Эпоха Великих реформ. Историческое

Сочинение

Реформы органов местного самоуправления: Земская 1864 г. и Городская 1870 г.

Земская и городская реформы были призваны упростить управление государством, сделать его более эффективным. Прежде местное управление было сословным и безвыборным. Помещики имели неограниченную власть над крестьянами, управляли ими и судили их по своему произволу. После ликвидации крепостного права это стало безнадёжным пережитком прошлого.

Земская реформа 1864 года ввела выборы земских учреждений на основе общего избирательного права. Теперь жители сельской местности могли выбирать своих представителей в земские собрания, которые занимались решением вопросов местного значения, таких как устройство дорог, образование, здравоохранение и другие. Это дало возможность крестьянам и другим слоям населения активно участвовать в управлении своими делами и влиять на принимаемые решения.

Городская реформа 1870 года предусматривала создание городских дум, которые также выбирались по общему избирательному праву. Городские думы занимались вопросами городского хозяйства, благоустройства, образования и другими важными аспектами развития городов. Это позволило горожанам принимать активное участие в управлении своими городами и вносить свои предложения и идеи.

Реформы органов местного самоуправления существенно улучшили систему управления на местном уровне, сделав ее более открытой, прозрачной и ответственной перед населением. Они также способствовали развитию гражданского общества и формированию гражданской идентичности у населения России.

По новым законам, деревни и города должны были формировать собственные органы самоуправления и заниматься решением насущных хозяйственных вопросов, не ожидая указаний сверху. Это способствовало развитию экономики в регионах, т.к. управление стало ориентированным на реалии той или иной губернии, более гибким.

В то же время, земские собрания и городские думы были всесословными органами лишь на бумаге. В них господствовали дворяне и богатые купцы, а прочие сословия значительной роли не играли. Полномочия органов местного самоуправления не выходили за рамки хозяйственных вопросов, и реальной власти они не имели. В.И. Ленин назвал их «пятым колесом в телеге русского государственного управления».

9 стр., 4357 слов

Почему я выбрал направление «Государственное и муниципальное ...

... управления должен стать более высокий уровень понимания руководителями стоящих перед ними управленческих задач и резервов более эффективного управления персоналом в процессе реализации организационных целей. Чтобы реформа ... хотя их исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой включенностью претендентов на должности в систему государственной службы и госслужащих ... вопросы ... органами; ...

Судебная реформа 1864 г.

Новые Судебные уставы вместо феодальных сословных судов ввели цивилизованные судебные учреждения – общие для граждан всех сословий, с одним порядком судопроизводства. Были введены гласность и состязательность судопроизводства, демократизация судебного аппарата, институт присяжных заседателей.

Число судебных инстанций сократили, а их компетенцию строго разграничили. Было учреждено 3 типа судов: Мировой (только гражданские дела), Окружной (гражданские и уголовные) и Судебная палата (особо важные уголовные и политические дела).

Высшая кассационная инстанция – Сенат.

Основные положения Военной реформы 1864-1874 гг.

  • переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности;
  • сокращение численности армии мирного времени на 40%, с соответствующим сокращением расходов;
  • создание сети всесословных военных и юнкерских училищ;
  • создание системы военного управления: с разделением страны на военные округа и основанием Главного штаба;
  • ликвидация телесных наказаний в армии (кроме розг в штрафных подразделениях);
  • модернизация и перевооружение армии, флота, военных заводов.

Реформа образования 1863-1872 гг.

В ходе реформы была расширена сеть народных училищ. Кроме классических гимназий и церковно-приходских школ, активно развивались реальные гимназии (училища), с акцентом на естественные науки. Но в университеты могли поступать только выпускники классических гимназий. Появились женские гимназии для учениц всех сословий.

Исторические последствия реформ

Преобразования Александра II создали условия для перехода на капиталистическую модель экономики. В стране снизили уровень госрегулирования экономики, создали свободный рынок рабочей силы.

Были заложены основы гражданского общества. Люди получили больше гражданских прав и свобод. Снизилось давление цензуры и полицейского надзора за населением. Это привело к усилению оппозиционного движения. Либеральные и революционные движения начали набирать силу. Именно Великие реформы заложили основы будущих революционных потрясений 1905 и 1917 гг.

Выбери ответ