Лагерная тема в творчестве Солженицына

Сочинение
  • Лагерная тема в творчестве Солженицына

Тема лагерной жизни раскрывается автором в произведениях разного жанра, в том числе в рассказах, в документальных историях («художественных исследованиях»), в драме, в сценариях для кино. Данная тема занимает особое место в творчестве Солженицына, а центральное место она получила в таких работах писателя, как «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича». Лагерь здесь выступает ярким, очень точным символом, в котором заключена суть русской жизни в послереволюционные годы.

Несмотря на единство темы, разные жанры требуют различного подхода к ее осмыслению, ставят иные условия подбора материала, предоставляют специфические возможности для выражения авторского взгляда.

В книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын выражает себя как художника и человека, не принимающего традиционные деления как в жизни, так и в литературе. Подача материала происходит в необычной форме, которая позволяет автору отразить всю полноту исследования лагерной жизни, показать ее многочисленных участников, а также максимально точно и полно высказать личную позицию.

Драматизм лагерной темы проявляется в попытке обретения свободы. Противостояние жизни и смерти, верности и предательства, силы и слабости, ненависти и любви идеально подходят для драматического воплощения.

В своих работах автор стремится к реалистичности описываемой картины, к ее жизненной убедительности. Например, в произведении «Один день Ивана Денисовича» большинство героев имеют прототипы в реальной жизни. Их истории также правдивы.

Интересно, что закрытые помещения, такие как больница, столовая и т.д. несут в себе некое символическое значение. Замкнутые пространства ограничивают свободу людей, заключают их в своих стенах. В рассказе Солженицына опасность представляют также и открытые пространства, их герои произведения стараются избегать, двигаясь как можно быстрее от одного помещения к другому. Открытые участки ограничены зоной, а сверху на заключенных беспрерывно падает слепящий свет прожекторов.

6 стр., 2741 слов

Конкурсное очинение «Мои размышления над книгой А.И.Солженицына ...

... власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. Сочинения писателя перестали печатать, ... – волей, то есть не лагерным миром». Итак, я погрузилась в ... за тюремные годы. Однако работа прервалась, так как материала ... Это был страшный момент моей жизни,- рассказывает Солженицын в книге воспоминаний « Бодался ... художественно-исторический труд «Архипелаг ГУЛАГ». С 1964 по 1968 годы ...

Несмотря на тяжелые лагерные условия, здесь все же сохраняются настоящие живые люди подобно Тюрину, Ивану Денисовичу, Клевшину и другим. Ни при каких обстоятельствах они не теряют своего достоинства, не унижаются перед другими, не вымаливают снисходительного к себе отношения. По убеждению автора, лагерь есть сущее зло, обитель насилия и страдания. Однако пережитые трудности и сочувствие способствовали нравственному восхождению. Можно заключить в плен тело человека, но нельзя упрятать в темницу его душу. И даже получив формальную свободу, падшая, загубленная душа уже никогда не сможет ее обрести. Внутренний мир героя, его жизненные и нравственные устои останутся неизменными.

2 вариант

Многие произведения (рассказы, документальные очерки, романы) писателя затрагивают тему жизни в лагерях и представляют собой определенную энциклопедию лагерного существования.

В произведениях автор достигает эффектности, выражающейся в жизненном убеждении и психологической реальной действительности, при этом сюжетное повествование содержит приметы невыдуманной достоверности.

В рассказах читательской аудитории представляется большое количество героев в лице настоящих, встреченных в жизни, людей. Например, бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского в произведении об Иване Денисовиче. Однако главный персонаж рассказа в лице Шухова является собирательным образом военнослужащего артиллерийской батареи, в которой командиром был лично писатель, впоследствии заключенный в лагерь.

Раскрывая лагерную тематику, писатель использует высокую степень достоверности и детальности, описывая ужасающие будни тяжелой жизни в лагерях в виде голода, холода, лишающих людей рассудка, гнойных язв на конечностях, жестокого беспредела представителей уголовного мира. При этом писатель особую роль отводит глухому замкнутому пространству в качестве больницы, вахты, столовой, являющихся с авторской точки зрения символичными. Например, в указанном выше рассказе лагерники опасаются и открытых участков в лагере, которые также являются ограниченными зоной, бараками, строительными площадками, а также слепящими беспрерывно прожекторами.

Отличительной особенностью изображения лагерной жизни в произведениях писателя является сохранение автором на зонах живых людей, характеризующих своим внутренним достоинством и отрицающих унижения ради сигарет, хлебной пайки.

Лагеря с авторской точки зрения являются огромным злом, насилием над личностью, однако проявление в них сострадания и ощущение страданий обуславливает нравственное очищение человека с уверенностью невозможности пленения человеческой души и лишения ее свободы. При этом писатель подчеркивает, что формально освободив заключенного, невозможно изменение его внутреннего мира и системы личностных ценностей. По мнению писателя, в лагерях сохраняется настоящая человеческая жизнь, а за их заборами происходят события, непонятные заключенным.

Главная цель лагерного существования для всех его узников заключается в выживании, именно это содержание пронизывает все произведения писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Лагерная тема в творчестве Солженицына

Лагерная тема в творчестве Солженицына

9 стр., 4189 слов

Честь и бесчестие в произведении судьба человека. Шолохов М.А

... Честь и бесчестие в повести "Судьба человека", как написать сочинение? В произведении quot;Судьба человекаquot; можно найти множество тем для обсуждения, и одной из них можно назвать тему чести и бесчестия. Обычный человек, живший привычной для всех жизнью, ...

Популярные сегодня темы

  • Аверченко предлагает цикл рассказов, которые кратко анализируют революционные перемены. Отношение автора к революции во многом негативное, но, вероятно, не такое примитивное как имеют некоторые его герои.

  • Суть произведения И.Гончарова «Обломов» во многом раскрывается благодаря антитезе, которая сталкивает друг с другом двух противоположных по своему характеру и взглядам на жизнь героев – Илью Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца

  • Сочинения по произведениям Горького

  • Мечта и реальность. Реальность и мечта. Две стороны одной монеты. Две интересные и вечные противоположности, которые присутствуют в повседневной жизни каждого из нас. Могут ли столь различные суждения быть в гармонии

  • Что такое счастье и как стать счастливым? Каждый человек осмысливает это по-своему и все к нему стремятся. Хотят стать счастливыми и персонажи «Вишневого сада» Чехова. Но вот никак у них это не получается.