Народная музыка в творчестве композиторов

Сочинение

Автор конспекта:

Автор(ы): — Булыгина Инна Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ г.Мичуринска, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Знакомство с формами и способами использования народного музыкального творчества профессиональными композиторами (обработка (переложение), использование интонаций (цитирование), варьирование, сочинение в народном стиле)

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Контрольные карточки по количеству учащихся(приложение 1)

Используемое оборудование: —

Музыкальные инструменты: баян, скрипка

Компьютер

CD проигрыватель

Используемые ЦОР: —

Фонограммы: Л. В. Бетховен «Вариации на русскую тему», П.И. Чайковский «4 концерт для фортепиано с оркестром».

Портреты композиторов

Краткое описание: — На данном уроке решаются задачи: 1. познакомить детей с различными формами и способами использования народного музыкального творчества профессиональными композиторами; 2. развивать навыки музыкального восприятия; 3. воспитывать любовь к народной музыке.

Дети входят в класс, исполняя русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель поет: «Здравствуйте, ребята!»

Дети поют: «Здравствуйте!»

Учитель: Ребята! Что вы исполнили, входя в класс?

Ответы детей: Песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель: А какая это песня? Кто её написал?

Ответы детей: Это русская народная песня.

Учитель: А кто еще сочиняет песни и пишет музыку?

Ответы детей: Композиторы.

Учитель: А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

Ответы детей: Могут.

Учитель: Совершенно верно. Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи.

16 стр., 7963 слов

Развитие мелкой техники у учащихся средних классов на уроке фортепиано в ДМШ

... мелкой фортепианной техники учащихся средних классов на уроке ... на любое расстояние вверх и вниз (то есть направо и налево) по клавиатуре. ... фортепианной техники у детей среднего школьного возраста. При овладении игрой на музыкальных инструментах особенно на фортепиано, возникают многие проблемы. Их разнообразие объясняется тем, ... Подобно Нейгаузу, отождествляющему технику с самим искусством (греческое ...

Давайте вспомним с вами, как же композиторы используют народную музыку в своём творчестве.

Ответы детей: Композиторы обрабатывают народные песни и танцы.

Учитель: Давайте посмотрим на стенд. Здесь мы видим сборники народных песен и танцев, но в обработках и переложениях. Сейчас мы послушаем одну из таких песен в исполнении ученика ….

Ученик: Я исполню русскую народную песню «Позарастали стежки – дорожки» в переложении для баяна, которое выполнил баянист и композитор Николай Лондонов.

(Исполняет пьесу на баяне)

Учитель: Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

Учитель: Какие вариации мы с вами знаем?

Ответы детей: Вариации на русскую народную песню «Тонкая рябина»; вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке, по Волге» Даргомыжского.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем вариации на тему русской народной песни «Камаринская», но сочинил эти вариации не русский, а немецкий композитор – Людвиг Ван Бетховен. Бетховен любил и изучал русские народные песни и в нескольких своих сочинениях воспользовался русскими мелодиями. Послушайте, как звучит мелодия «Камаринской» (учитель исполняет мелодию на баяне), а теперь послушаем «Вариации на русскую тему» Л.В.Бетховена.

(слушание «Вариации на русскую тему» Л.В.Бетховена)

Учитель: Нарисуйте в тетрадях схему этого произведения, а (ученик) … нарисует схему на доске.

Учитель: Как изменилась тема в вариациях?

Ответы детей: В каждой вариации она звучит по разному.

Учитель: Да, в своих вариациях Л.В.Бетховен изложил тему «Камаринской» по-своему и она даже приобрела чуть немецкий характер.

Учитель: В некоторых произведениях композиторов народные мелодии выступают как важнейшее интонационное звено. Композиторы «цитируют» народные мелодии. Давайте вспомним, в каком симфоническом произведении мы слышали цитирование интонаций русской народной песни «Во поле береза стояла»?

Ответы детей: Интонации русской народной песни «Во поле береза стояла» мы слышали в 4 симфонии П.И.Чайковского.

Учитель: Совершенно верно. А сегодня мы познакомимся еще с одним произведение этого композитора. Сейчас прозвучит 4 концерт для фортепиано с оркестром.

(слушаем финал 4 концерта П.И. Чайковского)

Учитель: Что процитировал П.И. Чайковский в этом произведении?

Ответы детей: украинскую народную песню «Веснянка»

Учитель: Правильно. Давайте вспомним эту песню и исполним её.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ...

( исполнение песни «Веснянка»)

Учитель: Давайте еще раз послушаем, как звучит украинская народная песня «Веснянка» в концерте П.И.Чайковского.

(повторное слушание финал 4 концерта П.И. Чайковского)

Учитель: Какая стала «Веснянка»?

Ответы детей: Быстрая. Весёлая. Танцевальная. Радостная.

Учитель: Да, скромная, незатейливая закличка «Веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку, в пышную музыку концерта для фортепиано с оркестром. Но мы сразу узнали её, потому что интонации были сохранены композитором, то есть процитированы. П.И.Чайковский дал этой скромной песне «вторую жизнь», благодаря которой «Веснянка» звучит не только на своей родине – Украине, но и во всём мире, потому что нет в мире ни одного настоящего пианиста, который не играл бы Первый концерт Чайковского.

Учитель: Но профессиональные композиторы не только брали народные мелодии и обрабатывали их, но, знакомясь, изучая и впитывая в себя искусство разных народов, могли сами создавать произведения, похожие на какую музыку?

Ответы детей: Похожие на народную музыку.

Учитель: Правильно. Композиторы сочиняли музыку в народном стиле. И сейчас мы послушаем какую «Старинную французскую песенку» сочинил русский композитор П.И.Чайковский. Эту пьесу Петр Ильич сочинил на мотив песни мальчика – бродяжки, которую композитор услышал в Париже. А написал П.И.Чайковский эту пьесу специально для занятий детей и сборник, в который она вошла, посвятил своему племяннику – Володе Давыдову.

Исполнит это произведение на скрипке сейчас ваша одноклассница – ….., но перед тем, как зазвучит музыка, прослушайте стихотворение Виктора Лунина, которое передает настроение этой «Старинной французской песенки».

Скажи, любимый мой

Зачем ты не со мной?

В душе своей ношу

Прекрасный образ твой!

Никак я не пойму

Скажи мне, почему

Не можешь подчиниться

Ты сердцу моему?

( слушание «Старинной французской песенки» в исполнении ученика)

Учитель: Какая же музыка в этом произведении?

Ответы детей: Грустная. спокойная, нежная, правдивая, красивая и т.д.

Учитель: Вот такую красивую «Старинную французскую песенку» сочинил русский композитор П.И. Чайковский, в которой выразил чувства парижского мальчика.

А сейчас давайте с вами вспомним, о каких же способах и формах использования народной музыки композиторами мы с вами вспомнили и узнали на этом уроке, какие произведения мы услышали. Для этого вы должны найти в своих карточках пары и соединить их.

( дети выполняют задания в своих карточках)

Учитель: А теперь давайте проверим, что у вас получилось.

Ответы детей: 1.Композиторы делают обработки, переложения народных песен и танцев.

Мы слушали сегодня русскую народную песню «Позарастали стежки – дорожки» в переложении для баяна, которое выполнил баянист и композитор Николай Лондонов.

2. Сочиняют вариации.

Немецкий композитор Л. В. Бетховен сочинил вариации на тему русской народной песни «Камаринская»

3. Цитируют

П.И. Чайковский использовал интонации украинской народной песни «Веснянка» в 4 концерте для фортепиано с оркестром.

13 стр., 6001 слов

Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского

... приходился на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии. Все они обращались к теме «Времена года», да ...

4. Сочиняют музыку в народном стиле.

П.И. Чайковский написал «Старинную французскую песенку»

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили урок. Да, композиторы в своем творчестве очень часто используют народную музыку, а русский композитор Михаил Иванович Глинка (показать портрет и плакат с высказыванием) сказал: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем»

И в заключение нашего урока давайте исполним эстонскую народную песню «Хор нашего Яна», и может быть кто-нибудь из вас станет композитором и использует эту народную песню в своем творчестве.

Файлы:

30720 байт.