Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина

Сочинение

Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»).

Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»).

Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью. »).

Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором. » или «О, родина. » если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.

Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах» «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом крытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».

Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») и т.д. положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» – «соломой пропахшему мужику» – только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой. »

Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920).

Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. «Трубит, трубит погибельный рог!»

Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага… с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения – «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку». В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни . она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной. Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. »

В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими».

В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна», «гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли « с названьем кратким «Русь»».

В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:

Люди с голоду бросились в бегство,

На сплошной недород у крестьян.

Их озлобили наши поборы,

И, считая весь мир за бедлам,

Они думают, что мы воры

Иль поблажку даем ворам.

Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Трагедия русской деревни в лирике (Есенин С. А.)

«Чувство родины – основное в моём творчестве», – писал Сергей Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии и очень гордился тем, что он – «крестьянский сын». Природа, деревня, сельский быт, фольклор – важнейшие источники его вдохновения. Став городским жителем, поэт продолжал писать о русской деревне. Родина, деревня, Русь в его творчестве являются синонимами.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он навсегда предан уходящей Руси – деревянной, избяной, деревенской.

До революции поэт воспевал красоту родного края, передавая своё восхищение неброским среднерусским пейзажем. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», – пишет Есенин в своей автобиографии. Он мечтал, что Россия превратится в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. Но вскоре он понял, что его ожидания не оправдаются. Мечта о построении «мужицкого рая» оказалась утопической. Тема русской деревни в лирике Есенина приобретает трагическое звучание.

Весной 1920 года в Константинове он пишет одно-единственное стихотворение «Я последний поэт деревни». Лирический герой этого стихотворения – человек, оставшийся в прошлом. Он не знает другой России, кроме крестьянской, деревенской. Русская деревня гибнет, а он, её последний поэт, заказывает панихиду по дорогому сердцу, но обречённому на исчезновение миру. Поэт создаёт образ прощания с вымирающей деревней. Он совершает обряд богослужения в храме природы.

Боль утраты выражена через знак дерева. «Дощатый мост», то есть сложенный из дерева, перекинут из прошлого в будущее «в песнях». Только в них, этих скромных песнях, поэт может сохранить память о былом, о той деревенской Руси, которая исчезает, вымирает, и её уже не вернуть. Образ берёзы – свечи приобретает трагическое звучание. Теперь это не просто метафора, а знак поминальной службы. «За прощальной обедней» деревья кадят листвой. Берёза – «из тёмного воска свеча» скоро «догорит золотистым пламенем». Знак гибели несут и «луны часы деревянные», которые «прохрипят» последний – «двенадцатый час».

Кто же виновен в гибели русской деревни?

«Железный гость» на родных полях – символ цивилизации, которая вторгается в быт старой Руси и несёт ему гибель. «Чёрная горсть» железного гостя, его «не живые, чужие ладони» как знак смерти противопоставлены живому, «телесному воску свечи» – берёзы.

Образ ветра, справляющего «панихидный пляс», завершает картину умирания старой деревни.

В этом же, 1920 году, поэт создаёт небольшую поэму с символическим названием «Сорокоуст» – так в православной церкви называется сорокадневная молитва по умершему. В поэме противопоставлен паровоз и «красногривый жеребёнок», пытающийся догнать его. «Скверный гость» поезд бежит, «железной ноздрёй храпя», «на лапах чугунных». Это символ городской цивилизации, наступающей на деревню. В нём подчёркивается неживое, бесчувственное начало. Лирический герой сочувствует жеребёнку с тонкими ногами:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Таким образом, 1920 год стал переломным в творчестве Есенина. В его лирике появился конфликт «Русь Советская» – «Русь уходящая». А поэт оказался «в узком промежутке». Он остался в прошлом, хочет, но не может смириться с настоящим.

В поэме «Возвращение на родину», написанной в 1924 году, лирический герой посещает

Где жил мальчишкой…

Всё здесь свидетельствует о тех изменениях, которые произошли в «бедном, неприглядном быте»: и «колокольня без креста», и «кладбище с подгнившими крестами», и старый дед, который ходит теперь украдкой молиться в лес.

Новую жизнь только приняли юные сёстры героя. «Календарный Ленин», «пузатый «Капитал» – всё это детали нового быта, который не приняли ни мать, ни дед героя. Поэма наполнена ностальгическими мотивами по прошлому.

Таким образом, Есенин тяжело переживал «эпоху умервщления личности как живого» и называл себя «последним поэтом» Руси уходящей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19780

«Трагедия русской деревни в лирике »

Поэзия начала 20-го века отличается большим разнообразием. В историю вошли множества литературных течений и направлений: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм. Каждый поэт считал своим долгом принадлежать к той или иной группе — такова была мода. Но все это было лишь формой, внешней оболочкой, потому что настоящее искусство нельзя ограничить узкими формальными рамками. Настоящий поэт всегда будет уникальным и неповторимым, к каким бы «измам» он себя не причислял. Таковы Блок, Ахматова, Цветаева, Пастернак и, конечно же, Есенин.

В русскую литературу Есенин вошёл как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля. Поэтому тема деревни стала для поэта одновременно и целинной, и знакомой до боли. Он так и называл себя — «последним поэтом деревни».

Первые стихотворения Есенина, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями. Поэт рисовал, прежде всего, природу родного края, своей глубинки. Вся природа у него одушевлёна: берёзки уподобляются девушке, месяц — ягнёнку, который «гуляет в голубой траве».

Вместе с тем, образ природы строится в стихах этого поэта только на сопоставлениях с деревенским бытом («страна березового ситца»), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Но с течением времени Есенин начинает выходить за пределы своих детских воспоминаний и впечатлений. Теперь поэт раскрывает не столько собственные переживания, сколько судьбу всей России.

Случилось это во времена великих бурь революций. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда он убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали индустриализации, то очень болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Теперь Родиной для Есенина невольно стала не только деревня и её природа. Появляется новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, — город. Отношение к этому поэт хорошо выражает в своем стихотворении «Я последний поэт деревни»:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его черная горсть.

Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ Прощания и с вымирающей деревянной деревней, и с ее древней земледельческой культурой, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало.

Это и многие другие произведения Есенина построены на приеме антитезы — постоянного противопоставления деревни и города. При этом деревня выступает у поэта как источник добра, благодати, а город — только проклятый, «железный гость».

Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая»:

Я человек не новый!

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать…

Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» (так называют поминальную молитву).

Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи». Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье. А деревня теперь сравнивается с несмышленым жеребенком, который хочет, но, конечно же, не может обогнать поезд. «Живых коней давно заменила стальная конница» — говорит поэт.

В этом, по мнению Есенина, трагическое положение деревни — она безвозвратно ушла в прошлое и уже никогда не станет тем центром духовной жизни, которым была когда-то. Деревня как символ прошлого и благодати на земле, вековой мудрости, отстала от широко шагающего «железного гостя». И уже деревенские парни и девушки уезжают в город, оставляют родные края, как когда-то сделал сам Есенин. Но вне России он не мыслил себя.

Сначала чувство родины у поэта было почти неосознанным, детским и безмятежным, счастливым врожденной причастностью к деревенским корням, к ее природе. Затем оно перешло на более сознательный, рассудочный уровень. Но неизменным всегда оставалось одно — бескрайняя любовь к русской деревне, которую Есенин считал колыбелью культуры, нравственности, самой жизни.

Трагедия русской деревни в лирике Есенина (сочинение)

Творчество самобытного русского поэта Сергея Есенина корнями восходит к русской деревне со всеми ее колоритными прелестями и трагедийной судьбой. Поэт вырос в деревне и знал ее беды и проблемы глубоко, ощущая их и на личной судьбе, принимая близко к сердцу.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада. Подробное описание крестьянского быта мы находим в стихотворении «В хате»: печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени.

Главное украшение любого домашнего очага – расторопная хозяйка. Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».

Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению особый колорит: драчены – блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом, дежка – кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).

В есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, и чувствуется, что в ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.

С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая», раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении присутствует настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.

Недовольство народа новыми порядками сквозит и в есенинском стихотворении «Письмо деду», где внук убеждает деда смириться с переменами:

Что у тебя украли,

А город – плут и мот.

Но только, дедушка,

Едва ли так, едва ли, –

Город в данном произведении олицетворяет не только иной образ жизни, но и государственную власть, официальную политику.

Город также противопоставлен деревне еще и как символ технического прогресса. В стихотворении всплывают излюбленные есенинские образы коня и паровоза. Дед отвергает новую машину, отказывается сесть в вагон. Внук же уже мыслит масштабнее: он понимает, что на старой лошади далеко не уедешь. Однако двойственность авторской позиции все-таки остается очевидной: С. Есенин, все понимая и осознавая, мучительно цепляется за старый и до боли знакомый ему мир патриархальной деревни с ее устойчивым укладом, веками укоренявшемся на Руси.

По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери»:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

И при твоем уме –

Тогда б жилось смелей,

Никто б нас не тянул…

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Наиболее трагедийное звучание разговор о деревне получает в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Пронзительно громко звучит в нем есенинский крик:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии.

Сгусток противоречий и столкновений в деревне есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.

Справедливо полагая, что власти как всегда их обманут, крестьяне не видели особой личной выгоды и заинтересованности в таких преобразованиях. До конца не представляя порядков новой жизни, они боялись каких-либо перемен. Все это выразилось в лирике Есенина в абстрактных метафорических образах «железного гостя» («Я последний поэт деревни»), «каменных рук шоссе» («Мир таинственный, мир мой древний»).

В «Возвращении на родину» дед сетует на то, что сняли с церкви крест и негде стало молиться. Да и сам лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен, –

утверждает поэт в поэме «Русь советская». В стихотворении «Я последний поэт деревни» с гибелью старого уклада он отождествляет собственную смерть, ощущая свои стихи и песни ненужными, устаревшими, понимая неотвратимость перемен.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай, –

восклицает Есенин в стихотворении «Хулиган».

Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

Эти строки выдают тонкую эстетическую натуру автора, его умение разглядеть прекрасное в обыденном, поэтично воплотить это прекрасное в словесной зарисовке.

В стихотворении «Спит ковыль» противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи).

Ковыль – типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь – образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба – воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

Яркая, запоминающаяся строка «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» подчеркивает тему противостояния города и деревни в творчестве С. Есенина.

«Я последний поэт деревни», – пишет С. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена уверенным и неотвратимым шагам бездушного технического прогресса:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

Процесс вымирания деревни, начавшийся в конце прошлого века, продолжается еще с большей силой. Расположенные возле городов поселения превратились в дачные поселки, а глухие, далекие деревушки просто вымирают и пустуют. Исчезает исконная опора и житница России. Если этот процесс не остановится, то уже очень скоро нашей стране придется покупать за золото чужой хлеб за границей.

Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина

Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне (“Русь”, “Гой ты, Русь моя родная”).

Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать “Лелем”, “пастушком”).

Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той “святой Руси”, мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем (“Чую радуницу Божью…”).

Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа “Свищет ветер под крутым забором…” или “О, родина…” если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию “Известий” в составе своего очерка об Америке “Железный Миргород” (1923), так и не попали в газетный текст последнего.

Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих “маленьких поэмах” “Отчарь”, “Пришествие”, “Преображение”, “Инония”. Поэт верил тогда, что в Грядущем “люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где “избы новые, кипарисовым тесом крытые”, где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой”. Однако “развороченный бурей быт”, поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов (“махновщина”), восстания крестьян (“антоновщина”) и т. д. положили конец иллюзиям поэта.

Он не без оснований посчитал, что его “отчарю” – “соломой пропахшему мужику” – только и осталось, что “захлебнуться лихой самогонкой…” Слова, взятые здесь в кавычки, – это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина “Сорокоуст” (1920).

Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. “Трубит, трубит погибельный рог!” Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении “врага… с железным брюхом”, что “тянет к глоткам равнин пятерню”. Стержневой символ стихотворения – “скверный гость” с “железным брюхом”, “страшный вестник” грядущих изменений.

Он принесет с собой в деревню “электрический восход”, а вместе с ним и “стальную лихорадку”. В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: “Конь стальной победил коня живого.

И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни… она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной… Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений…” В 1924 году Есенин пишет стихотворение “Возвращение на родину”, в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций.

Над родимыми местами лирического героя “взметнулась колокольня без креста”, “иконы выбросили с полки”, вместо Библии молодые девушки читают пузатый “Капитал”. Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится “Иванами непомнящими”. В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение “Русь советская”.

В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику “агитки Бедного Демьяна”, “гражданин села” не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру “октябрю и маю”, потому что она навеки принадлежит шестой части земли ” с названьем кратким “Русь””.

В драматической поэме “Страна негодяев”, написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам: Люди с голоду бросились в бегство, На сплошной недород у крестьян. Их озлобили наши поборы,

И, считая весь мир за бедлам, Они думают, что мы воры Иль поблажку даем ворам. Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений.

В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.

Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина

Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»).

Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»).

Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью. »).

Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором. » или «О, родина. » если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.

Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах» «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом крытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».

Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») и т.д. положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» – «соломой пропахшему мужику» – только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой. »

Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920).

Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. «Трубит, трубит погибельный рог!»

Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага… с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения – «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку». В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни . она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной. Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. »

В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими».

В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна», «гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли « с названьем кратким «Русь»».

В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:

Люди с голоду бросились в бегство,

На сплошной недород у крестьян.

Их озлобили наши поборы,

И, считая весь мир за бедлам,

Они думают, что мы воры

Иль поблажку даем ворам.

Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.