Смешное и трагическое в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души

Сочинение

Гоголь обладал гениальным даром подмечать комические стороны реальной жизни, а потому большинство его произведе¬ний наполнено тонким юмором и едкой сатирой. Писатель ре¬шительно отвергал юмор, служащий «для праздного развлече¬ния и забавы людей». В смехе он видел сильнейшее оружие борьбы с социальным злом.

Характеризуя художественные особенности своей поэмы, Гоголь отмечал, что «громадно несущаяся жизнь» предстает в ней «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

В поэме «Мертвые души» комизм заключается в ярко выра¬женном противоречии между реальной ничтожностью действу¬ющих лиц и тем положением в обществе, которое они занима¬ли, между духовной нищетой и внешней представительностью, между моральным уродством и претензией на добродетель. Го¬голь жестоко осмеял социальную среду, в которой царили по¬шлость и духовное вырождение людей, принадлежащих к чис¬лу «хозяев жизни», а на самом деле являющихся воплощением самых различных человеческих пороков.

На этом общем фоне еще ярче видна комичность каждого от¬дельного героя. Манилов ведет себя так, как будто является эта¬лоном культуры, образованности, утонченности чувств и челове¬ческого достоинства. Однако при ближайшем рассмотрении он оказывается лишь пустым мечтателем и сентиментальным бол¬туном. Контрастом Манилову является «хозяйственная» и про¬заическая Коробочка, которую Чичиков называет «дубинноголо¬вой». Ему с ней особенно трудно: в ней настолько развита страсть к стяжательству, что она не позволяет себя надуть. Коробочка сама кого хочешь надует. Ноздрев развивает кипучую энергию, зате¬вает множество дел, но кончается это всего-навсего скандалами и «историями». Сам же он оказывается лжецом и хвастуном. Со- бакевич полон глубочайшего презрения к людям: всех считает мо¬шенниками и надувателями. А кто же тогда сам Собакевич? Он- то как раз и является настоящим мошенником.

Объятый жаждой стяжательства, Плюшкин превратил свою жизнь в постоянное собирание всякой дряни. При этом он счи¬тает свои действия разумными. Плюшкин отгородился от всего мира, поддался мелким, низменным чувствам и побуждениям и в результате стал пародией на человека, «прорехой на челове¬честве».

Чичиков выступает под маской добродетели, но внешняя благовоспитанность, изящество манер являются лишь прикры¬тием его хищничества, аморальности и эгоцентризма.

4 стр., 1987 слов

Николай Васильевич Гоголь жизнь и творчество

... человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя. Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный ... раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он ...

Комичны не только характеры отдельных героев поэмы, ко¬мична вся обстановка, в которой они живут и которая удивитель¬но соответствует их внутреннему миру.

Для сатирического изображения действительности Гоголь использует различные приемы. Одним из них является ирони¬чески возвышенная манера повествования, находящаяся в пол¬ном контрасте с тем явлением, о котором идет речь.

Описывая жителей города, писатель рассказывает о «хоро¬шем» тоне, господствующем в «избранном» обществе, заставля¬ющем двух дам поссориться из-за манкировки визитом: «И как уж ни старались потом мужья и родственники примирить их, но нет, оказалось, что все можно сделать на свете, одного только нельзя: примирить двух дам, поссорившихся за манкировку визита».

В иронически возвышенном тоне писатель рассказывает и о дружеском сообществе, корпорации губернских чиновников, об уровне их культуры, степени их образованности: «Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть “Люд¬милу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Бор заснул, долина спит”, и слово “чу!”…»

Необыкновенно комична «высокая» речь героев. Здесь мы встречаемся с замечательными примерами ложного, пустого пафоса действующих лиц. Пафос зачастую направлен на самые незначительные предметы и явления: как правило, это востор¬женные рассуждения о всяком вздоре. Вот что говорит прият¬ная дама даме приятной во всех отношениях: «Сестре я присла¬ла материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лап¬ки, глазки и лапки… Словом, бесподобно! Можно сказать реши¬тельно, что ничего еще не было подобного на свете». В этом монологе выявляются абсолютная пустота и бессодержатель¬ность действующего лица.

Столкновение «высокого» и «низкого» проявляется также в резких переходах от лирических отступлений к прозаическим картинам повседневной жизни.

Таким образом, какие бы формы ни принимали юмор и са¬тира в поэме, они направлены на выявление отвратительного облика низменной, пошлой жизни. Гоголь беспощадно обличал движущие мотивы поведения героев. По мере развития действия все больше выявляются отрицательные черты общественной среды. Развенчивая отдельных героев, писатель вскрывает язвы всего общественного уклада. Сатирическая острота поэмы «Мертвые души» сделала ее грозным оружием в борьбе с кре¬постничеством, косностью и застоем. Писатель выступал здесь не как бесстрастный наблюдатель, а как человек, которому бес¬конечно дорога судьба родной страны, как гражданин, с болью в сердце воспринимающий ее невзгоды и печали.