Приключение «Мужичка в мешочке» и «Золотой курочки» (по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Сочинение

(по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).

Почти все произведения Михаила Михайловича Пришвина посвящены описаниям природы, отличающимися удивительной красотой языка, и взаимосвязи ее с человеком. Именно таким произведением и является сказка-быль «Кладовая солнца».

Главные герои сказки-были — Настя и Митраша — дети, рано оставшиеся без родителей и познавшие все тяготы сиротской жизни в трудные военные годы. Митраша был младше сестры, но считал себя главным в семье — кормильцем, а потому считал необходимым наставлять, учить уму-разуму Настю. Митраше было всего десять лет, а он выполнял всю мужскую работу в крестьянском хозяйстве, доставшимся детям от родителей. Автор описывает мальчика как упрямого и сильного, удивительно точно называя Митрашу «мужичком в мешочке». Настя была всего на пару лет старше Митраши — тихая, добрая и очень трудолюбивая девочка, которую за веснушки и золотистые волосы Пришвин сравнивает с «золотой курочкой».

Однажды весной Митраша и Настя решили пойти за клюквой, которая пролежав всю зиму под снегом, становится удивительно вкусной. Отец рассказывал им, что возле Слепой елани в Блудовом болоте есть полянка, усыпанная ягодой — сказочная палестинка. Дети решили идти туда, несмотря на то, что дорога к сказочной палестинке проходила через самое гиблое место — Слепую елань, где погибло много людей и животных.

Когда дети пришли к большому плоскому камню, который в народе назывался «лежачим», Настя и Митраша решили отдохнуть. Здесь, у «лежачего» камня росли два дерева: ель и сосна. Когда-то, лет двести назад, ветер принес семена этих деревьев и с той поры они растут рядом, с малолетства переплетаясь корнями, толстея стволами, пронзая друг друга сухими сучьями и поднимаясь все выше и выше.

От камня дорога делилась на две тропы: одна, хорошая и утоптанная, вела направо, другая, еле приметная и нехоженная, — налево. Между детьми происходит спор. Митраша решает идти нехоженной тропой, по компасу на север, а Настя предлагала пойти торной тропой. Каждый стоял на своем и они поругались, решив идти каждый своим путем.

14 стр., 6992 слов

Развитие музыкальных способностей детей идущих в школу

... от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У ...

По моему мнению, растущие у развилки ель и сосна, которые «застонали» от ветра, в тот момент, когда дети направились в разные стороны, символично отражают суть произошедшего, как бы подсказывая ошибочность расставания.

Митраша выбрал опасный путь и, решив срезать напрямик тропку, делавшую крюк, случайно угодил в Слепую елань. Мальчику удалось спастись только благодаря твердости и рассудительности: не потеряв присутствия духа, он вспомнил советы отца и выбрался с помощью Травки.

Настя же в обход по хоженой тропинке шла к Слепой елани и в конце своего пути наткнулась на сказочную палестинку. Клюквы было так много, что, забыв обо всем, она начала жадно собирать ягоды. Опомнившись, что еда осталась у нее, а Митраша все это время ходит голодный, девочка начала горько плакать.

Встретившись после всех опасностей и тревог, они вместе вернулись в деревню. Настя мучилась от мысли о том, что она спокойно собирала ягоду, забыв о брате, который чуть не погиб. И она с радостью отдала собранную клюкву эвакуированным ленинградским детям. Пережитое на болоте показало Насте и Митраше, что любые жизненные трудности можно преодолеть только вместе, а самое главное в жизни — это любовь и забота о близком. Они научились внимательнее относиться друг к другу.

Все повествование проникнуто теплотой и любовью к героям. Пришвин, наградив Настю и Митрашу эпитетами «золотая курочка» и «мужичок в мешочке», не скрывает своей симпатии к детям: «Они были очень милые…» Дети, как и окружающая их природа, показаны читателю удивительно чистыми и добрыми, заслуживающими восхищения.