Автор конспекта:
Автор(ы): — Булыгина Инна Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ г.Мичуринска, учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Знакомство с формами и способами использования народного музыкального творчества профессиональными композиторами (обработка (переложение), использование интонаций (цитирование), варьирование, сочинение в народном стиле)
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Контрольные карточки по количеству учащихся(приложение 1)
Используемое оборудование: —
Музыкальные инструменты: баян, скрипка
Компьютер
CD проигрыватель
Используемые ЦОР: —
Фонограммы: Л. В. Бетховен «Вариации на русскую тему», П.И. Чайковский «4 концерт для фортепиано с оркестром».
Портреты композиторов
Краткое описание: — На данном уроке решаются задачи: 1. познакомить детей с различными формами и способами использования народного музыкального творчества профессиональными композиторами; 2. развивать навыки музыкального восприятия; 3. воспитывать любовь к народной музыке.
Дети входят в класс, исполняя русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»
Учитель поет: «Здравствуйте, ребята!»
Дети поют: «Здравствуйте!»
Учитель: Ребята! Что вы исполнили, входя в класс?
Ответы детей: Песню «Солдатушки, бравы ребятушки»
Учитель: А какая это песня? Кто её написал?
Ответы детей: Это русская народная песня.
Учитель: А кто еще сочиняет песни и пишет музыку?
Ответы детей: Композиторы.
Учитель: А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?
Ответы детей: Могут.
Учитель: Совершенно верно. Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи.
Развитие мелкой техники у учащихся средних классов на уроке фортепиано в ДМШ
... мелкой фортепианной техники учащихся средних классов на уроке ... на любое расстояние вверх и вниз (то есть направо и налево) по клавиатуре. ... фортепианной техники у детей среднего школьного возраста. При овладении игрой на музыкальных инструментах особенно на фортепиано, возникают многие проблемы. Их разнообразие объясняется тем, ... Подобно Нейгаузу, отождествляющему технику с самим искусством (греческое ...
Давайте вспомним с вами, как же композиторы используют народную музыку в своём творчестве.
Ответы детей: Композиторы обрабатывают народные песни и танцы.
Учитель: Давайте посмотрим на стенд. Здесь мы видим сборники народных песен и танцев, но в обработках и переложениях. Сейчас мы послушаем одну из таких песен в исполнении ученика ….
Ученик: Я исполню русскую народную песню «Позарастали стежки – дорожки» в переложении для баяна, которое выполнил баянист и композитор Николай Лондонов.
(Исполняет пьесу на баяне)
Учитель: Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.
Учитель: Какие вариации мы с вами знаем?
Ответы детей: Вариации на русскую народную песню «Тонкая рябина»; вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке, по Волге» Даргомыжского.
Учитель: Сегодня мы с вами послушаем вариации на тему русской народной песни «Камаринская», но сочинил эти вариации не русский, а немецкий композитор – Людвиг Ван Бетховен. Бетховен любил и изучал русские народные песни и в нескольких своих сочинениях воспользовался русскими мелодиями. Послушайте, как звучит мелодия «Камаринской» (учитель исполняет мелодию на баяне), а теперь послушаем «Вариации на русскую тему» Л.В.Бетховена.
(слушание «Вариации на русскую тему» Л.В.Бетховена)
Учитель: Нарисуйте в тетрадях схему этого произведения, а (ученик) … нарисует схему на доске.
Учитель: Как изменилась тема в вариациях?
Ответы детей: В каждой вариации она звучит по разному.
Учитель: Да, в своих вариациях Л.В.Бетховен изложил тему «Камаринской» по-своему и она даже приобрела чуть немецкий характер.
Учитель: В некоторых произведениях композиторов народные мелодии выступают как важнейшее интонационное звено. Композиторы «цитируют» народные мелодии. Давайте вспомним, в каком симфоническом произведении мы слышали цитирование интонаций русской народной песни «Во поле береза стояла»?
Ответы детей: Интонации русской народной песни «Во поле береза стояла» мы слышали в 4 симфонии П.И.Чайковского.
Учитель: Совершенно верно. А сегодня мы познакомимся еще с одним произведение этого композитора. Сейчас прозвучит 4 концерт для фортепиано с оркестром.
(слушаем финал 4 концерта П.И. Чайковского)
Учитель: Что процитировал П.И. Чайковский в этом произведении?
Ответы детей: украинскую народную песню «Веснянка»
Учитель: Правильно. Давайте вспомним эту песню и исполним её.
Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ...
( исполнение песни «Веснянка»)
Учитель: Давайте еще раз послушаем, как звучит украинская народная песня «Веснянка» в концерте П.И.Чайковского.
(повторное слушание финал 4 концерта П.И. Чайковского)
Учитель: Какая стала «Веснянка»?
Ответы детей: Быстрая. Весёлая. Танцевальная. Радостная.
Учитель: Да, скромная, незатейливая закличка «Веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку, в пышную музыку концерта для фортепиано с оркестром. Но мы сразу узнали её, потому что интонации были сохранены композитором, то есть процитированы. П.И.Чайковский дал этой скромной песне «вторую жизнь», благодаря которой «Веснянка» звучит не только на своей родине – Украине, но и во всём мире, потому что нет в мире ни одного настоящего пианиста, который не играл бы Первый концерт Чайковского.
Учитель: Но профессиональные композиторы не только брали народные мелодии и обрабатывали их, но, знакомясь, изучая и впитывая в себя искусство разных народов, могли сами создавать произведения, похожие на какую музыку?
Ответы детей: Похожие на народную музыку.
Учитель: Правильно. Композиторы сочиняли музыку в народном стиле. И сейчас мы послушаем какую «Старинную французскую песенку» сочинил русский композитор П.И.Чайковский. Эту пьесу Петр Ильич сочинил на мотив песни мальчика – бродяжки, которую композитор услышал в Париже. А написал П.И.Чайковский эту пьесу специально для занятий детей и сборник, в который она вошла, посвятил своему племяннику – Володе Давыдову.
Исполнит это произведение на скрипке сейчас ваша одноклассница – ….., но перед тем, как зазвучит музыка, прослушайте стихотворение Виктора Лунина, которое передает настроение этой «Старинной французской песенки».
Скажи, любимый мой
Зачем ты не со мной?
В душе своей ношу
Прекрасный образ твой!
Никак я не пойму
Скажи мне, почему
Не можешь подчиниться
Ты сердцу моему?
( слушание «Старинной французской песенки» в исполнении ученика)
Учитель: Какая же музыка в этом произведении?
Ответы детей: Грустная. спокойная, нежная, правдивая, красивая и т.д.
Учитель: Вот такую красивую «Старинную французскую песенку» сочинил русский композитор П.И. Чайковский, в которой выразил чувства парижского мальчика.
А сейчас давайте с вами вспомним, о каких же способах и формах использования народной музыки композиторами мы с вами вспомнили и узнали на этом уроке, какие произведения мы услышали. Для этого вы должны найти в своих карточках пары и соединить их.
( дети выполняют задания в своих карточках)
Учитель: А теперь давайте проверим, что у вас получилось.
Ответы детей: 1.Композиторы делают обработки, переложения народных песен и танцев.
Мы слушали сегодня русскую народную песню «Позарастали стежки – дорожки» в переложении для баяна, которое выполнил баянист и композитор Николай Лондонов.
2. Сочиняют вариации.
Немецкий композитор Л. В. Бетховен сочинил вариации на тему русской народной песни «Камаринская»
3. Цитируют
П.И. Чайковский использовал интонации украинской народной песни «Веснянка» в 4 концерте для фортепиано с оркестром.
Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского
... приходился на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии. Все они обращались к теме «Времена года», да ...
4. Сочиняют музыку в народном стиле.
П.И. Чайковский написал «Старинную французскую песенку»
Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили урок. Да, композиторы в своем творчестве очень часто используют народную музыку, а русский композитор Михаил Иванович Глинка (показать портрет и плакат с высказыванием) сказал: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем»
И в заключение нашего урока давайте исполним эстонскую народную песню «Хор нашего Яна», и может быть кто-нибудь из вас станет композитором и использует эту народную песню в своем творчестве.
Файлы:
30720 байт.