Евгений Онегин, энциклопедия русской жизни

Реферат

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»

Много замечательных шедевров подарил нам Александр Сергеевич, но роман «Евгений Онегин» по праву занимает центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, наиболее сильно повлиявшее на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан Пушкиным в течение 8 лет. Это были годы апогея творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Фабула охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это было время правления царя Александра 1 — годы подъема русского общества.

Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов».

На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:

Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Исследование мотива дворянского общества в романе «Евгений Онегин» Пушкина

Дворянское общество – одна из важнейших тем романа Пушкина «Евгений Онегин». Автор проделывает большую работу, чтобы подробно раскрыть этот мотив в своем произведении. Таким образом, цель данной работы состоит в анализе и интерпретации образа дворянского общества в романе

2 стр., 792 слов

Онегин – герой своего времени (по роману в стихах А. С. Пушкина ...

... его жизни. Герой отдаляется от светского общества, его одолевает “русская хандра”. В надежде скрыться от прежней жизни Евгений прячется в деревне, доставшейся ему в наследство от дяди. Он ищет утешение ... слова глубоко ранили невинную душу Татьяны, оставили в ней глубокий, неизгладимый след. Ведь девушка, воспитанная на французских романах, увидела в Онегине того самого героя, которого “душа ждала”. ...

Жизнь «золотой дворянской молодежи»

При изучении образа дворянского общества в романе Пушкина первым делом следует обратить внимание на образ жизни главного героя, Евгения Онегина. Онегин представляет собой того типичного представителя дворянской молодежи того времени, для которой ведение вечернего образа жизни являлось своего рода рутиной. Его жизнь целиком состоит из посещения балов, ресторанов, театров и других мест развлечений, что повседневно наблюдается в столичном дворянском обществе. Данный образ жизни не устраивает Онегина, и он пытается изменить его, но завершающий этап развития героя заканчивается трагедией

Цвет столичного общества

Довольно остроумную картину столичного общества Пушкин описывает в восьмой главе. Он здесь также показывает, что люди, составляющие высший свет, люди, разбалованные жизнью, не обладают прекрасными моральными качествами. Среди таких людей есть злые дамы, бальные диктаторы, а также господа, «заслуживающие известность низостью души». События романа подтверждают этих людей лишены высоких достоинств, жизнь которых отличается развлечениями и праздничными мероприятиями

Дворяне из провинции

Помимо столичного дворянского общества, в романе присутствуют также представители провинциального дворянства. Характерные признаки этой категории людей — это глухость, ограниченность, а также узость интересов. Разговоры ограничиваются обыденными темами, такими, как сенокос, вино и псарня. Пушкин изображает таких людей в образах чудовищ, которые являются основным орудием для Татьяны

Дворяне из Москвы

Сильная критика московским дворянством прослеживается в заголовках этой главы. Пушкин выглядит в романе Москву как город малопрогрессивно направленного числа культуры, морали и творчества. Однако, какакой высокой культуры ожидать от людей, которые не обладают достаточными знаниями и опытом для создания практических решений в городе.

Точные характеристики: Все в них так бледно равнодушно,
Они клевещут даже скучно;

Они не взрослая ни в одном знании, небуки, профессиональной обlearnуюемости, они амбовы, которендно данный момент лишние с ассорти паршивят.

Жизнь крестьян в романе «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина является не только отражением жизни дворянского сословия, но и достоверным изображением быта крестьян. Автор освещает горькую долю крепостной крестьянки через персонаж няни Татьяны Лариной, которую выдали замуж против ее воли, когда ей было всего тринадцать лет. Пушкин не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне.

Мать Татьяны, так же просто и естественно, как солила грибы и ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». Эти эпизоды абсолютно точно отражают жизнь и обычаи крестьянского быта.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин отразил все слои русской нации. Он затронул все стороны русской действительности и проблемы современной жизни, сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Самораскрытие автора

Еще в начале работы над романом, в письме к Дельвигу, Пушкин признавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя». Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия перед невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего романа эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Пушкин все свободнее и проникновеннее говорит от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. В романе можно найти непритязательные шутки, такие как: «читатель ждет уж рифмы «розы», на вот, возьми ее скорей». Но также встречаются и горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского.

Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!..

Авторский образ Пушкина противоречив, он тяготеет к иронии и простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью и признается, что позиции молодости сданы без возврата:

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

Эволюция художественного стиля А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина является важным этапом в эволюции художественного стиля поэта. В этом произведении Пушкин отходит от романтизма и классицизма, призывая к новому языку русского общества и освобождению от внешних влияний.

Пушкин ратует за народность и демократизацию русской культуры. Он стремится освободить язык от запоздалых славянизмов, иностранщины и школьной скованности. В своем манифесте художник описывает повседневную простоту жизни и призывает к общей демократизации русской культуры.

Работая над романом, Пушкин уже написал «Бориса Годунова» и сказки, что свидетельствует о его расцвете творческих сил. «Евгений Онегин» становится своеобразной энциклопедией русской жизни, отражая все аспекты общества и души автора.

Великий критик В.Г. Белинский оценил гениальность этого произведения и выразил уверенность, что оно будет любимо и останется важным для русского общества. «Евгений Онегин» затрагивает философские, социальные и моральные проблемы, поражая своей глубиной мысли и объемом.

Таким образом, роман «Евгений Онегин» является важным этапом в творчестве Пушкина, отражающим его эволюцию от романтизма к реализму и призывающим к народности и демократизации русской культуры.

Исследование романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — одно из самых значимых произведений русской литературы XIX века. Он был опубликован в 1833 году и с тех пор остается образцом жанра романа в стихах.

Энциклопедический размах романа

Пушкин представил в своем романе широкую картину русской жизни того времени. Он описал холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиции и обычаи. Реалистические портреты дворян того времени дали возможность познакомиться с жизнью сословия, которому сам принадлежал автор.

Удивительно, что Пушкин в предельно сжатой форме рассказывает о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века. Его «болтовня» — лирические отступления — тоже приближаются к краткости энциклопедических заметок. Таким образом, в этом заключается «энциклопедичность» романа.

Описание жизни главного героя

Однако, основное место в романе занимает описание жизни главного героя Эвгения Онегина. Молодой повеса олицетворяет светское общество того времени. Пушкин показывает, как прожигается жизнь молодых людей в Петербурге: бесцельное прогуливание дней на бульварах, в ресторанах и театрах.

Ребенок был резов, но мил. Учил его всему шутя, не докучал моралью строгой… Таким образом, автор показывает типичное воспитание детей дворян в то время. Образование было поверхностным, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной».

Подборка книг, которыми увлекались молодые люди, тоже показательна. Сентиментальные романы и латынь «из моды вышли», а вместо этого молодые люди увлеклись Адамом Смитом, «певцом Гяура и Жуана» Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно».

Заключение

Таким образом, роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина является отличным примером того, как литературное произведение может описывать национальную культуру и жизнь эпохи. Энциклопедический размах романа, детальное описание общества, его нравов и условий жизни, образования и культуры жизни молодых людей, все это дает возможность понять, какими были люди на русской земле первой четверти XIX века.

Анализ театра и обычаев в романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина

Роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина представляет собой уникальное произведение, в котором автор воссоздал образ жизни и культуры русского общества начала XIX века. Одним из важных аспектов, которые Пушкин раскрывает в своем романе, является театр и его роль в той эпохе.

В романе Пушкин подробно описывает театральную жизнь того времени, включая его репертуар, артистов и известных драматургов. Особое внимание автор уделяет театру как месту, где происходит встреча различных слоев общества. В романе упоминаются такие известные драматурги, как Фонвизин и Княжнин, а также талантливые артисты того времени.

Пушкин также подробно описывает быт поместного дворянства и его традиции. Автор, проводивший много времени в своем имении Михайловское, хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. Он описывает их занятия, встречи, пиры, праздники, работы, а также разговоры и чтение, которые были популярны в тех кругах.

Особое внимание Пушкин уделяет обычаям и традициям, которые хранились в семьях помещиков. В романе упоминаются такие обычаи, как соление грибов, чтение сентиментальных романов и сонников, а также проведение масленицы и говелей. Автор также описывает идеал русской женщины, воплощенный в образе героини Татьяны.

В романе также представлена патриархальная Москва, которая олицетворяет верность традициям и консерватизм того времени. Пушкин описывает Москву как город, где все сохраняется на старый образец, где люди продолжают жить по тем же правилам и обычаям. В романе упоминаются такие персонажи, как тетушка княжны Елена, Лукерья Львовна, Любовь Петровна, Иван Петрович и Семен Петрович, которые являются примерами сохранения старых традиций.

Таким образом, роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина является ценным источником информации о театральной жизни и обычаях русского общества начала XIX века. Автор подробно описывает театр, быт помещиков, традиции и обычаи, что позволяет нам лучше понять ту эпоху и ее культуру.

Развертывание исследования

Пушкин, в отличие от Грибоедова, испытывает искреннюю привязанность к Москве, восхищаясь ее душевностью, теплотой и приверженностью национальным традициям. Он неустанно восхваляет богатую историю города, его военные подвиги:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин передает не только зарисовки русской жизни, которые присутствуют в повествовательной части произведения, но и свое собственное мнение через авторские лирические отступления. Автор прерывает повествование, чтобы поделиться своими мыслями о событиях, давать характеристики героям и рассказывать о себе. Мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о его планах на будущее, а также о его размышлениях о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом. Это позволяет нам составить представление не только о героях романа и жизни русского общества того времени, но и о самом авторе. Это также подтверждает слова Белинского о том, что «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни» первой четверти XIX века.