По повести «Тарас Бульба» по плану

Сочинение

Сочинение по произведению «Тарас Бульба» знакомо многим поколениям школьников. Знаменитая повесть Николая Васильевича Гоголя по своему жанру выходит за рамки других его сказочно-фольклорных произведений, действительно относящихся к повести. Она по своей сути не помещается и в рамки как советской, так и современной школьной программы.

Скрытый жанр рыцарского романа

Это творение писателя «спрятано» между повестей, однако его настоящий жанр — рыцарский роман. Поэтому логично будет, если мы предложим вниманию наших читателей более осмысленный, более психологичный и, наконец, «взрослый» взгляд на повесть Гоголя «Тарас Бульба». Сочинение это – целостное и имеющее, несмотря на немудреный сюжет, «второе дно», которое открывается, если подвергнуть его анализу историческому…

Читатель, знакомясь с героями книги, понимает, что ее линия героизма перекликается, например, с сагой о рыцаре Роланде, ставшем Франции. Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием — достоверны, как собирательные образы «козаков» Запорожской Сечи. (Именно «козаков», а не казаков, — одна буква имеет значение! Так писала Екатерина II в своем указе 1775 года, уничтожающем их вольницу).

Несомненно, философское наполнение творения Гоголя — на порядок глубже, чем это может отобразить сочинение по повести «Тарас Бульба». 7 класс по плану общеобразовательной программы предполагает, чтоб свой вердикт по идеям повести вынес ребенок. Это, по крайней мере, нелепо. Очевидно, министерство образования мотивируют это простотой сюжета. Однако не похоже ли это на профанацию? Незамысловатый сюжет (что характерно для — еще не показатель простоты.

Эзопов язык автора

Повесть писалась во времена жесточайшей антидекабристской реакции Николая I.

Уже один факт написания книги о «чубатых лыцарях» в то время был сродни подвигу! Ведь писатель сознательно шел наперекор не кому-нибудь, а Самой…. Это было – дерзко!

Вспомним цитату Екатерины II из ее манифеста от 1775 г.: «Сечь Запорожская уничтожена полностью и навсегда. И даже само название «запорожские козаки» никогда не стоит употреблять в будущем».

На что Гоголь своей повестью ответил: «Она жива в сердцах! Ее слава не померкнет!»

Его решительности есть внятное объяснение: дело в том, что им двигало нечто весьма могущественное — голос крови.

Сознательная подмена терминологии

Примечательно, что автор вынужден подтасовывать, менять терминологию произведения на более лояльную для цензоров жандармской державы Николая I.

9 стр., 4313 слов

Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя «Тарас Бульба»

... творили историю своего народа. Посмотрите эти сочинения Фольклорные элементы в повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей ...

Что же подменил автор? Будем кратки — слово «русский». Тарас Бульба его ни исторически, ни логически употреблять не мог.

В своем «облегченном» доказательстве мы сознательно сошлемся на более поздний исторический факт, приведенный авторитетнейшим великороссом-историком Соловьевым С.М., профессором Московского Университета в XIX веке:

Вплоть до начала xvii века Россией правила (последние правители — Федор I Иоаннович 1557-1598 гг и Василий Шуйский 1552-1612 гг).

Традиционно маститые историки прошлого называли страну, управляемую этой династией, Московией.

И только во II половине XVII века уникальному последнему царю Всея Руси (что обозначало, скорее, намерение, чем факт) посчастливилось, присоединив земли, действительно стать первым Императором Всероссийским (т.е. всей Руси).

Поэтому Пушкин был корректен в описании Полтавской битвы: «швед, русский, колет, рубит, режет…». Впрочем, описанное Александром Сергеевичем действо было спустя как минимум полтора века после событий, изложенных в «Тарасе Бульбе».

Мог ли классик, имеющей глубокую и славную казацкую родословную вышеупомянутого не знать? Его подмена лексики, скорее, напоминает маневр писателя для издателя.

Гоголь изменил авторский стиль

Каким по своему характеру произведением задумана Николаем Васильевичем героическая повесть «Тарас Бульба»? Сочинение для автора предполагает принципиальное изменение своего творческого стиля. Обычные для Гоголя критерии творчества «увлекательность + красота» заметно уступают первенство иным — «доблесть и свободолюбие». Старый, однако могучий как дуб Тарас Бульба – аллегорический образ сечевого казачества. Символична завершающая сцена повести – страшная для его врагов предсмертная радость полковника, волю которого не может подавить даже нещадное пламя.

Этот народный рыцарь глубоко презирает завоевателей, не желая им оставить даже свою трубку для курения (люльку).

Драматично то, что от его руки гибнет сын Андрий – казак, привязанности которого диктуются меркантильным интересом. Символичен и образ другого сына, Остапа, — воплощение новой силы, идущей на смену старым казакам-полковникам.

Типаж Тараса Бульбы

Тарас Бульба – это не завоеватель Ермак, добывающий чужие земли и склоняющий чело перед Иваном Грозным. Скорее он подобен Александру Невскому, князю благоверному (инструмент у первого и второго сходный — походы).

Тарас выступает хранителем родных земель, утверждая сходный принцип, гласящий, что незваный гость, обнаживший меч, от меча защищающегося и погибнет. Отличие же в том, что гениальный полководец Невский – сам феодал, и, как вельможа, правит своими поддаными. В то же время Бульба опирается на более возвышенную силу – на братство по оружию.

Приоритет личности Тараса Бульбы – свобода в ее чистом виде, решительно отрицающая навязанную вертикаль внешней власти в принципе (согласно повести – ига польского короля).

При том при всем Тарас – герой не антипольский (что усиленно муссирует из года в год каждое сочинение по повести «Тарас Бульба»), а проказацкий, ведь он похож по своей сути на древнегреческого Антея, не подверженного внешнему давлению в принципе и неразрывно связанного с землей.

7 стр., 3384 слов

Моё впечатление от повести Гоголя Тарас Бульба

... литературе. Сочинение на тему «Моё впечатление от повести Гоголя Тарас Бульба» После прочтения повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» у меня в душе и разуме остался большой остаток странных чувств и переживаний. После того, как я дочитал ...

Мировоззрение Тараса сводится не к службе (ведь служат господину), а к деятельному участию в формировании противовеса любому внешнему оппоненту, пытающемуся навязать свое господство. Он одновременно и творец, и составляющая самоуправляемого и самодостаточного народного войска.

Откровение. Перо Гоголя вел голос крови

Откроем занавес. Николай Васильевич Гоголь фактически писал рыцарский роман, обыгрывая в художественной форме образ своего предка. Вопросы своей крови, своей родословной всегда архиважны для каждого человека.

Род Гоголя имел впечатляющий исток — от казацкого полковника Остапа Гоголя, современника, но не единомышленника казака умелого, выросшего в полковника Винницкого куреня, а затем – в гетьмана всей Правобережной Украины. Любезные читатели, вы действительно сомневаетесь, что родственник мог не написать о родственнике? Поставьте себя на место Гоголя: будь у вас такой предок и будь вы классиком, вы бы о нем не создали произведение?

Что же представляла собой эта Правобережная Украина в XVII веке во время правления ею Остапом Гоголем? За ответом обратимся ко всемирной истории:

Как видим, совсем даже неслучайно классик использовал в произведении имя Остап.

Гоголь, как последний романтик Запорожской Сечи

Вернемся к школьной программе. Зададимся вопросом, с чего следовало бы начинать сочинение по повести «Тарас Бульба», если писать обстоятельно? Ответ прост при пояснении реального, исконного казацкого менталитета Может быть, это и непривычно слышать тому, кто привык к Гоголю-лирику, Гоголю-сказочнику, но Гоголь по крови чувствовал себя и последним героем — запорожским казаком.

Сочинение по повести «Тарас Бульба» в идеале должно отойти от школьных штампов и звучать даже не как гимн мужеству (оно в данном случае вторично.) Ведь мужество проявлял и служилый Ермак.

Мы подбираемся, наконец, к главной идее. Гоголевское произведение — есть гимн естественной свободе человека на своей земле. Это – не свобода, которую дарует, как награду, феодал своему пленнику (свобода подданного, свобода жителя империи).

На примере России напрашивается одно исторически отвлеченное сравнение.

Свобода по образцу Запорожской Сечи – это свобода, подобная той, которая могла бы стать государственным устройством средневековой Московии, если бы вооруженный люд Великого Новгорода разгромил армию Ивана Грозного.

Гоголь планировал пойти дальше — углубить замысел «Тараса Бульбы», написав в шести томах (объем будущего труда был им обнародован) историю Запорожской казацкой вольницы. Что помешало этим планам — история умалчивает. Приведем лишь цитату статьи классика — «свидетельство о его намерениях»:

Заключение

Нелепая и даже смешная, казалась бы, фамилия — Бульба. Шесть букв, один мягкий знак. Дважды повторяющаяся звонкая согласная буква. Присутствующая в фамилии буква «л». Не менее нелепая, чем фамилия Гоголь, имеющая ту же конфигурацию.

«Спрятанный» в повести образ Остапа Гоголя, Правобережной, сечевого казака по крови, потерявшего в битве сына, готового на все для сохранения казацких вольностей (речь идет о подписании О. Гоголем Корсунского мира со Швецией)…

2 стр., 609 слов

Какими чертами эпического героя наделён Тарас Бульба (по повести ...

... свободу народа. Тарас Бульба прав всегда и во всем, рассказчик изображает поступки героя как эпические деяния, освященные мощью народного заступника. Тараса Бульбу ... не по крови, может ... Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом. Писатель наделяет главного героя повести — Тараса Бульбу — чертами эпического ...

Не вызывает сомнений то, что не «школьное» это произведение — повесть Гоголя «Тарас Бульба». Сочинение по нему следует писать не подросткам, а взрослым литературоведам и историкам.