Эпизод, который рассказывает о сожжении чучела кульминационный. Ему предшествуют сцены, из которых мы узнаем, как ребята гоняли девочку по городу, как объявляли бойкот. Анализированный эпизод является частью десятой главы.
В основе эпизода — жестокая травля одноклассниками, которые считали девочку предательницей. Девочка хотела защитить друга Димку Сомова, взяла его вину на себя. Шесткилассники решили её наказать: сделали чучело, надели на него Ленкино платье и подожгли на костре.
В эпизоде много участников. Особое внимание привлекает , которая размахивает платьем и «отдает приказы» схватить Бессольцеву. Также в этой жестокой игре участвуют Шмакова , Валька , Рыжий и даже Димка Сомов . Именно Димке Железная кнопка поручает поджечь костер. Эта ситуация держит читателя в напряжении. Вместе с Бессольцевой мы ждём, что Сомов признается, но он поджигает костер. В Железников так описывает момент поджега: «…головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель». Эта деталь будто бы намекает, что у Димки нет своей головы, он не может отстоять свое мнение.
Бессольцеву ребята держали, подтащив близко к костру. Вдруг Лена закричала и вырвалась. Она вытащила из огня чучело и начала им размахивать. Одноклассникам показалось, что девочка сошла с ума, и они разбежались. Лена упала на землю, а рядом с ней — чучело в дымящемся платье. Когда героиня очнулась, услышала голоса Димки и Мироновой. Дедушке она потом призналась: «… я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим». Сомов пообещал, что во всем признается.
Эпизод начинается криком рыжего «Сжечь её на костре!». В предыдущих сценах эта фраза уже звучала, но теперь это не шутка. Заканчивается эпизод разговором Бессольцевой и Сомова, который еще больше раскрывает читателю внутренний мир Лены.
В центре внимания эпизода проблема детской жестокости, а также человеческой трусости, из-за которой страдают другие. Указанные проблемы раскрываются на протяжении всего произведения. С ними связан и конфликт, лежащий в основе анализируемой части повести. Причем можем выделить конфликт внешний (между Бессольцевой и одноклассниками) и внутренний (переживания Димки и Лены).
Мы видим, что ребята по-разному относятся к событию. Лена до последнего верит, что Димка не подожжет костер, а потом спасает чучело; Сомов пытается возразить, оправдать Бессольцеву, но делает это вяло. Другие одноклассники во главе с Железной Кнопкой жаждут наказать предательницу. Отношение каждой стороны легко объяснить, зная предысторию.
Исследовательская работа по литературе «Проблемы преданности ...
... сочинение на тему: Письмо герою произведения «Чучело». 5) выявить общие проблемы в общении учащихся нашей школы и учащихся в произведении В.К. Железникова «Чучело» ... воли и терпения выпали на долю Лены. Димка предал ее и предал не ... жизнь: тут и школьные проблемы, и дружба-вражда, и отношения с взрослыми, и ... были трудолюбивые, сами зарабатывали деньги на поездку. Но по характеру вы невоспитанные. Я бы ...
В эпизоде можно выделить композиционные части. Завязка – крик рыжего; развитие событий — приказы Мироновой, сомнения Димки; кульминация — Лена бросается к чучелу; развязка – все ребята разбегаются, Бессольцева разговаривает с Димкой.
Действие происходит на улице, но описаний природы в эпизоде нет. Зато важную роль играют портреты: описания чучела и Димки. Они помогают читателю лучше представить происходящее, а также переживания участников эпизода.
Анализированный эпизод один из ключевых в повести В. Железникова . Он переворачивает сознание главной героини, а также подчеркивает идейное звучание произведения.