Начать разговор о сравнительной характеристике произведений Пушкина и Лермонтова с одноименным названием следует с истории создания этих текстов.
Пушкин Александр Сергеевич пишет своего «Пророка», как отзыв или точнее отклик на известные события, связанные с декабристами. Александра Сергеевича связывали, можно сказать, дружеские отношения с теми, кто был казнен на Сенатской площади Петербурга. Он знал этих людей изнутри и по мнению поэта они были людьми кристальной честности и порядочности.
Произведение «Пророк» Пушкина раскрывает духовную составляющую русского общества в тот период времени.
Если мы говорим об одноименном стихотворении младшего товарища по перу, а именно Михаила Лермонтова, то точкой отсчета для его текста стало продолжение текста Пушкина. Лермонтов по своему трактует образ, заложенный Александром Пушкиным. Он наполняет его дополнительным содержимым: горечью утраты и душевной болью.
Таким образом, приступая к сравнительной характеристике текстов, делаем вывод, что один «Пророк» — это логическое и стройное продолжение другого.
Во-первых, обратимся к тематике текстов. Пророк и для Пушкина и для Лермонтова – это важная составляющая истинного поэта.
Говоря о биографиях поэтов, можно найти много точек соприкосновения. И того и другого не понимали и принимали при жизни, и Пушкин и Лермонтов рано ушли в мир иной.
Если говорит об образе пророка, созданном ими, то нетрудно заметить, что он обладает даром провиденья. Он способен увидеть свою участь, а если говорить об аллегорическом смысле, то участь истинного поэта в России.
Пророк Пушкина – это носитель высшей Истины. Для него личность человека и справедливость в обществе – это не пустые слова.
Лермонтов рисует своего одноименного героя несколько другим. Для него пророк – это тот, кто страдает от неверия людей в высшую Истину. Его пророк больше напоминает реального человека. Он, в отличие от пророка Пушкина, лишен веры в светлое будущее.
Если сравнивать жанр вышеназванных текстов, то это исповедь в лирической форме. У Пушкина пророк торжественен, а у Лермонтова он печален от своей высшей миссии.
Теперь обратимся к тому, какие картины возникают у читателя при восприятии одноименных текстов классиков «золотого века».
Обратимся к тексту Александра Сергеевича. Читая, мы видим, что в глубоком подтексте показано противостояние истинного мастера слова и общества. Истина для пророка этого текста, в первую очередь, в самопожертвовании ради людского блага.
Сравнительный анализ творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя
... Гоголя (1809-1852) пушкин лермонтов гоголь творчество Творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) укладывается в тридцатые годы. В последнее десятилетие жизни (1842-1852) ни одного законченного художественного произведения ... Ахмадулина обратились с ... Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. " Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, ... поэзии Лермонтова, по словам. ...
По мнению автора, его лирический герой должен нести в жизнь людей свет и добро. Его жизнь должна стать жертвой ради человеческого счастья.
Лермонтов противопоставляет своего героя одноименному персонажу Пушкина. Его пророка не поняли и не приняли, поэтому он стремится в пустыню, чтобы там, в уединении, предаться своим думам.
Для этого лирического персонажа все существование – это боль и унижение. Он признал факт, что человеческое общество со своими пороками победило его благие помыслы.
кратко
Если взять в руки том стихов Пушкина, а затем Лермонтова и сравнить стихи не по содержанию, а по оглавлению, то обязательно бросится в глаза одно интересное обстоятельство: Лермонтов как будто писал по алфавиту Пушкина. Многие названия буквально совпадают. Но сравнение названий – это формальности. А как обстоит дело с содержанием?
Здесь всё совсем иначе. И фразу нашего известного критика В.Г.Белинского о том, что «Пушкин умер не без наследника», с явным намеком на Лермонтова, легко опровергнуть. Да, Лермонтов был младшим современником Пушкина, преклонялся перед его гением, возможно, даже подражал. Но старался с первых шагов в литературе идти своим путем. И это замечание касается темы, которая уже давно получила название «назначение поэта и поэзии».
Лермонтов был уверен в пророческом назначении поэта. И эта мысль начала звучать в его стихах достаточно рано. Но вершин мастерства и глубины мысли поэт достигает только в последние годы короткой жизни.
«Пророк». Свое самое последнее стихотворение Лермонтов тоже назвал по-пушкински. И начинается оно с того, на чем остановился Пушкин. Пророк, ставший более зорким и чутким, начинает исполнять Божью волю – «глаголом жечь сердца людей».
Что из этого выходит? Как ни страшно это звучит, но почти ничего. Он избегает города и предпочитает пустыню. Только там он живет полноценной жизнью, в гармонии с собой и природой. Он чувствует себя частью этой природы, ему покорна земная «тварь», его слушают звезды. Что еще надо? А еще хочется помочь открыть глаза другим. Только они этого не хотят – вот источник духовной драмы пророка, если не трагедии.
И когда, в редких случаях, нищий пророк бывает в городах, он пробирается по ним украдкой, в стороне. Но и это не всегда помогает. Его презирают, издеваются, ставят в пример детям. В пример того, как не надо жить. Может ли быть судьба более незавидной? Таким образом, Лермонтов тоже задумывался о судьбе поэта-пророка в современном ему обществе. И приходил к неутешительным выводам: цена слова катастрофически падает, поэзия становится никому не нужна. С этим он и ушел из жизни.
кратко
Сейчас читают:
-
Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают
-
Пожалуй, ни для кого не секрет, что знаменитая на весь мир пьеса «Вишневый сад» стала последней работой великого русского писателя Чехова Антона Павловича. Основной темой данного произведения выступила самая обычная и довольно распространённая ситуация,
-
Давайте посмотрим на картину Крамского «Неизвестная». И обсудим ее внешность. На картине изображена молодая девушка, сидящая в открытой карете. У девушки темные волосы слегка кучерявые, собраны они в косу.
-
Юона “Праздничный день” написано в 1903 году является одной из первых работ живописца. В это самое время автор прибегает к теме деревни, рисует картины, на которых изображает природу, разные ее состояния,
-
Существует ночь в году, когда можно собраться всей семьей. Поздравить друг друга с наступающим праздником и провести время весело и непринуждённо. Такая ночь называется новогодней и она для меня самая любимая в году.
-
Эту картину я помню с самого детства. Точная её копия, купленная в магазине, висела на стене в доме бабушки и дедушки. Сюжет незатейливый и простой. Три охотника устали и присели отдохнуть на полянке у спиленного дерева, от которого остался только пень.