Размышляю о произведениях Варлама Шаламова

Сочинение

«ЛАГЕРНАЯ ТЕМА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.ШАЛАМОВА

«Так называемая лагерная тема в литературе это очень большая тема, где разместится сто таких писателей, как Солженицын, пять таких писателей, как Лев Толстой. И никому не будет тесно».

«Лагерная тема» и в исторической науке, и в художественной литературе — необъятна. Она вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее.

Варлам Шаламов в своих «Колымских рассказах» при описании концлагерей и тюрем добивается эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, тексты наполнены приметами непридуманной реальности. Его рассказы тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли – холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников.

В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении. «Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи», – указывает Шаламов в рассказе «Сентенция». Человек перестает быть человеком. Он уже не живет, и даже не существует. Он становится веществом, неживой материей.

Введение

В данном исследовании будет рассмотрен рассказ Варлама Шаламова «Плотники» и его отношение к отношениям между людьми и смыслу жизни. Рассказ Шаламова ярко отражает жизнь в тюремном лагере и его влияние на человеческую душу. Целью данного исследования является проанализировать основные темы и мотивы, присутствующие в рассказе, и понять, как они связаны с отношениями между людьми и поиском смысла жизни.

1 стр., 374 слов

Сочинение эссе глобализация человечества и жизнь отдельного человека

... и недоразумений, необходимо понять человека из другой страны, с которым ты работаешь. Это дает новые возможности для развития, для того, чтобы начать разбираться в своей работе лучше. Глобализация ... момент началась также культурная глобализация, которая на данный момент затронула уже практически всех на земном шаре. Люди стали более открыты, увидев другие страны и людей, человек начал более широко ...

Тело исследования

Отношения между людьми в рассказе «Плотники»

В рассказе «Плотники» Варлам Шаламов рассказывает о жизни людей в тюремном лагере. Основной задачей плотников является выживание в экстремальных условиях, где каждый день стоит перед ними вопрос о том, как прожить «сегодня». В таких условиях люди становятся равнодушными друг к другу, потому что каждый борется за свою жизнь и выживание становится единственным приоритетом.

Шаламов описывает, как мороз проникает в души людей, делая их холодными и равнодушными. Он указывает на глухо замкнутое пространство лагеря, где люди ограничены лишь несколькими направлениями, такими как больница, вахта и столовая. Это создает ощущение замкнутости и отсутствия свободы, как будто весь мир становится лагерем, где все обречены на жизнь в условиях насилия и репрессий.

Смысл жизни в рассказе «Плотники»

В рассказе Шаламов подчеркивает, что для людей в лагере смысл жизни сводится к выживанию. Они не имеют возможности строить планы на будущее, потому что каждый день может быть последним. В таких условиях люди теряют веру в будущее и становятся равнодушными к судьбе других людей.

Однако, Шаламов также указывает на то, что даже в таких тяжелых условиях люди ищут смысл и надежду. В рассказе «Плотники» герои пытаются найти хоть какую-то радость и удовлетворение в своей жизни, даже если это кажется невозможным. Они находят счастье в маленьких вещах, таких как сливочное масло по лендлизу, которое для них становится символом заморского счастья. Это показывает, что даже в самых тяжелых условиях люди ищут смысл и надежду в маленьких радостях и простых вещах.

Различие между тюрьмой и лагерем

В отличие от Александра Солженицына, Шаламов подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. В его рассказах лагерь становится символом всей страны, где все обречены на жизнь в условиях насилия и репрессий. Шаламов указывает на то, что даже вне лагеря все, что находится вне зоны, также втянуто в бездну насилия и репрессий. Это создает ощущение того, что вся страна становится лагерем, где каждый живущий в ней обречен на тотальное подчинение и лишение свободы.

Заключение

Варлам Шаламов в своих рассказах ярко отражает отношения между людьми и поиск смысла жизни в условиях тюремного лагеря. Он показывает, что в таких экстремальных условиях люди становятся равнодушными друг к другу, а выживание становится единственным приоритетом. Однако, даже в таких тяжелых условиях люди ищут смысл и надежду, находя радость в маленьких вещах. Шаламов также указывает на то, что лагерь не является изолированной частью мира, а является слепком всего общества, где насилие и репрессии проникают во все сферы жизни.

Таким образом, рассказы Шаламова помогают нам лучше понять отношения между людьми в условиях тюремного лагеря и их поиск смысла жизни. Они показывают, что даже в самых тяжелых условиях люди находят силы и надежду, ищут маленькие радости и стремятся найти смысл в своей жизни.

«Остаться человеком» по рассказам В. Шаламова (Литература XX века)

Что значит «быть Человеком»? На мой взгляд, это значит иметь внутренний нравственный стержень, то есть систему общепринятых ценностей, которым мы следуем в жизни. От степени прочности этих ценностей и зависит то, останется ли человек Человеком в самых разных ситуациях. Мы часто склонны к завышению самооценки и не можем с высокой степенью точности предположить, как поведём себя в тех или иных обстоятельствах, поэтому мне всегда было интересно читать в произведениях художественной литературы о поведении людей прежде всего в экстремальных ситуациях.

74 стр., 36757 слов

Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...

... и изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...

Одна из таких книг – «Колымские рассказы” Варлама Шаламова. Родившись и долгое время прожив в Магаданской области, где разворачивается повествование, я особенно остро сопереживаю людям, оказавшимся в этом суровом краю в эпоху ГУЛАГА не по своей воле и поставленным в условия, в которых выжить и остаться Человеком было крайне сложно.

После прочтения небольших рассказов-зарисовок складывается общая картина лагерной жизни, в которой человеку противостоит и природа с её пятидесятиградусными морозами зимой и тучами гнуса летом, и люди: такие же сосланные, надзиратели, начальство. Шаламов показывает нам, что происходит с человеком, оказавшимся здесь. Пронизывающий холод, ужасающие условия существования, отупляющее чувство голода иссушали в человеке душу: «она промёрзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной» (рассказ «Плотники»).

В человеке сознательно уничтожались физическая сила и духовное начало.

Введение

В условиях тюремного заключения каждый человек оказывается вынужденным столкнуться с трудностями, которые могут серьезно испытать его душевную прочность и человеческие ценности. Один из таких авторов, которые особенно прониклись этой проблематикой, является Варлам Шаламов. В своих произведениях он неоднократно поднимал вопрос о том, как человек сохраняет свою человечность в условиях тюрьмы, где все ценности и нормы общества кардинально меняются.

Основная часть

В одном из рассказов Шаламова «Одиночный замер» автор подчеркивает, что в тюремной среде каждый оказывается сам по себе, без возможности положиться на кого-то другого. Понятие дружбы и солидарности остается где-то далеко, на свободе. Однако, по мнению Шаламова, дружба может возникнуть только тогда, когда люди не доведены до крайности, когда еще остается что-то человеческое в них.

В рассказе «Посылка» герой-рассказчик вспоминает своего бывшего товарища по бригаде Шейнина, который был известным референтом Кирова. Когда Шейнину присылают посылку из дома, кто-то нападает на него и крадет сумку с едой. Герой-рассказчик помнит, как его товарищи радовались этому происшествию. Этот эпизод показывает, что в тюремной среде доверие и дружба могут быть предательскими и исчезнуть в мгновение ока.

Шаламов также обращает внимание на то, что не всегда образование, кругозор и жизненный опыт помогают человеку сохранить свою человечность в тюрьме. В рассказе автор приводит пример человека, который, несмотря на свои интеллектуальные способности, становится простым зэком и подчиняется другим заключенным. Шаламов указывает на то, что в какой-то момент этот человек сломался под воздействием страха, который победил его и лишил его человечности.

Заключение

Таким образом, произведения Варлама Шаламова являются свидетельством того, что в условиях тюремного заключения сохранение человечности является нелегкой задачей. Дружба и доверие исчезают, а страх и жестокость овладевают людьми. Образование и интеллект не всегда помогают в этой ситуации. Человек остается Человеком только тогда, когда он сумеет преодолеть страх и сохранить свои человеческие ценности.

7 стр., 3099 слов

По рассказу американского писателя О. Генри «Дары волхвов»

... самого дорогого человека. Вот настоящие герои! Я восхищаюсь ими. Сочинение по рассказу американского писателя О. Генри «Дары волхвов» Рассказ американского писателя О. Генри «Дары волхвов» — это история любви двух людей: Джима и Деллы. ... зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают. Пока хозяйка ...

Развертывание

В колымских лагерях существовали люди, которые несмотря на тяжелые условия, не утратили своей человечности. Один из таких людей был Варлам Тихонович Шаламов, автор «Колымских рассказов». В его произведениях мы встречаем героев, которые не позволяют насиловать человеческую волю, даже ради собственной жизни. Они не хотят, чтобы их товарищи бросали в них проклятия перед смертью. Воспоминания о прежней жизни, талант рассказчика, желание писать, отстраненность от повседневных разговоров — все это помогает героям сохранить свою человечность.

Один из героев рассказа «Сухим пайком» говорит, что ни при каких условиях не будет доносить на своих сокамерников, не будет добиваться выгодных должностей или искать полезные знакомства. Все это противоречит его нравственным устоям, а потерять их — значит перестать быть Человеком.

Я глубоко убежден, что «Колымские рассказы» В. Шаламова должны быть прочитаны и осмыслены каждым из нас, чтобы найти ответ на вопрос о том, как сохранить свою человечность.

В произведениях В. Шаламова одной из основных тем является человек в нечеловеческих условиях. Долгие годы заключения превращают героев рассказов в существа, лишенные чувств и мыслей, живущие в полусознании и существовании. Однако, по мнению Шаламова, в человеке всегда присутствует животный инстинкт, который может проявиться в экстремальных ситуациях для самосохранения.

Происходящие в рассказах «Нестора Колымы» события подтверждают эту мысль. На кладбище заключенные безразлично снимают одежду с мертвых тел. За фуфайку они готовы убить друг друга. Это является неожиданным уроком, открывающим звериный инстинкт в людях.

Судьба отдала Шаламову тяжелейший опыт, основанный на непомерных невзгодах и лишениях, но исходя из его произведений можно утверждать, что на протяжении всей жизни писатель считал и воспитывал в себе веру в человечность даже в самых трудных условиях.

Шаламов Варлам Тихонович написал в своём эссе «Лагерное учение»: «Точно так же, как отдельные виды спорта, суть лагерный опыт считать не обязательным для человека ценным приобретением. Это не система познания мира, который должен знать каждый человек».

Шаламов считал лагерь нарушением мироустройства, нарушением порядка, который уже установлен на земле, рудиментом уходящего мира.

Горячо любивший жизнь Шаламов весь свой насыщенный испытаниями век стремился учить людей жертвенности, неравнодушности, бескорыстной помощи себе подобным. Он этому научился сам, и его произведения, в частности, «Колымские рассказы», дают нам, его читателям, возможность эти уроки усвоить.

Творчество Шаламова сложно воспринимать и оценивать отдельно от биографии автора, так как его литературная работа несёт на себе глубокий и безусловный отпечаток личного опыта.

Несмотря на все испытания, невзгоды и окружающую враждебность, Шаламов сумел сохранить в себе исключительное стремление к содержанию и благородству только благодаря большой силе духа, уважению к юношеству и патриотизму. Писатель оставил неизгладимый след в русской литературе и сделал огромный вклад в сохранение исторической памяти о нашем обществе.

3 стр., 1031 слов

Проблема смысла жизни в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина

... чувства и эмоции — это главные ценности в жизни человека. А рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско» — это философские размышления автора о смысле жизни, о назначении человека в этом мире, о ... ценности и для них важнее деньги и золотые украшения, нежели человеческая жизнь. Писатель, используя прием контраста, противопоставляет внешнее благополучие главного героя, который мог себе ...

Теперь, когда Шаламов уже не может ощущать радость творчества и извлекать уроки из своего трудного ограничители существования, наша обязанность — осмыслить его литературное наследие и применить полученные знания для лучшего понимания и совершенствования нашего общества.

Варлам Тихонович Шаламов и его творчество

“Колымские рассказы” — главная книга Варлама Тихоновича Шаламова. В рассказах этих взяты люди без биографии, без прошлого и без будущего. Похоже ли их настоящее на звериное или это человеческое настоящее? Скорее всего, перед нами судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями.

Потребность в такого рода документах чрезвычайно велика. Ведь в каждой семье — ив деревне и в городе, среди интеллигенции, рабочих и крестьян — были или родственники, или знакомые, которые погибли в заключении. «Современная новая проза может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве, — для которых овладение материалом, его художественное преображение не является чисто литературной задачей — а долгом, нравственным императивом». Так писал Шаламов.

Есть, однако, мнение, что писатель не должен слишком хорошо и близко знать свой материал, что понимание виденного не должно уходить слишком далеко от нравственного кодекса, от кругозора читателей. Такой писатель всегда немножко турист, немножко иностранец, литератор и мастер чуть больше, чем нужно. Наша отечественная проза отрицает этот принцип туризма. Писатель — не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник не в писательском обличье, не в писательской роли.

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною — пустота,

Но за спиною — тишина.

И страшно мне шагнуть вперед,

Шагнуть, как в яму, в черный лес,

Где память за руку берет

И — нет небес.

У Шаламова выстраданное собственной кровью выходит на бумагу как документ души, преображенное и освещенное огнем таланта. Писатель становится судьей времени. Именно глубочайшее знание дает ему право и силу писать.

О пройденных испытаниях Шаламов рассказывает ровно, без декламации. Его проза отличается простотой и ясностью. Огромная смысловая нагрузка чувства не дает развиться скороговорке, пустяку, погремушке. Шаламову важно воскресить то, что было.

Колымские рассказы Варлама Шаламова представляют из себя необходимое зеркало для социети, в которой очевидно нахождение конфликта между человеком и общественной машиной. Отражение тяжести существования в СССР при Сталине, сцены из физического и душевного насилия, встречи человека с неизвестным миром – автор экспериментирует со структурой и семантическим значением, вмешиваясь в детализацию, создавая символы и знаки.

Контрольная деталь

Верность деталям – сильный метод в рассказах Шаламова, представление мира, которое, благодаря детально написанной информации, переходит в план реальности. Детализация – это метод перенесения ридеров в новую жизнь, новую реальность. Элемент, влияющий на ощущение времени рассказа, наполняющий его косвенным значением и «подтекстом».

2 стр., 558 слов

Примеры внутреннего мира из жизни

... Примеры внутреннего мира из жизни Несколько интересных сочинений Герои произведений Антона Павловича Чехова – это очень яркие персонажи. Они живы, полноценны, их воспитание характерно для ... внутреннего мира. Чем человек наполнен, то и создает. Созданный творческий предмет является отражением внутреннего ... Гордон Байрон (1788-1824 гг.) относится к одним из знаменитых английских поэтов направления ...

Мир в рассказах Шаламова

Кажется, что эти рассказы — инновационная конъюнктура значагичных сближений. Конфликты между человеком и обществом становятся не просто отсылками к прошлому, но и взглядами на трагедии будущего. Персонажи Шаламова не являются вымышленными, объекты и места не случайны. Все это — активные действующие лица, с помощью которых Шаламов преобразует воспоминания в памятные действия.

Живая душа в Шаламовом мире

Персонажи стремятся к активному влиянию на свои судьбы, вопреки обстоятельствам. При этом Шаламов ясно понимает суровую реальность своего времени, где надежда кажется иллюзорной. Он был убежден, что самым ценным в этом мире было сохранение жизни души, яркой и непорченной, вопреки всем трудностям.

Через рассказы Шаламова читатель открывается перед преображенным изображением жизни души под режимом Сталина. Не столько темная сторона человеческой души, сколько ее способность выживать и находить любвь к жизни даже в самых тяжелых условиях является центральной точкой замысла писателя.

II. Творчество Шаламова, по своей сути, является ярким примером привнесения прозы жизни в литературное творчество. Он глубоко понимал и осознавал страшность советских лагерей, прожив в них двадцать лет. Этот опыт советского террора и стал основой для зарождения его культурного восстания, мощного литературного деяния. Он сам писал: «Форма литературы должна быть жесткой, потому что сначала была жизнь, всегда жесткая, поучительная и школа выживания». Варлам глубоко занимался изучением силы слова и его влияния на чтение человеков. Лагерей, голод, невыносимых условий, унижения и страхи он сумел передать через слова, именно такую жизнелию.

Творчеством Шаламова, коим отзывчива ум, блюдет бог, слова голгоф заствитились опытом тяжким двадцатилетнего невольного затвороченеж в суровом климате Колымы. Стих «Чуть прикрытые землей» весь проникнут неподдельными чувствами, высоким профессионализмом и искренностью, что впечатляет многих любителей литературы. В этом воплощена и основная обсессия Шаламова — как мучения и страдания могут войти в жизнь человека и беспомощно нарушить его, либо, напротив, сделать его человеком.

Из его корреспонденции с Пастернаком становится понятно, что жестокий и суровый опыт лагерей сделал Шаламова уважаемым авторитетом среди других писателей. Он был уверен в значимости написанного, верил в способность слова передать ужас произошедшего и глубину человеческого страдания, а его отважная позиция привлекла внимание зрителей к русской советской литературе.

Целью творчества Шаламова было не уведомление об ужасах заключенных («…далеко еще оступать и скользить…»), а напоминание об их человечности и о необходимости помнить об этом. Все его произведения являются рефлексией на тему людской природы, ставки на вернуть культурное значение истории. Это чувство внутренней глубины и искренней заботы находит отклик в сердцах многих читателей, поскольку, несмотря на все трудности, Шаламов продолжал очень тесно взаимодействовать с публикой, продвигая свои идеи даже в самых тяжелых условиях.

7 стр., 3457 слов

Художественный мир рассказов Андрея Платоновича Платонова

... мир рассказов А. Платонова» Книги следует писать – каждую, как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше! (А. Платонов) Андрей Платонов ... в нём, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив всё ... различными «казёнными» оборотами. Ещё в 20 – 30-е годы многие говорили о странном пафосе письма писателя – о героях, ...

Тем не не менее, необходимо осознавать всю

М

Это было или не было необходимо? Этот вопрос и сегодня остается актуальным в оценке творчества Шаламова. Однако суметь через более чем полвека все равно ощущать его слова, считать его произведения важными и актуальными – нет ли в этом отповедь на вначале поставленный вопрос?

Кроме Шаламова, пожалуй только Солженицын пытался возвести в ранг высокого искусства “зэковские будни”. Но если у последнего несомненно имеется претензия на историческую подоплеку (и в первую очередь) всего написанного, да и все выполнено в философско-художественном “орнаменте”, то в прозе у Варлама Шаламова просто создан некий альтернативный мир, скорее напоминающий более утрированную версию писанного примерно в те же годы оруэлловского “1984”. И после достаточно длительного погружения в этот шаламовский мир (нет-нет, он к себе не притягивает, а даже наоборот) начинает опускаться и планка нормы благосостояния – ты мысленно рисуешь себе градусник, природно не имеющий шкалы положительных температур, видишь убогую лесотундру, ограниченную атмосферой “колючей проволоки”, слышишь механичекий долбеж белых северных скал невольно перешагнувшими за грань абсурда людьми – и, окидывая еще час назад казавшиеся тебе невыносимыми, свои условия “жизни”, ты вполне четко осознаешь, что, черт подери, все не так уж и плохо, и (что и есть ответом на основной вопрос) Шаламов старался не зря.

Более того, Варлам Тихонович – лишь он один и никто больше подобно Кельвину в физике имеет право положить свое имя в Абсолютный Ноль шкалы температур писательского искусства, и не только потому, что это уже само по себе концептуально, а главным образом из-за того, что он дал всей последующей литературе настоящий “ориентир дна”.

II. Варлам Тихонович Шаламов родился в 1907 году в Вологде, в семье священника. Отец его был человеком прогрессивных взглядов, поддерживал связи со ссыльными, жившими в Вологде. В своей автобиографической повести о детстве и юности “Четвертая Вологда” Шаламов рассказывает, как формировались его убеждения, как жажда справедливости стала для него чем-то вроде навязчивой идеи. Среди главных юношеских идеалов завтрашнего писателя были народовольцы, и книги – в диапазоне от Дюма до Канта,он их страстно читает и затем ими же проигрывает их сюжетную линию. В 1924-м Шаламов уезжает в Москву и, два года проработав дубильщим на кожевенном заводе, поступает в МГУ на факультет советс-кого права, при этом активно участвуя в бурлящей столичной жизни: митинги и литературные диспуты, демонстрации и чтение стихов. 19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за “антисоветскую пропаганду” и был приговорен к трем годам лагерных работ на Север-ном Урале. Казалось бы, после такого-то опыта несостоявшемуся выпускнику университета умно было поубавить свой пыл, перестать впустую выб-расывать энергию во лживый воздух. Но то ли Шаламову понравились экстремальные условия как плацдарм для творчества, то ли им двига-ли иные побуждения, . возвращению своему “из-за” он, что называ-ется, прямо из вагона – и в центр танцплощадки.

Из воспоминаний самого писателя:

Вернулся в Москву в 1932 году и крепко стоял на всех четырех лапах. Стал работать в журналах, писать, перестал замечать время, научился отличать в стихах свое и чужое. Готовилась книжка рассказов. План был такой: в 1938 году первая книжка прозы. Потом вторая книжка. Сборник стихов.

1 стр., 487 слов

На чем основывается юмор рассказа жизнь и воротник

... на поведение той скромницы, о которой мы узнали в начале рассказа. Олечке захотелось казаться роскошной и загадочной. Она приобрела безобразный полосатый диван, от которого воротило и ее, и мужа, и ... относящийся к дамским нарядам, изменил и перевернул жизнь Олечки и ее мужа. После приобретения ... подходит ребенку, чем почтенной супруге. Поэтому даже имя заставляет нас насторожиться и внимательнее ...

“Я тогда как жил? Напишу, редакционной машинистке продиктую “Броня – первая птица”! – подписываю, адрес ставлю и несу в редакцию – журнала, газеты – в этом нет различия. Я заходил через неделю и получал ответ – всегда положительный. В любом журнале петушье слово действовало безотказно, я даже и понять не мог, как это могут рассказ не принять, не считал такой случай для себя возможным. Для себя, про себя я считал тогда, что не только талант скажется, но и биография скажется всегда и из-за моей спины продиктует, напишет моим пером все, что нужно. “

Да уж, в этом он оказался совершенно прав, и “В ночь на 12 января тридцать седьмого года в мою дверь постучали.”

Интеллектуальное развитие Варлама Шаламова

История литературы запомнила несколько случаев, когда писатели продолжали творческую деятельность в тяжелых условиях, однако указанных профессионалов можно пересчитать по пальцам.

В течение пяти лет он провел в колымских лагерях, стал свидетелем золотых приисков, участвовал в таежных экспедициях, перенес больничные койки. Он пережил множество локаций — Бухта Нагаево, прииск «Партизан», Черное озеро, Аркагала, Джелгала.

На протяжении нового десятилетия, начиная с 1943 года, он относил Ивана Бунина к русским классикам. Вслед за этим последовали четыре классические русские страдания: холод, голод, побои, унижения. Однако через три года фортуна улыбнулась — один из колымских врачей направил его в центральную больницу на левом берегу, что спасло жизнь писателя. Еще через три года, на берегу реки Дусканья, Варлам Тихонович впервые за все годы заключения начал записывать свои стихи. Он был освобожден в 1951 году, но отказался уехать на «материк».

В 1952 году его удивительным образом связала пятилетняя переписка с самим Борисом Пастернаком, где, по личному мнению исследователя, Шаламов проявил свое писательское мастерство в гораздо большей степени, чем в прозе и, тем более, в поэзии.

Хотя переписку этого периода творчества можно назвать с натяжкой, учитывая соотношение 9:4 в пользу Шаламова, она все же позволяет представить творческий потенциал писателя на тот момент. Особый интерес вызывает самооценка Шаламова и его объяснение собственной «тяги к перу».

Поразительно, насколько проницателен и силен духом оказался этот человек, претерпевший антидуховный режим.

Развитие поэзии в творчестве Варлама Шаламова

Варлам Шаламов, известный русский писатель и поэт, считал стихи не просто игрой или забавой, а беседой человека с миром на третьем языке, понятном и человеку, и миру. Он утверждал, что стихи родились из песни, но со временем стали развиваться самостоятельно, обнаруживая новые способности и силы, которых не могла мечтать песня. Шаламов считал, что стихотворная форма имеет особенные возможности и шире и глубже любого другого искусства, включая музыку, живопись и скульптуру.

Он отождествлял ритмический рисунок поэзии с музыкальным строем фразы, считая, что именно в борьбе созвучия со смыслом рождается поэтическое слово. Он приводил примеры из переписки с Борисом Пастернаком и утверждал, что великие поэты, такие как Пушкин, Лермонтов, Блок и Пастернак, делают это почти неощутимо, полагаясь только на ухо. Он также отмечал, что процесс замены слов ведет к тому, что мысль догоняет ощущение, ушедшее в стихи.

2 стр., 697 слов

Образ Толстого в романе Война и мир (Образ автора)

... таким великим и важным Также читают: Картинка к сочинению Образ Толстого в романе Война и мир (Образ автора) Популярные сегодня темы 1749 — Александр Радищев родился в Саратовской губернии в семье ... В повести показывается жизненный путь Акакия Акакиевича Башмачного от рождения до его становления титулярным советчиком. Он был предметом насмешек других молодых чиновников. Автор разделил рассказ ...

Интересно, почему Шаламов, обладая знанием музыки и любовью к ней, выбрал именно поэзию с прозой в качестве формы выражения своих мыслей. Вполне возможно, что если бы было иначе, Россия стала бы исконной родиной какого-нибудь постпанка.

Реабилитация и дальнейшая работа

В 1957 году Шаламов был реабилитирован и вернулся в Москву. Он начал работать в журнале «Москва» в качестве внештатного корреспондента и печатал очерки и зарисовки. Однако некоторые редакции не принимали его рассказы из-за его «абстрактного гуманизма», что причиняло ему большую печаль. Он чувствовал себя ненужным обществу и не вписывающимся в новую позицию укороченной памяти.

Несмотря на это, Шаламов продолжал серьезно работать и в 1961 году выпустил сборник стихов «Огниво», а в 1964 году — «Шелест листьев», а в 1967 году — «Дорога и судьба». Его творчество продолжало развиваться, и он оставался одним из великих русских поэтов своего времени.

В 1987 году были опубликованы первые серьезные работы Варлама Тихоновича Шаламова, включая его прозу и стихи из колымских тетрадей. Это вызвало внезапный интерес общества к его творчеству, и были изданы сборники такие как «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Этой эпопеею автор занимался с 1954 по 1973 год. Его произведения представляют собой продукт неразрывного единства судьбы, души и мыслей автора. Сюжеты рассказов плавно переходят друг в друга, персонажи появляются и действуют под разными именами, однако они поистине являются различными ипостасями самого Шаламова. Наиболее удачным сборником писателя можно считать «Очерки преступного мира», в котором он предоставляет художественно оформленный инструктаж по правилам поведения в зоне.

Об одной ошибке художественной литературы

Сборник замечаний, открывающийся под заголовком «Об одной ошибке художественной литературы», предлагает довольно подробный анализ некоторых литературных классических персонажей, которых можно отнести к представителям мира «не столь отдаленных». Основное обвинение, предъявленное художественной литературе, заключается в ее склонности изображать мир преступников сочувственно, порой даже с подвластным самому художнику подобострастием, и «соблазнившшись дешевой мишурой», окутывать этот мир воров романтическим ореолом.

«Художники не сумели разглядеть подлинного отвратительного лица этого мира. Это – педагогический грех, ошибка, за которую так долго платит наша юность. Мальчику 14-15 лет простительно увлечься «героическими» фигурами этого мира; художнику это непростительно», – заявляется в сборнике.

Согласно Шаламову, Достоевский в произведении «Записки из мертвого дома» никоим образом не отразил истинное положение вещей. Преступный мир «настоящих блатарей», «асмодеев», «фраеров», «чертей» и «мужиков», тех, кто презирается, грабится и топчется настоящими преступниками, неожиданно оказался в тени и не получил должной художественной интерпретации.

Неутешительную картину подлинного преступного мира также находит Шаламов в творчестве Чехова. После поездки Чехова на Сахалин все его предшествующие произведения, как указывает Шаламов, кажутся пустяками и недостойными русского писателя.

Анализируя пьесу Максима Горького «На дне», Шаламов сомневается в возможности корректной связи персонажа Васьки Пепла с блатным миром. По мнению Шаламова, Горький не знаком с настоящими блатными и не имел с ними прямого контакта, что, вообще говоря, затрудняет полноценное осмысление этого мира со стороны писателя.

Обращаясь к литературе двадцатых годов, Шаламов с горечью освещает период, когда на родной литературе сворачивала мода на налетчиков и уголовную романтику. Такие произведения, как «Беня Крик» Бабеля, леоновский «Вор», «Мотькэ Лалхомовес» Сельвинского, «Васька Свист в переплете» Веры Инбер, каверинский «Конец хазы» и, конечно же, персонажи Остапа Бендера из произведений Ильфа и Петрова, являются яркими примерами легкомысленной поддержки уголовной романтики.

В сборнике также присутствует краткий словарь основных «зоновских» терминов, который, с точки зрения этимологии данных слов, представляет интерес. Хотя, можно сказать, что современным «уркам» и «чертям» он, вероятно, не понадобится. Завершается сборник вопросом: «Что такое преступный мир?», и читателю предлагается пройти по этапам в сопровождении опытного гида.

Блестки надежды

Автор переходит к важному, непроизвольному фактору — надежде. Разрушенная душа жестокой реальностью блатного мира, утратившая веру в добро и справедливость, стремится к искорке света в беспросветной темноте тюремной камеры.

“Стоит отметить, что автор дает нам не просто голую реалию, но и маленькие сверкающие слепинки невозможного, но желаемого мира. Именно такой, который заставит читателя пожирать страницы, цепляясь за все силуэты, намекающие на свет в конце туннеля”.

Эволюция степеней воздействия

Более того, автор замечает, что наблюдается эволюция в образделении не только героев, но и восприятии. Нет, уже не довольна публика тем, что роман предоставляет им героев “черного” и “белого” списка. Читатель хочет более глубокого “погружения”.

“Они хотят почувствовать каждое мгновение жизни каждого из персонажей, системные фундаментальные уровни персонажей теперь интересуют их больше всего”.

Заключение

Шаламов мудро заметил тенденцию к желанию меньшей видимости и большей внутренней рабочей детализации в контексте произведения. Это приводит к размышлениям о том, что литературная форма нуждается в эволюции и приспособлении к меняющимся потребностям и запросам аудитории. Разница между открытыми утверждениями и скрытыми намеками приобретает форму, по форме которой будущим авторам придется выбирать путь.

Итак, можно утверждать, что “Жульническая кровь”, «Женщина блатного мира», “Тюремная пайка” и другие произведения помогают читателям переиграть свои представления о литературе, даже если это иногда создает определенное неприятие.

“Ибо каждый автор, так же как каждая жизнь и душа, вносит свой особый вклад, свое восприятие и свое представление о противостоянии зла и разрушительности блатного мира”.

Варлам Тихонович Шаламов и его «Колымские рассказы» (исследовательская работа)

Шаламов — один из самых ярких представителей лагерной литературы русской литературы. В своей книге «Колымские рассказы» он подавляюще точно передает все ужасы жизни в лагерных условиях. Именно благодаря своей непревзойденной способности к детальной реализации, Шаламов стал одним из самых известных сатириков 20-го столетия.

Анализ «Колымских рассказов»

В своем уникальном творчестве, написанном в виде рассказов, Шаламов раскрывает все ужасы каторги в СССР. Он приводит остроумные метафоры для описания жизни в лагере, используя описания всех его пришествий.

В ходе чтения «Колымских рассказов», читателю становится сложно представить, как люди могли выживать в лагере. Возникает ощущение, что вся жизнь каторжанина сводится к выматывающему труду и не надежды на выживание.

В своих рассказах Шаламов старается передать социальный аспект, подавляющий маленькие формы единиц социума, из которых сформирован этот огромный лагерный мир. Также писатель не обращает внимания на многих деталей, делая свои рассказы более сжатыми и красочными.

Литературный отзыв о книге Шаламова с нередким авантом отмечает также наличие одной особенности в прозе автора: это наличие системности. Описание каждой детали делает мысли писателя ошеломляюще четкими, и это очень интересно, особенно если учесть всю разнообразность событий на блок-постах и в подвалах.

Работа в контексте великих лагерных сатириков

Выход «Колымских рассказов» на литературную арену регистрируется настолько убедительно, насколько и сатира Солженицына или проза Глуховского, использовавшие лагерную тематику. В своей книге Варламу Шаламову удалось на многих аспектах опередить своих зрелых в выборе композиционных решений и нестандартных приемах подачи трагических фактов.

Стоит также выделить повествовательный стиль Шаламова. Его изложение затягивает, склад объектов оживляет текст. Рисуемые картинки оставляют след в памяти читателя. Ритм и лекция рассказа необычны и остались в классической лагерной прозе.

Итоги и выводы

Шаламов, определенно, является одним из самых известных русских писателей, использовавших лагерную тему. Его «Колымские рассказы» — впечатляющий опус, красочно воплощающий воспоминания на реальных событиях.

Писатель описал не только сам каторжный статус и жизнь в условиях лагерей, но и социальные трудности, актуальные в телесном аспекте и связанные с требованием посвященности к революционной цели. Его сильное повествование неизбежно оставляет впечатление на читателе.

Изготовлено на основе: «Колымские рассказы» Шаламова (сочинение) Авторы: Julie Looker

Символика и эмоциональность в произведениях Шаламова

Шаламов полагается на яркие, крутое значение кадры и события, чтобы передать реальность существования в лагере. Он использует символику для обозначения насилия без каких-либо намёков чувственности, итак ярко, чтобы не оставлять простора для что-либо иное, кроме прямого переживания. Он описывает обнаженные и бессмысленные поступки, ничто прямо не оскверняется в его рассказах, но всё является угрозой.

Человеческое состояние подвергается радикальному уменьшению так, что индивидуумы становятся ближе к объективу или инструментальному восприятию, чем к глубокому и понимающему взгляду на их жизни и страдания. Они напоминают безжизненные муляжи, стали нечеловечными. Их эмоции и страхи буквально отсутствуют вследствие того, что их рассматривают только как обычные предметы.

Отношение к реальности

Шаламов с большой ясностью очерчивает невыносимую обстановку. Его рассказы почти лишены всякого общения с реальностью своего времени, даже самым прямым способом. Они представляют собой резкую реакцию на крайности современности, и почти не приходит на ум ничего, что могло бы вызвать отзывчивость у читателей в научно-позитивистском мире.

Каждая деталь в произведениях Шаламова является ударом для читателя – грубым ударом, способным нарушить иллюзию связности и произвести наивное удивление, нетерпение и отвращение. Отсюда и удивление перед этой неимоверной реальностью.

В книгах Шаламова, несмотря на всю их жуткость, не обнаруживается ни радикальности, ни быстрых переборов, ни скромности. Он не пытается играть по всем правилам, как это свойственно романистам, которые активно действуют на современном литературном поле. Он просто говорит, и он говорит строго, с всей возможной чистотой и ясностью.

Это разрушило бы множество частей нашего обыденного мира у граждан Империи, подобно тому как рассказы Шаламова разрушают конвенциональную вещность. Он принимает мир таким, каков он есть, и он занимается его передачей так, как это видит, без искажения и без приукрашивания.

Вот слова автора, сказанные от своего имени: «Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Возвратившись на волю, он видит, что не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей».

В рассказе «Сентенция» автор, как врач, анализирует состояние человека, единственным чувством которого осталась злоба. Самое страшное в лагере, страшнее голода, холода и болезней, – это унижение, сводившее человека до уровня животного. Оно доводит героя до состояния, когда все чувства и мысли заменены «полусознанием». Когда смерть отступает и к герою возвращается сознание, он с радостью ощущает, что его мозг работает, а из подсознания выплывает забытое слово «сентенция».

Страх, который превращает человека в раба, описан в рассказе «Тифозный карантин». Герои произведения согласны служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами, ради удовлетворения такой привычной для нас потребности – голода. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. Такие метаморфозы, когда человек теряет свой облик, действуют и на окружающих. Главному герою рассказа не хочется жить после того, что он видит.

«Васька Денисов, похититель свиней» – рассказ о голоде и о том, до какого состояния он может довести человека. Главный герой Васька жертвует жизнью ради еды.

Шаламов утверждает и пытается донести до читателя, что лагерь – это хорошо организованная государственная преступность. Здесь происходит умышленная подмена всех привычных нам категорий. Здесь нет места наивным рассуждениям о добре и зле и философским диспутам. Главное – выжить.

Несмотря на весь ужас лагерной жизни, автор «Колымских рассказов» пишет и о безвинных людях, которые смогли сохранить себя в поистине нечеловеческих условиях. Он утверждает особый героизм этих людей, граничащий порой с мученичеством, для которого не придумано еще названия. Шаламов пишет о людях «не бывших, не умевших и не ставших героями», ведь в слове «героизм» есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка.

Рассказы Шаламова стали, с одной стороны, пронзительным по силе документальным свидетельством кошмаров лагерной жизни, с другой – философским осмыслением целой эпохи. Тоталитарная система представляется писателю тем же лагерем.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в «Колымских рассказах» В. Шаламова

Я двадцать лет живу в пещере,

Горя единственной мечтой, Что,

вырываясь на свободу И сдвинув

плечи, как Самсон, Обрушу

каменные своды На многолетний

Сталинские годы — один из трагических периодов в истории России. Многочисленные репрессии, доносы, расстрелы, тяжелая, давящая атмосфера несвобо­ды — вот лишь некоторые приметы жизни тоталитар­ного государства. Страшная, жестокая машина авто­ритаризма ломала судьбы миллионов людей, их родных и близких.

В. Шаламов — свидетель и участник тех ужасных событий, которые переживала тоталитарная страна. Он прошел и ссылку, и сталинские лагеря. Инако­мыслие жестоко преследовалось властью, и за жела­ние говорить правду писателю пришлось заплатить слишком дорогую цену. Опыт, вынесенный из лаге­рей, Варлам Тихонович обобщил в сборнике «Ко­лымские рассказы». «Колымские рассказы» — па­мятник тем, чья жизнь была загублена в угоду куль­ту личности.

Показывая в рассказах образы осужденных по пятьдесят восьмой, «политической» статье и образы уголовников, также отбывающих наказание в лаге­рях, Шаламов вскрывает многие нравственные про­блемы. Оказавшись в критической жизненной ситуа­ции, люди показывали свое подлинное «я». Были сре­ди заключенных и предатели, и трусы, и подлецы, и те, кого «сломали» новые обстоятельства жизни, и те, кто сумел в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое. Последних было меньше всего.

Самыми страшными врагами, «врагами народа», были для власти политические заключенные. Именно они находились в лагере в самых жесточайших усло­виях. Уголовники — воры, убийцы, грабители, кото­рых рассказчик иронично называет «друзьями наро­да», как это ни парадоксально, вызывали у лагерного начальства куда больше симпатии. Они имели разные поблажки, могли не ходить на работу. Им многое схо­дило с рук.

В рассказе «На представку» Шаламов показывает игру в карты, в которой выигрышем становятся личные вещи заключенных. Автор рисует образы блата­рей Наумова и Севочки, для которых жизнь человека ничего не стоит и которые убивают инженера Гаркунова за шерстяной свитер. Авторская спокойная ин­тонация, с которой он завершает свой рассказ, гово­рит о том, что такие сцены для лагеря — обычное, буд­ничное явление.

Рассказ «Ночью» показывает, как у людей стира­ются грани между плохим и хорошим, как главной целю становилось — выжить самому, чего бы это ни стоило. Глебов и Багрецов ночью снимают одежду с мертвеца с намерением добыть себе вместо нее хлеб и табак. В другом рассказе осужденный Денисов с удо­вольствием стягивает портянки с умирающего, но еще живого товарища.

Жизнь заключенных была невыносимой, особенно тяжело им приходилось в жестокие морозы. Герои рассказа «Плотники» Григорьев и Поташников, ин­теллигентные люди, ради спасения собственной жиз­ни, ради того, чтобы хотя бы один день провести в теп­ле, идут на обман. Они отправляются плотничать, не умея этого делать, чем спасаются от лютого мороза, получают кусок хлеба и право погреться у печки.

Герой рассказа «Одиночный замер», недавний сту­дент университета, изможденный голодом, получает одиночный замер. Он не в силах выполнить это зада­ние полностью, и наказание ему за то — расстрел. Жестоко наказаны и герои рассказа «Надгробное сло­во». Ослабевшие от голода, они вынуждены были за­ниматься непосильным трудом. За просьбу бригадира Дюкова улучшить питание вместе с ним самим была расстреляна вся бригада.

Очень ярко демонстрируется губительное влияние тоталитарной системы на человеческую личность в рассказе «Посылка». Очень редко политические за­ключенные получают посылки. Это огромная радость для каждого из них. Но голод и холод убивает челове­ческое в человеке. Заключенные грабят друг друга! «От голода наша зависть был тупа и бессильна»,— го­ворится в рассказе «Сгущенное молоко».

Автор показывает и зверство надзирателей, кото­рые, не имея никакого сочувствия к ближним своим, уничтожают жалкие куски заключенных, ломают их котелки, осужденного Ефремова избивают до смерти за кражу дров.

В рассказе «Дождь» показывается, что работа «врагов народа» проходит в невыносимых условиях: по пояс в земле и под непрекращающимся дождем. За малейшую оплошность каждого из них ждет смерть. Великая радость, если кто-то покалечит сам себя, и тогда, может быть, ему удастся избежать ад­ской работы.

Заключенные и живут в нечеловеческих условиях: «В бараке, набитом людьми, так тесно, что можно было спать стоя. Пространство под нарами было на­бито людьми до отказа, надо было ждать, чтобы при­сесть, опуститься на корточки, потом привалиться куда-нибудь к нарам, к столбу, к чужому телу — и за­снуть. ».

Искалеченные души, искалеченные судьбы. «Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно»,— звучит в рассказе «Сгущенное молоко». В этом рассказе возникает образ «стукача» Шестако-ва, который, рассчитывая привлечь рассказчика бан­кой сгущенки, надеется подговорить его на побег, а потом донести об этом и получить «вознаграждение». Несмотря на крайнее физическое и нравственное ис­тощение рассказчик находит в себе силы раскусить замысел Шестакова и обмануть его. Не все, к сожале­нию, оказались такими догадливыми. «Они бежали через неделю, двоих убили недалеко от Черных клю­чей, троих судили через месяц».

В рассказе «Последний бой майора Пугачева» ав­тор показывает людей, дух которых не сломили ни фашистские концлагеря, ни сталинские. «Это были люди с иными навыками, привычками, приобретен­ными во время войны,— со смелостью, умением рис­ковать, верившие только в оружие. Командиры и сол­даты, летчики и разведчики»,— говорит о них писа­тель. Они предпринимают дерзкую и отважную попытку побега из лагеря. Герои понимают, что их спасение невозможно. Но за глоток свободы они со­гласны отдать жизнь.

«Последний бой майора Пугачева» наглядно пока­зывает, как Родина обошлась с людьми, сражавши­мися за нее и провинившимися лишь в том, что по воле судьбы они оказались в немецком плену.

Варлам Шаламов — летописец колымских лаге­рей. В 1962 году он писал А. И. Солженицыну: «Пом­ните самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Челове­ку — ни начальнику, ни арестанту, не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно ре­шил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».

Шаламов был верен своим словам. «Колымские рассказы» стали вершиной его творчества.