытки писать нечего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось барское воспитание. Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые герой читал, или не удовлетворяли его, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их. Далее, пытаясь заняться устройством жизни крестьян в поместье и облегчить их существование, Онегин совершает неслыханное: «Ярем он барщины старинной \ Оброком легким заменил». Это, конечно же, вызвало недоумение и неодобрение соседей — помещиков, свято чтящих устои крепостнического уклада. Их вердикт был безжалостен: «И в голос все решили так, \ Что он опаснейший чудак». На этом реформаторская деятельность Онегина закончилась…

Спасти от «душевной пустоты» не смогли Евгения и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком, — любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. В сцене объяснения с Татьяной герой придумывает сотни отговорок, лишь бы доказать девушке, что он не создан для семейной жизни. Хотя на самом деле Онегин из-за любви боялся потерять свободу.

На дуэли Евгений убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое внутренне презирал. Предрассудки взяли верх в его колебаниях, которые Онегин испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен зарецких.

Онегин всё же стреляет. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне: «Ещё одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…» Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Я молод, жизнь во мне крепка;

  • Чего мне ждать? тоска, тоска!..

После отъезда Онегина Татьяна приоткрывает перед читателем завесу тайны: кто же был на самом деле ее Евгений. Она его любит, любит по-настоящему, но её оценка так же сурова, как и комментарии автора: «Чудак печальный и опасный, / Созданье ада иль небес, /Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?..» В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его. Таким образом, Евгений, при всех своих положительных качествах, сам обрекает себя на одиночество и непонимание окружающих.

Вернувшись в Петербург, Онегин встретил Татьяну уже замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нем вспыхнула любовь, но Ларина уже не может ответить Евгению взаимностью.

В романе можно выделить три основных потрясения, очень сильно влиявших на развитие личности главного героя. Первое — убийство Ленского. Какой бы ни был Онегин умный и опытный, он должен был избежать дуэли, ведь его соперник был намного младше его, чище душой, и впереди у него была целая жизнь. Но общество сыграло свою роль в этом конфликте, выявив слабость Онегина. Дуэль и разрыв отношений с Татьяной вынуждают Евгения покинуть деревню и начать путешествовать. И третье, последнее, событие, которое мы видим в романе, — это возвращение героя в Петербург и окончательный разрыв с Татьяной.

Отвечая на вопрос, заданный в названии сочинения, я могу сказать, что Онегин не был счастлив ни в светском обществе, ни в деревне, ни в странствиях. Одаренный умом и способностями, он не знал, как их применить. Ни любовь, ни дружба также не дала ему успокоения. Хотя позже герой поймет, что из-за своего себялюбия и стремления к «вольности» и любовь, и дружба обошли его стороной.

Сочинение на тему почему не находит счастья онегин?

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем, что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской литературы задачи – показать «век» и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому он отчетливо осознает зависимость характера человека от той среды, которая его формирует. И главные герои романа – это не просто люди своего времени, но и люди, если так можно выразиться, своего места в жизни. Ленский показан романтиком, потому что его взгляды сформировались в «Германии туманной», под воздействием немецкого романтизма. Татьяна являет собой «милый идеал», так как в ее образе соединилась высокая образованность и близость к национальным русским традициям. Что же представляет собой главный герой романа? Евгений – человек из высшего петербургского света. Его детство проходит под опекой иностранных гувернеров, которые учат его всему «шутя», не докучая «моралью строгой». Онегин вполне владел всеми теми науками, которые были необходимы в обществе:

  • Он по-французски совершенно * Мог изъясняться и писал;

— Легко мазурку танцевал * И кланялся непринужденно… Онегин умеет все, что соответствует требованиям моды. Рестораны, клубы, балы, балет – вот чем он занимает свое время. Автор называет своего героя «почетным гражданином кулис», гением в «науке страсти нежной». Так постепенно игра в любовь и дружбу заменяет в Онегине истинные чувства, умение «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» – глубокие знания, лицемерие – настоящую жизнь. Принятый и любимый в свете, Онегин, по сути, одинок. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «но труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы – необходимость уехать в деревню дяди – мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей». Единственным другом Онегина становится Владимир Ленский, но автор очень точно определяет характер их отношений: «от делать нечего друзья». Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. «…Я не создан для блаженства» – так отвечает Онегин, замечу, очень в духе модных в его время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» опять же был погашен, потому что так было привычнее. Вообще, история отношений Онегина с людьми доказывает, что герой Пушкина постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть, не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех». Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статьях о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста, и это, на мой взгляд, очень точное определение. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он бы того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины. * Чужой для всех, ничем не связан, * Я думал: вольность и покой * Замена счастью. Боже мой! * Как я ошибся, как наказан! восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна… Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что, неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами.- себя». Белинский с глубокой точностью охарактеризовал трагедию Онегина, сказав, что «силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…». Кто виноват в этом? Конечно, сам Онегин сознательно противопоставил себя людям, но, может быть, это было связано с тем, что ему чужда была посредственность. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», – говорит поэт. И действительно, Пушкин показывает, что сам «век» делает человека нравственным калекой, лишает его возможности найти достойное применение своим силам и быть счастливым.

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Счастливы ли герои романа?

«Что такое счастье?», — этот вопрос задавал себе когда-нибудь каждый и не получал на него удовлетворительного ответа. Одному кажется, что счастье — это миг. Другому — труд. Третьему тоже что-нибудь кажется. Но, как ни странно, никто не сможет объяснить это понятие другому так, чтобы тот изменил свое представление о счастье. Это пытались делать многие великие поэты, писатели, архитекторы и другие деятели искусства, прилагая неимоверные усилия, чтобы их герои могли показаться людям счастливыми или наоборот. В этом, на первый взгляд, незначительном штрихе подчас заключалась вся ценность произведения. Знаменитый «Демон» Врубеля всем своим существом показывал, насколько он несчастен. Гете во многих произведениях отображал свое представление о счастье, как о миге.

Для писателя сделать своего героя объективно счастливы м

или несчастным, наверное, самая сложная задача. Ведь любой герой живет своей собственной жизнью, влиять на которую писатель может только частично, по этой причине все искусство писателя проявляется при создании образа. Поэтому, чтобы определить, счастлив ли герой или нет, мы должны для начала понять, может ли он быть счастлив.

Самым объективным русским писателем XIX в. принято считать Гончарова. В его произведениях читатели не могут определить, на чьей стороне симпатии автора. У каждого его героя свой образ мышления, свой внутренний мир и, конечно же, свои представления о счастье. Гончаров очень тонко направляет читателя к правильному пониманию своих образов.

В его самом знаменитом романе «Обломов» четыре главных героя: Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Для каждого в романе очень точно прописан окружающий персонажа мир и его место в нем. Почти о каждом мы знаем, в каких условиях он родился, какие факторы повлияли на его характер, на его восприятие мира, а в частности, счастья. Однако Гончаров оставляет нам, читателям, право считать их понятия о счастье верными, ложными или же уважать мнение каждого.

Главный герой романа, Илья Ильич, родился и вырос в той «старой эпохе», когда основной ценностью была «доброта душевная». Причем вырос он не где-нибудь, а «в благословенном уголке земли», в «чудном краю … где небо, кажется, напротив жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью». В краю, все в котором располагает к постоянному, непрекращающемуся счастью. В краю, где, казалось бы, нет места печалям, страданиям, где «от праздника до праздника» время летит быстро и незаметно, где люди наслаждаются каждым днем и не думают о будущем. Все это сказалось на Илье Обломове. Для него счастье — это сама жизнь, он довольствуется насущным и не хочет ничего большего. В его жизни были моменты, когда он шел к определенной цели, но они «меркли» из-за его натуры. Он счастлив лишь тем, что у него есть, а есть у него его мечты: «Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья

: мечта была так ярка, жива и поэтична, что он мгновенно повернулся лицом к подушке… Лицо его сияло трогательным чувством: он был

счастлив

«. Однако не следует причислять Облова к людям, абсолютно безразличным к окружающему их миру. Он просто не смог приспособиться к нему, найти свое место в нем, отчасти из-за того, что сменилась эпоха, а вместе с нею ушли и ценности, в которых воспитывался Обломов. Это подтверждает любовь Обломова к Ольге. Он нашел близкого себе человека, но окружающий их мир не позволил развиться его чувству: «Счастье, Счастье! — едко проговорил он потом. — Как ты хрупко, как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? а жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо».

Штольц находится в совершенно иной ситуации. С детства он привык к труду: его отец — немец по национальности — открыл в России фабрику и, «когда он (Андрей) подрос, отец сажал его с собою на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, потом…». Но все же Андрей не стал «немецким бюргером, из каких вышел отец». Во многом это произошло благодаря его матери, которая «бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю…» Вдобавок он «вырос на русской почве». Все эти условия «обратили узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Андрей, конечно же, стал личностью, с широкой душой, богатым внутренним миром, но его представления о счастье почти не изменились. Для него «труд — образ, стихия, цель, смысл жизни», а соответственно и счастье он находит в труде.

Представление Ольги Сергеевны о счастье описано довольно туманно, но мы видим, что она с детства была лишена людей, которые могли бы помочь ей разобраться в жизни. Поэтому она постоянно развивается: ищет смысл жизни, пытается разобраться в самой себе, то есть пытается понять, что для нее счастье. Она, фактически, не может определиться в том, что ей нужно. Однако она по-своему счастлива, в некоторые моменты ее чувство похоже на чувство Обломова: «Она крепко пожимала ему руку и весело, беззаботно смотрела на него, так явно и открыто наслаждаясь украденным у судьбы мгновением… В эти минуты лицо ее дышало такою доверчивостью к судьбе, к счастью, к нему…»

Агафья Матвеевна, на мой взгляд, наиболее простой образ из всех. Ее мир определен очень строго, она никогда не пытается его расширить. Она не может жить без работы по хозяйству, потому что других интересов у нее нет. Она встречает с детства сложившийся идеал человека – барина, и забота о нем подсознательно становится для нее счастьем.

Счастье — понятие субъективное, сложное и многогранное. Все понимают его по-разному, но ни у кого счастье не бывает постоянным, поэтому в жизни, что один человек счастлив, а другой — нет, нельзя. А, так как Гончарову удалось объективно передать реальную картину мира, то можно лишь заключить, что главные герои романа не счастливы, но и несчастны. Они — реальны.