Введение, Симфония № 5 до минор, op. 67
Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:
Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.
1. Сочинение
Пятая симфония известна своим долгим временем вызревания. Первые её наброски датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы « Фиделио », Сонату № 23 (Аппассионату), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807—1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.
В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами, политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.
2. Премьера
Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу Разумовскому. Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года.
Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин» на громадном концерте-бенефисе, целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая — как № 5. Программа включала в себя:
Впечатление о симфонии 5 бетховена. Пятая симфония (Бетховен). ...
... симфонии датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией . Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, ... Вновь звучит грозный боевой клич «мотива судьбы». Он дает толчок прекратившемуся было движению. ... симфонию . Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807-1808 параллельно с Шестой симфонией , а премьера ...
- симфонию № 6 (Пасторальную);
- арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
- части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
- фортепианный концерт № 4 (в исполнении самого Бетховена);
- (антракт)
- Пятую симфонию (значилась в программе как «Большая симфония до минор»);
- части Sanctus и Benedictus из мессы до мажор;
- Хоральную фантазию.
Премьера была неудачной. Концерт длился более четырёх часов — с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё еще несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего. (Исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт.)
1st movement | |
Симфония № 5 (Бетховен), 1st movement | |
Помощь по воспроизведению |
2nd movement | |
Симфония № 5 (Бетховен), 2nd movement | |
Помощь по воспроизведению |
3rd movement | |
Симфония № 5 (Бетховен), 3rd movement | |
Помощь по воспроизведению |
4th movement | |
Симфония № 5 (Бетховен), 4th movement | |
Помощь по воспроизведению |
3. Состав оркестра
- Деревянные духовые
- Флейта пикколо (в 4-й части)
- 2 флейты
- 2 гобоя
- 2 кларнета (B)
- 2 фагота
- Контрафагот (в 4-й части)
- Медные духовые
- 2 валторны (Es)
- 2 трубы (C)
- 3 тромбона (в 4-й части)
- Ударные
- Литавры
- I и II скрипки
- Альты
- Виолончели
- Контрабасы
4. Форма
Произведение состоит из четырёх частей:
- I. Allegro con brio (сонатное allegro, до минор)
- II. Andante con moto (ля бемоль мажор)
- III. Scherzo. Allegro (до минор)
- IV. Allegro (финал, сонатная форма, до мажор)
III и IV части исполняются без перерыва.
5. Интересные факты
- Фрагменты Пятой симфонии Бетховена цитируются в некоторых произведениях Альфреда Шнитке — Первой симфонии, музыке к спектаклю «Ревизская сказка» и основанной на ней «Гоголь-сюите» для оркестра.
- Бетховен говорил про главный мотив первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь».[1]
Синхронизация выполнена 10.07.11 16:44:41
Похожие рефераты: , Симфония 1 (Бетховен) , Симфония 6 (Бетховен) , Симфония 4 (Бетховен) , Симфония 8 (Бетховен) , Симфония 9 (Бетховен) , Симфония 2 (Бетховен) , Симфония 7 (Бетховен) .
Категории: Произведения Людвига ван Бетховена , Симфонии , Музыкальные произведения 1808 года .
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .