Теория Раскольникова и её крах в романе Достоевского Преступление и наказание

Сочинение
  • Другие
  • Теория Раскольникова и ее крах

Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение «Преступление и наказание» реалистично показывает мир, в котором немногим персонажам удается остаться в рамках человеческих ценностей. Большинство героев считает, что нищета является главной причиной их несчастий. Достоевский помещает своего чрезмерно гордого, с пытливым умом главного героя в тесную, мрачную комнату. Вдобавок усугубляет его психологическое состояние отсутствием даже минимальных средств к существованию. В подобных физических ограничениях, смешанных с чувством голода, у бывшего студента юридического факультета зарождается крамольная, антигуманная теория, которая подвергает сомнению признанные общечеловеческие ценности.

Высокомерие молодого человека, ущемленного несправедливостью этого мира, отказывается принять унылую действительность. В поисках основной причины своих несчастий, Родион Раскольников приходит к оригинальным умозаключениям. Он считает, что достоин большего, лучшего и прямо сейчас. Подкрепив свою теорию рядом философских размышлений и исторических примеров, Раскольников настолько убеждается в гениальности своего открытия, что решается опубликовать свою теорию в печатном издании. Одним дается все, а другим ничего, потомучто люди делятся на два вида. И чтобы изменить унизительную реальность, достаточно лишь доказать свою теорию одним решительным шагом. Убийство. Объясняя самому себе, что действует во благо не только себя, но и других людей, обиженных старухой-процентщицей, Раскольников убивает Алену Ивановну, затем, нечаянно, убивает несчастную Лизавету Ивановну, потом крадет какую-то мелочь, бежит, прячется, врет близким, следователю, другу, запутывается в своих мыслях и снах и, что самое главное, двери в мир избранных людей не открываются, а наоборот рушатся последние связующие с реальность нити.

Теория Раскольникова неверна, что и требовалось доказать. Великий гуманист Достоевский расколол сознание своего героя, но его физически истощенная душа спаслась благодаря любви. Ведь только любовь, сострадание и доброта делают из человека человека. Да, люди равны, но не одинаковы. Не все способны совершить преступление, не все преступники понесут законное наказание, но никто не избежит суда своей совести. Нет ни всемогущих, ни тварей дрожащих, а есть преступление и неотвратимое наказание. Теория Раскольникова запнулась о человеческую природу, о чувство совести, которое Родион недооценил в своей жестокой философии.

7 стр., 3088 слов

Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ...

... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Преступление в романе Достоевского состоит не в нарушении закона, а в преступлении через нравственность, через мораль. Раскольников попытался отнести себя к высшим людям, ... Сметанова Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» Ф. ... так как увлечен собственной теорией и поиском доказательств ее ...

«Ах, если бы меня никто не любил, мне было бы легче» — говорит Раскольников, понимая свою главную ошибку. А его любит мама, сестра, друг и Соня. Хрупкая и несчастная Соня, нашедшая спасение в вере в Бога. Она объясняет избитые человеческие ценности несостоявшемуся сверхчеловеку. Давно доказанные прописные истины помогают двум грешникам найти свой путь к искуплению наказания. Человеческие мучения им облегчает каторга.

Сочинение Теория Раскольникова и её крах

Фёдор Иванович Достоевский создал множество произведений, многие из которых до сих пор популярны и любимы читателями, которые заставляют задуматься о важных проблемах. Одним из таких произведений является «Преступление и наказание».

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей. Суть её в том, что личности «право имеющие» могут совершать что угодно ради достижения большой благой цели: убивать, воровать и т.д. В то время как «твари дрожащие» как раз являются материалом, только чтоб сохранять жизнь и продолжать существование человечества.

Сам главный герой первоначально относил себя к первой категории сильных, нужных людей. Он был практически уверен в этом, и, чтоб доказать теорию самому себе, он совершает убийство старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, эта старуха была вошью, которая всем только мешала и не давала спокойной жизни. После убийства герой ходит сам не свой несколько дней, он не может разрешить внутренний конфликт, ведь он не хотел убивать процентщицу, а тем более её сестру. Его лихорадочные размышления, несколько дней самоанализа привели его в участок, где Раскольников сам признаётся в убийстве. Следовательно, это делает его «тварью дрожащей» и подрывает основание теории. Уже здесь начинается её крах.

Теория сама по себе была нечеловечна. Жизнь человеку дана не другими людьми, следовательно, не последним её отнимать. Похожие теории в истории человечества привели к холокосту, геноциду, массовому истреблению человечества. Поэтому такие рассуждения очень опасны. Даже Соня говорит: «Это человек-то вошь?», она не считает, что можно вот так просто отнять жизнь даже у самой мелкой старушки. На этой почве пара много спорит, Раскольников даже не любил девушку до осознания, что она права.

Уже на каторге Раскольников осознаёт всю абсурдность теории из своих снов. Это и сны, в которых больные люди уничтожали друг друга, а здоровые должны были откуда-то появиться и продолжать новый человеческий род. Также он читает там Библию, что ведёт к воскрешению души главного героя.

Крах и крушение теории Раскольникова

Разговор Раскольникова со следователем

Достаточно подробно раскрывается теория Раскольникова в разговоре с Порфирием Петровичем – следователем по делу об убийстве старухи и её сестры. Он, как выяснилось, знаком со статьёй Раскольникова, его заинтересовал необычный взгляд на общество молодого человека. Поясняя постулаты своей теории, Родион достаточно осторожно раскрывает собеседнику свои мотивы преступления, но следователь, естественно, не осознаёт этого. Он искренне рад, что может пообщаться с автором статьи, и высказать своё мнение на данную тему.

3 стр., 1095 слов

Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление ...

... взглянуть на жизнь по-другому. После преступления Раскольников много думает. И рождается страшная для него мысль: а вдруг произошла ошибка, и он вовсе не «сверхчеловек» ? Но Родион ещё верит в свою теорию, ... от человечества. Раскольников потерял связь с людьми. Убийца не смог остаться человеком. Огромное значение для Раскольникова имело знакомство с Соней Мармеладовой. Родион идёт к девушке в тот ...

Люди, которые призваны внести нечто новое в жизнь человечества, по мнению Раскольникова, имеют определённое превосходство и совершенно другие права (моральные, конечно же).

К примеру, убить кого-то если потребуется: “…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…”).

Тварь дрожащая

В своих романах Достоевский всегда затрагивает сложные социально-философские и моральные вопросы. В «Преступлении и наказании» автором изображается становление, развитие и крах антигуманистической теории о «Твари дрожащей».

деление человечества на две группы:

  1. Обыкновенные люди (дрожащие твари) — это, по сути, стадо, обязанное слепо следовать всем законам общества.
  2. Необыкновенные (имеющие право на всё) — это люди способные возвысится над скоплением никчёмных обывателей. Их призвание — менять мир к лучшему, продвигая новые идеи, несмотря ни на что. Никакие преграды, будь то совесть, моральные принципы или жизнь ближнего не должны помешать такому человеку.

Родион считал себя великим человеком, способным взглянуть поверх мещанских стереотипов и сказать, что-либо новое. Он причислял себя к категории людей, имеющих право на всё — преступников.

Антигуманистическая и по-своему красивая теория нуждалась в проверке экспериментальным путём. Студент составляет план убийства и ограбления знакомой старухи, устроившей у себя дома ломбард.

Родион Раскольников

Изначально образ главного героя был другим. Он замышлялся, как типичный социофоб, ненавидящий общество. Существо, переполненное эгоизмом и деспотизмом, гордое до невозможности. Однако такой примитивный персонаж не мог стать героем романа Достоевского. Писатель долго над ним работал и в итоге концепция стала более сложной, многогранной и живописной.

Убийца — это не тупой уголовник, но философ, создающий великолепные умозрительные заключения, достойные высших похвал. Крушение теории Раскольникова было невозможно, если бы сам творец не усомнился в ней.

9 стр., 4138 слов

Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести»

... а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он ... сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». ...

Молодой человек приехал учиться в крупный город. Деньги высылают родители, а ещё подработки. Студенческая жизнь очень нестабильна. Мать больше ничего не присылает, а мелкие подработки дают лишь гроши. Нечем заплатить даже за образование, есть нечего.

Именно так и зарождается идея о том, что общество разделено на классы или даже касты. Вполне логично, что тот кому плохо, ненавидит субъектов которым хорошо. Когда нечего есть мозг работает более чётко и определяет приоритеты.

Родион Раскольников — это образованный молодой человек, столкнувшийся с несправедливостью. Он долго думал про устройство этого мира, справедливость и гуманизм, но реальность ему мешала. Как итог — разочарование и поиск новых жизненных ориентиров, которые могут заключаться в преступлении принятых норм и законов.

Внешние и внутренние черты Р. Раскольникова:

  • мрачность;
  • задумчивость;
  • замкнутость;
  • красота;
  • тонкие черты лица;
  • высок и худощав;
  • тёмные русые волосы;
  • стройный юноша;
  • тёмные глаза;
  • бледная кожа;
  • поношенная одежда;
  • некоммуникабельность;
  • нигилист;
  • последователь Ницше;
  • раздражение от общения с людьми;
  • угрюмость;
  • меланхолия;
  • вспыльчивость;
  • бесчувственность и бесчеловечность;
  • двойственность характера;
  • самолюбие; тщеславие;
  • образованность;
  • самоуверенность.

Родион долго не решается воплотить свою идею в жизнь. Он очень долго и много размышляет. Решающим фактором, толкнувшим студента на убийство старухи-процентщицы является письмо из дому. Мать пишет о скором венчании дочери с неким богатым господином.

Понимая, что сестра решилась на брак лишь ради улучшения бедственного положения своей семьи, Раскольников решается на преступление.

Преступление и наказание

Мысли о написании философско-социального произведения на тему неизбежности наказания зрел в мозге писателя очень давно. Определённая концепция романа появилась лишь в 1863 году, это произошло в Италии, где он путешествовал со своей возлюбленной.

Сочинение родилось из нескольких предварительных рукописей и черновиков, впитавших в себя впечатления от каторжных лет и наблюдений за обществом. В итоге Достоевский написал уникальный криминальный детектив с глубоким психологическим подтекстом. На фоне мрачной урбанистической картинки показаны несчастные люди, страдающие и размышляющие.

теория о «Твари дрожащей»

Основа сюжета имеет под собой реальные факты

Известно, что Достоевский очень интересовался этим резонансным делом и даже изучал стенографические записи из зала суда. Скорее всего, именно это убийство дало толчок к написанию романа.

Определившись с сюжетом, Фёдор Михайлович начал вводить в произведение свои личные взгляды. С удовольствием растворившись в своей рукописи, он смог позволить всё, чего нельзя делать в реальной жизни, но можно в воображении.

Каждый писатель любит свои сочинения и отдаётся им со всеми потрохами. Достоевский не был исключением. В работе над «Преступлением и наказанием» он создаёт настоящую философскую, антигуманистическую теорию, которой позавидовали бы даже фашисты.

17 стр., 8141 слов

Раскольников есть истинно русский человек

... также смогли испытать «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр ... Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ... Сочинение 2 Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский ...

В этом нет ничего плохого, каждый художник имеет право на всё, что ему заблагорассудится. Писатель тоже так считал, но не мог выразить себя лично, мешало общество. Он обошёл этот запрет и опубликовал бессмертный роман — о преступлении и последующем неизбежном наказании. Критики спорят, а творец спит.

Вся противоестественность, весь ужас для человека в таком деянии, как убийство, освещены Достоевским в «Преступлении и наказании» не как поучение, но в яркой изобразительности самого момента убийства. Ступив на ложный путь, доверившись своей отвлеченной теории, Раскольников должен сразу попасть в хаос, в котором теряет возможность руководить событиями и управлять собственной волен. Читателю становится ясно, что Раскольников, согласно утверждению Сони, совершает насилие не только над другими, но и над самим собой, над своей душой и совестью.

Теория Раскольникова

Если бы Раскольникову, в дни, когда он только размышлял об относительности понятий добра и зла, представили яркую картину этого убийства, если бы он мог увидеть себя с топором в руке, услышать треск черепа старухи под его топором, увидеть лужу крови, представить себя самого приближающегося с тем же окровавленным топором к Елизавете, как-то детски отстраняющей его в слепом ужасе руками, – если бы он мог пережить и перечувствовать все это, а не обдумывать только теоретические решения, нет сомнения, он бы увидел, что такой ценой никаких благ купить нельзя. Он бы понял, что средства цели не оправдывают.

Читайте краткое содержание «Преступления и наказания», полный текст этого романа по главам, краткую и подробную биографии Ф. М. Достоевского

Двойное убийство, совершенное Раскольниковым, как-то разрушает весь его жизненный устой. Им овладевают полная растерянность, смятение, бессилие и тоска. Он не может преодолеть, пересилить страшных впечатлений убийства: они его преследуют, как кошмар. В своей теории Раскольников полагал, что именно после убийства и грабежа он начнет осуществлять планы новой жизни; между тем именно самый кошмар убийства наполнил всю его последующую жизнь тоской и смятением.

В ночь после убийства он с лихорадочной торопливостью мечется по комнате, старается сосредоточиться, обдумать свое положение и не может, ловит и теряет нити мыслей, засовывает украденные вещи за обои и не видит, что они торчат оттуда. Им овладевают галлюцинации, он бредит и не может отличить действительности от безумных представлений.

См. полный текст отрывка из «Преступления и наказания», где излагается теория Раскольникова.

В дальнейшем он продолжает ощущать непредвиденные последствия случившегося, которых учесть он не мог. Так, он чувствует свое полное разобщение со всем миром и с самыми близкими людьми. Он носит маску в общении с любимой матерью и сестрой, замыкается в свое угрюмое одиночество. И хотя он теоретически оправдывает свое преступление и винит себя только за слабость воли и малодушие, но в то же время бессознательно чувствует, что пролитая им кровь делает невозможным прежнее простое и душевное общение с любимыми людьми. – «Точно я из-за тысячи верст на вас смотрю», – говорит он матери и сестре.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей семье, ...

Таким образом, Достоевский обнаруживает здесь, что нарушение вечных, свойственных душе человеческой, законов влечет за собой наказание не извне, а изнутри. Раскольников сам же казнит себя своим тоскливым разобщением с людьми, своей уединенностью и смутным сознанием, что жизнь его чем-то искалечена, разбита Он решает, что все дело в его слабости, в том, что он наделен дряблой и бессильной натурой. Он приходит к сознанию того, что он спасовал перед своим принципом, оказался ниже его. «Я себя убил, а не старушонку», – говорит он и выражает ту же мысль в другом месте: «Старушонка – вздор; я не человека убил, я принцип убил…»

В дальнейшем автор рисует своего героя в состоянии внутреннего расстройства и душевной борьбы. У него совершенно исчезло жизненное содержание, ибо исчез устой жизни; он не находит никаких прежних интересов жизни, не может больше отдаться ни труду, ни развлечениям. Он борется между двумя решениями: собственными прежним, говорящим ему о праве сильных, и Сони Mapмеладовой, призывающей его к покаянию и искуплению. Но личные черты, который показывает в своем герое автор, объясняют медленный процесс душевного перерождения Раскольникова, которое совершилось в нем под влиянием Сони.

Ссылки на другие статьи о творчестве Ф. М. Достоевского – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»