Так жизнь скучна, когда боренья нет!» В номинации «А он, мятежный просит бури…

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская средняя общеобразовательная школа №2

Районный конкурс творческих работ

«Не угаснет свет его стихов», посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Сочинение «Так жизнь скучна, когда боренья нет!» , В номинации «А он, мятежный просит бури…», Выполнила:Захарова Ирина Анатольевна

ученица 7 класса

МКОУ Терновская СОШ №2

села Терновка,

Терновского муниципального района,, Воронежской области., Домашний адрес автора:

с. Терновка, ул. 60-лет Октября д.126

Руководитель:Мерзликина Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы 1категории

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tak-jizn-skuchna-kogda-borenya-net/

Терновка 2014 год.

Эмоциональное воздействие творчества Лермонтова огромно. Его поэзия обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.

Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. В своём творчестве М. Ю. Лермонтов ставит вопрос о нравственной стороне человеческой жизни, о правах человека, о судьбе и свободе. В ранней лирике сильны романтические мотивы, противоречие между героической натурой и действительным положением героя в обществе, которое в его подвигах не нуждается. В зрелой лирике лирический герой поэта охватывает чувством и разумом всю вселенную, жаждет обрести единство с природой и историей. Но это рассудочное желание, поэтому он всё равно остаётся чужд миру. В зрелой лирике эмоции поэта выражены более скупо, его анализ становится точнее и холоднее.

2 стр., 685 слов

Раннее творчество лермонтова

... своей лирике. В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает ... пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он ...

Лермонтов оказался участником значительных общественно-политических событий, которые происходили и в центральной России, в столице и на окраине государства, на Кавказе. Он не оказался сторонним наблюдателем, он не был безразличным человеком. Все что происходило в стране, отпечатывалось в сознании поэта, многие события нашли, пусть даже косвенное, но отражение в его творчестве. Поэт не вел дневник, и мы никогда не узнаем его мыслей по тому или иному поводу, мы не восстановим разговоров и споров, которые он вел со многими лицами в Петербурге, Москве, Ставрополе…

Но остались его произведения, и в них сквозь поэтические строки мелькают его мысли, и даже можно прочесть то, что он не успел рассказать, записать, оставить потомству.

Поэт воспринимает современную ему Россию как «страну рабов, страну господ», как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злобы врагов, но всего более — «друзей клевета ядовитая». Все это усиливало трагический характер его поэзии:

И скучно и грустно, и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды…, Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?…, А годы проходят – все лучшие годы!

… И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка….

Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. «Так жизнь скучна, когда боренья нет!» — восклицал он. Смысл жизни Лермонтов ярко выразил в словах:

… жажда бытия, во мне сильней страданий роковых.

Лермонтов написал много прекрасных стихотворений о любви к природе, к Родине. Он любил «её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям», любил русский народ, понимал его страдания, писал о «печальных русских деревнях». Лермонтов подчеркивал, что, прежде всего, в общении с родной природой и с Богом, человек обретает счастье.

Поэт спорит с тем, кто не верит в любовь, он признаёт её сильнейшим и благотворным чувством, возвышающим душу.

Несмотря на все разочарования, какие Лермонтов пережил в жизни, он верил, что «мир для счастья сотворен», он называл надежду «богом грядущих дней».

Все мы знаем известное стихотворение Лермонтова «Парус» было написано в 1832 г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина в письме, в котором Лермонтов послал первый вариант стихотворения. Это яркий образец пейзажно-символической лирики. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса (в первой строфе) сменяет изображение надвигающейся бури. Параллельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления — и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта.

5 стр., 2154 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение ... способно пробудить в душе человека поэзию. Эта мысль символически воплощена в стихотворении «Поэт» (1827): Пока не требует поэта, К священной жертве Аполлон,, В заботах ...