Рефлексия и Гуманизм в Романе «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака
В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» обнаруживаются глубокие размышления, которые автор носил в себе в течение полувека. Уникальность сюжета этой книги заключается в том, что жизненный путь одного человека и судьба страны, охваченной войной и революцией, переплетены в неразрывном повествовании.
В образе Юрия Живаго проявляется гуманистическая традиция русской литературы. Выбор такого героя можно рассматривать как очередной акт обращения к идеалам добра, любви и справедливости.
Юрий Живаго, будучи врачом по профессии, также занимается писательской деятельностью, что свидетельствует о его богатой внутренней жизни. Этот персонаж, фактически, черпает свои корни из реальной жизни, так как подобные люди не являются редкостью в России. Вспомним, хотя бы, имена А.П. Чехова, В.В. Вересаева и М.А. Булгакова. Через Юрия Живаго перед нами проходит образ истинной русской интеллигенции, которая всегда отличалась трепетным отношением к судьбе родной страны и глубоким чувством ответственности за свои мысли и поступки.
Оказавшись в центре великих исторических событий, Юрий Живаго становится свидетелем разрушительной силы революции. Как размышляющий человек, он одновременно понимает положительный потенциал, который могла бы принести революция при условии доброй воли тех, кто взял на себя ответственность за судьбу страны. Чувствуя на себе влияние происходящих изменений, Юрий Живаго старается не поддаваться мимолетным эмоциям и настроениям, будь то собственные или внешние, исходящие от окружающих и общества в целом. В этом заключается ключевой принцип жизни русской интеллигенции: стремление беспристрастно оценивать исторические события, при этом продолжая жить в соответствии с собственной совестью.
Чтобы полностью понять Юрия Живаго, необходимо обратить внимание на его стихи. В них автор обнаруживает то, что не удалось выразить в прозе. В стихотворениях главного героя мы видим не только его отношение к истории и роль человека в ней, но также основные нравственные принципы самого писателя. В поэзии Юрия Живаго часто прослеживаются библейские и новозаветные мотивы.
Таким образом, роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака представляет собой не только литературное произведение, но и философское исследование русской интеллигенции, их реакции на исторические события и внутренние идеалы.
Пастернак Б.Л. и его роман «Доктор Живаго»
... Колчака. Он лечит Человека. 2. Проблема интеллигенции в эпоху революции. Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по ... том, как интеллигенция приняла революцию, как существовала в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, пережившей революцию. В ... вслух на свадьбах. Это идеал уважения мужчины и женщины друг к другу. Но жизнь неумолима. "Доктор вспомнил ...
Композиция романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака отличается сложностью и напоминает композицию евангельских текстов. В романе присутствует переплетение сюжетов, нарушение хронологии и перенасыщенность событиями, которые несут символический и аллегорический смысл. Это придает книге сходство с евангельскими текстами. Один из главных мотивов в романе — тема бессмертия, которая пронизывает все повествование.
Трагическое и фатальное отношение главного героя Юрия Живаго к истории и революции также связано с евангельскими мотивами. Живаго видит повторение исторических событий, где задуманное идеальное овеществляется и грубеет. Это напоминает примеры из истории, такие как Греция, ставшая Римом, и русское просвещение, превратившееся в русскую революцию.
Главный герой сталкивается с лицемерием жизни, попытками насильственного воздействия на историю и жизнь других людей, стремлением к революционному уничтожению без дальнейшего созидания. Это отражает трагедию русской интеллигенции 20-х годов XX века и неравную дуэль человека с Системой.
Отношение Юрия Живаго к России характеризуется горячей любовью и глубоким страданием. Он видит ее как несравненную, знаменитую родительницу, мученицу, упрямую, шалую и боготворимую. Россия имеет вечно величественные и гибельные выходки, которые нельзя предвидеть. В романе сложными предстают также отношения Живаго с двумя женщинами — Ларой и Тоней. Он не может сделать выбор между ними, и возникает вопрос, было ли это вообще возможно.
Борис Пастернак показывает в своем романе, что жизнь каждого человека включает в себя не только повседневное существование, ограниченное временем, но и бессмертное начало. Вечная сущность человека проявляется в его творчестве и в памяти других людей. Ощущение бессмертия передается через «веяние свободы и беззаботности», которое Лара ощущает у гроба Живаго.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004