УРОК № 45
Тема. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского
Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать
материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить
уровень понимания содержания, идейно-художественных
особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: иллюстративный материал, черновые варианты сочинений,
запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания,
идейно-художественных особенностей изученных по этических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать
собственную точку зрения.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
- В чём необычность, самобытность лирического героя поэзии А. А. Блока?
Что сближает его с романтическим героем?
- В чём уникальность, самобытность художественного мира С. А. Есенина?
Каковы наиболее характерные приметы этого мира?
- Что в творческом наследии В. В. Маяковского представляется вам особенно
интересным?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
- Поэты «Серебряного века». Поэты 20-х гг. XX в. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский… Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не всё в их творчестве понятно нам, но бесспорны их
талантливость, неординарность. Безусловно, нельзя ограничить их творчество
рамками какого-то одного литературного направления — символизма, акмеизма или футуризма. Глубина мысли, мастерство слова, умение осмыслить жизнь
духа, движение души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире, глубже. Для нас, читателей XXI в., их творчество, несомненно,—
большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира,
утверждающее неисчерпа емость, величие и «дум высокое стремленье» русской
поэзии. Поэзия 20-х гг. XX в. изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. Знать, судьба поэтов такова: мучиться и мучить, страдать и искать,
Окружающий мир — мой любимый урок в школе
... во мне интерес к посещению других стран. Также читают: Картинка к сочинению Окружающий мир Популярные сегодня темы Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга ... презентации на каждый урок. Еще мы играем в игры, чтобы лучше запомнить информацию. В качестве домашнего задания учитель советует смотреть нам фильмы на научных каналах. Очень скоро окружающий мир ...
совершенствовать своё творчество и кристаллизовать душу. И при каждом новом прочтении их произведений появляются всё новые и новые мысли, вызванные поэтом, и перо тянется к бумаге.
Для многих современных школьников написать сочинение — большая проблема. И причина, как это ни банально звучит, в отсутствии навыков письма.
Из жизни общества ушли письма как попытка высказаться, пообщаться, наши
своеобразные «божества» — телевизор, компьютер — прививают терпимое отношение к бескультурной речи, небрежным высказываниям.
Это напрямую отражается в языке и влияет на наше восприятие мира, жизни, людей, на умение и неумение говорить ясно, точно, содержательно.
Соответственно и школьные сочинения будут на уровне «жестов и междометий». Если вы не умеете письменно выражать свои мысли, то в первую очередь
прививайте себе любовь к чтению, к слову. Обращайте внимание на использование в речи слов классического русского языка. Побуждайте сами себя к говорению, обсуждайте в кругу семьи и друзей проведённый день, прочитанную книгу, просмотренный фильм, волнующие вас темы, учитесь слушать собеседника,
аргументированно возражать. Параллельно с уроками говорения изучите и проанализируйте основные правила написания сочинений.
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске
1) «Он весь дитя добра и света…» (по творчеству А. А. Блока);
2) «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема Родины в поэзии С. А. Есенина);
3) Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина;
4) «Светить всегда, светить везде до дней последних донца…» (тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского);
5) «Оружия любимейшего род…» (объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского).
Комментарий. Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.
2. Консультация учителя
Тысячелетняя история нашей литературы — это та река, в которую вливались малые и большие произведения, малые и большие писатели и поэты. Среди
них — Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский. Они были не
только поэтами. Они были властителями дум, теми, кто ставил самые острые
вопросы и искал на них ответы. Они были теми, для кого совесть, честь и достоинство были не простыми словами. Они были теми, кто хорошо знал Россию
и самозабвенно любил её. Они были теми, кто, описывая Родину своего времени, мог создать произведение «навсегда», предсказать будущее. И читая строки
их стихотворений, давайте внимательно вслушаемся в каждую строку: каждая
из них подобна чуду, а тайна поэтического слова открывается только внимательному читателю.
Вот теперь, когда вы в определённой мере овладели теоретико-литературной
подготовкой, воспользуйтесь некоторыми советами и рекомендациями:
- ещё раз прочитайте стихотворение;
- создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;
- определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои
чувства и воздействовать на ваши эмоции;
Топик на английском с переводом наурыз. Наурыз на английском ...
... страны; развивать положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая, развитие навыков ... на примере празднования Наурыза. Задачи: обучающие: дать новую информацию о традиционном празднике Наурыз в Казахстане, тренировать лексику по теме ... luck to you! Большую часть территории Казахстана занимают степи. Несмотря на то, что степь кажется ...
- какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль.
Постарайтесь передать это в своей творческой работе. Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение отличного бала за сочинение.
3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)
Как написать сочинение
Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
(С. И. Ожегов)
Композиция сочинения
- Вступление;
- основная часть;
- заключение.
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается
как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения
должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
Вступление — вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той
проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
- содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
- быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («Как вы понимаете смысл названия…»);
- содержаться факт из биографии автора или характеризоваться исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего
анализа текста;
- быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов,
если они использованы в названии темы («Тема судьбы…», «Образ героя…»).
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
- пересказа литературного произведения;
- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/temyi-sochineniy-po-tvorchestvu-esenina-klass/
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного
материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст,