Судьба Обломова — это судьба многих дворян середины XIX века

Сочинение

Сочинение: Характеристика Ильи Обломова в романе «Обломов» (+ таблица)

Многомудрый Литрекон советует Вам не только прочитать краткое сочинение-рассуждение о характере Обломова, но и сохранить в памяти содержание таблицы с характеристикой Ильи Ильича.

(430 слов) Илья Ильич Обломов — главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. Фамилия персонажа говорит за себя: она показывает нам, что жизнь этого персонажа сломлена и лишена стремлений к новым открытиям. Он привык к своему стандартному ритму жизни — бесконечной праздности и мечтательности. Этот путь ознаменовал судьбу всего российского дворянства, постепенно теряющего свои позиции в обществе из-за привычки к барству, лени и расточительству.

С самого детства Илья Ильич привык к удушающей нежности и любви своей матери. На протяжении романа мы видим итог родительского воспитания, которое раскрывается через главу “Сон Обломова”. Именно в этой главе можно заметить, как маленького мальчика окружают избыточной заботой: ему запрещают даже надевать носки без помощи слуги. Он привык к родной деревне Обломовке и ее размеренной, однообразной жизни: с утра обильное кушанье, потом сон, затем роскошный обед и опять полудрема, а после и до ужина рукой подать. Чрезмерное внимание и постоянная опека в родной деревне приучили мальчика к такому образу жизни.

На протяжении всего романа Обломов лежит на своем старом диване, в старом, потрепанном халате и не пытается выйти в свет. Халат и диван — это символ лени, домашнего уюта, в котором Илья Ильич целыми днями спит и мечтает о своем детстве. Поработав в департаменте, он понял, что не способен для новых открытий и дел, и вернулся в свою зону комфорта.

У Обломова был друг, Андрей Иванович Штольц, который пытался вывести героя в свет, познакомить с новыми людьми. Он был прямой противоположностью главного героя, имел в себе целеустремленность, активность, внутреннюю и внешнюю силу. Штольц стремился в будущее и старался вести за собой друга, но их судьбы отличались еще с самого детства. Именно этот герой помог Обломову встретить девушку, которая на время перевернула в нем привычные черты характера. Любовь — настолько сильное чувство, что даже нашего героя она подняла с дивана и скинула халат, но лишь на время. Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую. Из-за своей лени он не смог взять на себя ответственность за свои чувства. Эта любовь так и осталась на своей начальной стадии. Со временем Илья Ильич встретил новую женщину, которую звали Агафья Пшеницына. Эта героиня с точностью подошла Обломову и вошла в его жизнь с заботой и любовью. Она стала воплощением матери, опеки которой так недоставало большому ребенку Илье.

18 стр., 8606 слов

На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. ...

... проблем людей, как Обломов. Похожие сочинения Сочинение на тему: моя закладка в книге обломова СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ МОИ ЗАКЛАДКИ В КНИГЕ ГОНЧАРОВА И. А. «ОБЛОМОВ» Произведение И.А. Гончарова «Обломов» было […] ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ ...

Илья Ильич Обломов раскрывается нам, как с отрицательной, так и с положительной стороны. Это очень мечтательный и ленивый герой, но в то же время понимающий толк в честности, любви, обществе, умеющий мыслить и чувствовать глубоко. И все же Илья Ильич остается в прошлом времени, как и все русское барство. Он не способен созидать, и все вокруг него приходит в упадок, как и застоявшаяся дворянская Россия, замкнувшаяся в праздности и пустых рассуждениях.

черты характера ильи обломова цитаты
инфантильность и беззаботность «…во всем лице теплился ровный свет беспечности. с лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока…»
бессилие и апатичность характера «…вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте…»
лень и праздность «…все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!..»

«…он лениво, машинально, будто в забытьи, глядит в лицо хозяйки…»

задумчивость, склонность к размышлениям и созданию воздушных замков «…ты ступай к себе, а я подумаю […] но он был в затруднении, о чем думать: о письме ли старосты, о переезде ли на новую квартиру..»

«…обломов философствовал и не заметил…»

«…несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением…»

консерватизм, боязнь перемен и привязанность к одному месту «…ну, пусть эти «некоторые» и переезжают. а я терпеть не могу никаких перемен!..» «…я восемь лет живу, так менять-то не хочется…»
нерешительность «…неизвестно, долго ли бы еще пробыл он в этой нерешительности, но в передней раздался звонок…»
отсутствие алчности, тщеславия и самолюбия; он прикован к своей зоне комфорта и выше всего ценит покой «…да в десять мест в один день – несчастный!» – заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой…»
доброта, мягкосердечие, открытость «…мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души…»

«… а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки…»

наивность и беспомощность в делах «…староста твой мошенник […] а ты веришь ему, разиня рот…»

klassreferat.ru

Роман «Обломов» Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди — герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет.

А получше узнав петербургских приятелей — Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара — это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое. Другой герой романа — друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен. Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с «голубиной нежностью». Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная.

Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело — Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться. Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: «сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это — «обломовщина»; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». А.В. Дружинин писал, что обломовщина «в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой». Но они едины в мнении, что Обломов — порождение среды и одновременно ее жертва. Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его». «В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова.

И ею он особенно отличается среди современных писателей… У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа «Обломов». Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям. Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях… Роман «Обломов» вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей.

Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. «Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя…» Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении «Обломова», писал: «После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас». Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.