Трагедия Мастера в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михайл)

Сочинение

Интересно, что читатели встречаются с одним из главных героев романа, Мастером, только в 13-й главе, которая называется «Явление героя» (заметьте: «явление», а не, например, «появление»).

Это происходит уже после того, как в Москве произошли невероятные события, связанные с пребыванием в столице Воланда и его свиты, после того, как мы познакомились с одной из глав романа Мастера о Понтии Пилате, после того, как стали свидетелями безобразной сцены в Варьете.

И вот на смену визжащей толпе, «адских взрывам хохота», «бешеным криком» и «какому-то невероятному, ни на что не похожему по развязности своей маршу», который приказал «урезать» оркестру «наглый котяра Бегемот», приходят тишина и успокоение клиники Стравинского, клиники для душевнобольных, куда Мастер пришел добровольно четыре месяца назад.

Первые слова, вернее, не слова, а звук, который издает, прикладывая палец к губам, Мастер, звук «Тсс!». Этот призыв к молчанию не просто просьба вести себя тихо, чтобы никто не узнал, что Мастер имеет возможность выходить из своей комнаты, но это, если хотите, сущность его теперешней жизни.

И так, в молчании, живет не только Мастер, так живет страна: боясь, что кто-нибудь что-нибудь услышит и донесет, опасаясь слишком внимательных взглядов, с ужасом ожидая ночных шагов и незваных гостей.

Перед читателями предстает совершенно больной, сломленный человек, отрекшийся от своего имени, от своею труда, долгое время составлявшего смысл его жизни, от своей любви, наконец.

Что же произошло с ним, человеком ещё не старым (ему примерно 38 лет), по образованию историком, знающим пять языков? В чем причина трагедии Мастера?

История, рассказанная им Ивану Бездомному, это история человека, не сумевшего выстоять, не сумевшего сохранить в себе то лучшее, что в нем было, это история человека, сломленного Временем. Ведь дело тут не в критике Латунском или литераторе Мстиславе Лавровиче, которые раскритиковали роман Мастера, назвав его создателя «врагом», «богомазом» и «воинствующим старообрядцем», дело в системе, не позволяющей человеку свободно мыслить, творить, чувствовать. «Всякая власть является насилием над людьми», говорит Иешуа. Не в этом ли одна из причин (может быть, главная) трагедии Мастера.

Можно ли творить, зная, что долгие годы, а возможно, и никогда вообще твой труд не увидят люди? Думал ли сам М. А. Булгаков, создавая «Мастера и Маргариту», что его роман, за который заплачено жизнью, увидит свет только спустя 26 лет после смерти автора (1966 г.)? Разве не является это еще одной причиной трагедии творца?

6 стр., 2710 слов

МАСТЕР И МИХАИЛ БУЛГАКОВ

... Булгакова явствует, что свобода творчества нужна писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может. Литературная судьба Мастера ... поскольку образ Мастера появился в бо- лее поздних редакциях романа. У Булгакова и Мастера одна общая трагедия — трагедия непризнания. В ... и я уже знал, что последними словами романа будут: «… Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», — говорит Мас- тер. История ...

Мастер, если можно так сказать, «боится мира». Даже наука, которой он занимается, история — наука о прошлом, и это занятие словно помогает ему отринуть настоящее.

Выиграв сто тысяч, он бросает службу в музее, нанимает у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике и начинает сочинять роман о Понтии Пилате.

Эти «домик» и «садик», и «отдельная квартирка» (везде уменьшительные суффиксы) тот крошечный мирок, которым Мастер будто отгораживается от мира окружающего.

Мастер полностью отказался от своего прошлого, он даже забыл имя своей бывшей жены. И вот в этот момент весна «выманила» его на улицу, «необыкновенно пахнущий сиренью мир» вдруг открылся ему в жизни Мастера появилась Маргарита.

Будто любовь уже в самом начале несёт в себе не обещание счастья, а обещание смерти. Любовь, которая сжигает, которая живет вне времени и пространства.

Мастер словно «угадал» Маргариту так же, как он «угадал» свой роман. Именно любимая уговорила Мастера отдать его в редакцию. И вот тут произошла катастрофа, от последствий которой Мастер уже не смог оправиться. Мало того, что роман не напечатали, так каких только оскорблений ни пришлось услышать автору. И вот тут в жизнь Мастера вторгся страх. И тогда Мастер сжигает своё творение.

«Исписанная бумага горит неохотно», листы сопротивляются, как живые, не желая умирать, и пропадают лишь тогда, когда Мастер «яростно добивает их кочергой». Маргарита успевает спасти часть рукописи.

Мастер отказался от своего творения, отказался от любви, пусть даже потому, что Маргарите будет с ним «нехорошо»‚ а значит, отказался от жизни. Тревога и беспокойство, на смену которым приходит тоска, отныне удел Мастера.

Усилиями Алоизия Могарыча, прикинувшегося «любителем литературы»‚ а потом написавшего на него донос, Мастер попадает в заключение.

После того как через несколько месяцев его выпустили, он не нашел для себя иного выхода, как добровольно прийти в лечебницу Стравинского.

Ничего больше не хочет в жизни Мастер, только бы увидеть еще раз любимую. Ему будет дарована такая возможность, а ещё за все его мучения по заслугам и делам его он получит столь долгожданный покой, покой, но не «свет», «света» он «не достоин».