«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную эпоху (Первый вариант)

Сочинение

«Лишь трава растёт на земле, безучастно приемля солнце и непогоду, питаясь земными жизнетворящими соками, покор­но клонясь под гибельным дыханием бури. А потом, кинув по ветру семя, столь же безучастно умирает…»

М. Шолохов

Народ никогда не оставался безучастным к своей судьбе. Стремление к луч­шей жизни вынуждало быть в постоянном поиске правды. А, как известно, од­ной правды не бывает. И когда они сталкиваются, такие периоды в истории на­виваются переходными.

Мир узнал о донских казаках из романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Рисуя жизнь казачества в период революций и войн в начале XX века, писатель сумел поднять проблемы, волновавшие его, до общечеловеческих. Более полувека не ути­хают споры вокруг главной идеи романа: как искать правду, не разрушая и не отказываясь от общечеловеческих нравственных норм. Наверное, поэтому нам, живущим в перестроечный период, необходимо прочитать и иначе осмыслить это произведение.

Шолохову удалось события истории раскрыть через действия и судьбы простых казаков. Ломка и перестройка сознания — мучительный процесс. Не все сразу могут определиться в борьбе идей, чья линия верней, что происходит в силу неоднознач­ности человеческой натуры. В такой ситуации трудно не растеряться, не метаться из лагеря в лагерь, что и происходит с главным героем — Григорием Мелеховым, олицетворяющим образ народа. Не случайно по своему социальному положению он середняк — самая многочисленная часть крестьянства. Он представляет «тре­тью силу» в классовой борьбе. В Мелехове борются исконные человеческие чувства — труженика и собственника. Он сознаётся прямо: «…ничего я не понимаю… Мне труд­но в этом разобраться… Блукаю я, как в метель в степи…» В его колебаниях кроет­ся трагедия, усиленная тем, что представители разных «правд» любой ценой, це­ной человеческих жизней, братоубийственной войны стремятся к победе. Это Григорий не приемлет, это не может уложиться в его сознании.

Народная жизнь с её вековыми традициями и установившимися нравственны­ми нормами осуществляла общечеловеческий контроль над всеми видами самопоз­нания, утверждая, что жизнь человеческая священна. Она не может быть средством чего-то. «Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсть», — учил дед Гришана козаков. Оставайтесь людьми, чтите законы человеческого общежития, призывают персонажи романа. Ильинична вну­шает Григорию: «Ты и… бога, сынок, не забывай!» Да и сам он жалуется брату: «Я, Петро, уморился душой… Срубил зря человека и хвораю через него, гада, ду­шой…» А самому Мелехову хотелось другого: «…хотелось убирать скотину метать сено, дышать увядшим запахом донника… Мира и тишины…», так как внутренняя жизнь устремлена к добру. Разошлись пути Мелехова и его бывшего друга М. Ко­шевого, который идёт к той же цели — правде, но другим путем. Он определил его раз и навсегда. В сердце кипит ненависть к сытым, в борьбе он ожесточился и не­примирим к врагам. Нет жалости к тем, кто против народа, не дрогнувшей рукой убивает Петра Мелехова, обрекает своих же соседей-хуторян на расстрел, состав­ляя списки врагов. Натерпелся он как голытьба с детства, да и мать его казаки зверски убили: «жгучей ненавистью оделось Мишкино сердце. Он уже не раздумы­вал, не прислушивался к невнятному голосу жалости…», «он с тремя товарищами выжжет дворов полтораста станицы Каргинской».

3 стр., 1464 слов

«Онегин как тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на ...

... Онегину Ф.М. Достоевским: «тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... круг «вечных», общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается. Личность Онегина сформировалась в ... сердцу, как известно, не прикажешь. Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, ...

Не остались в долгу богатые казаки, которые своего, горбом нажитого добра не захотели отдать голытьбе. Они не приняли большевистскую правду. Мирон Коршунов, отец Натальи, бывший атаман, кулак, прежде всего хозяин, работал вместе со своей семьёй так, что кости трещали, умел вести хозяйство, а теперь всё голытьбе отдать? Погибает, но такую правду не приемлет. Материал с сайта

Интересно, что в романе нет чёткой грани между своими и врагами. Все люди, и их нужно понять, но как опасно на фоне множества «правд» идеализировать нетерпимость. Нетерпимость нужно проявлять к таким, как Митька Коршунов — палач, садист, который вызывал ужас и омерзение у врагов и близких. Шолохов с любовью и подробно описывает картины казачьего быта, чтобы показать жиз­нестойкость, стремление сохранить вечные, чувства, как сама природа, несмотря на революционный вихрь событий, который всё сметает на своём пути. Символичен конец романа «…вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»

Что только не вынес наш многострадальный народ, и что ещё ему предстоит перенести! Нравственные устои — вот тот стержень народного самосознания, по­зволяющий истерзанному экспериментами народу, обойдённому и «справа» и «сле­ва», залечить свои раны, и с надеждой, слабой, но надеждой, устремить свой взгляд в будущее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑