Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина

Сочинение

В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о та­ких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Сал­тыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возмож­ность в аллегорической форме показать общественные отноше­ния, в образы животных воплотить социальные типы.

С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использо­ванием некоторых фольклорных приемов и образов (традици­онные образы зверей, сказочный зачин, сказочные формулы, пословицы),

но главная связь заключается в народном миропо­нимании социальных и этических проблем.

Писатель воспроизвел в сказках картины жизни всех социаль­ных слоев – царей и вельмож, паразитирующих дворян, либе­ральной интеллигенции, бюрократических чиновников, трудо­вого народа. Важнейшим идейно-эстетическим принципом Сал­тыкова-Щедрина в сказках является столкновение антагонисти­ческих сил – самодержавия и народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Богатырь”), господ и тружеников (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

В сказ­ках нашли отражение

различные течения общественной мысли, психология обывателя, нравственные вопросы.

Резкая сатира на самодержавие определяет смысл сказки “Медведь на воеводстве”. Сколько бы правителей ни сменялось, суть их остается одна: “Кровопролитиев… кровопролитиев…” Топтыгин I борется с вольномыслием тем, что “забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил”; Топтыгин II хотел подобный же “подвиг” совершить, но ни типографий, ни уни­верситетов или академий, “дабы их спалить”, в Лесу не было. На притеснения народ ответил рогатиной… Та же участь ожидала и Топтыгина III.

Сказка была написана через некоторое время после убийства Александра II, и политический смысл ее был совер­шенно понятен. Сейчас, когда исторические реалии отошли на второй план, идея сказки прочитывается как призыв к борьбе против угнетения и самодурства правительства.

16 стр., 7525 слов

Сказки народов Среднего Поволжья

... то черный вынужден улетать (смена дня и ночи)». 1.2.3 Смысл народных сказок Смысл сказок народов Среднего Поволжья - в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного ... с общероссийскими общенациональными традициями. В чем же проявляются общие особенности фольклора? Древность происхождения фольклора, самобытность народной жизни - одна из причин своеобразия поэтического ...

Псевдозабота самодержавия о развитии культуры, науки, искусства показана в сказке “Орел-меценат”. Хищный орел на­чал покровительство науке и искусству с того, что для ворон установил новый налог – просветительский. Затем разорвал своих учителей сову и сокола, упрятал в клетку соловья за то, что в нем “искусство в холопских рамках усидеть не могло и беспре­станно на волю выпирало”, “слишком умного” дятла навечно в дупло заточил. “Просветительские” подвиги орла знаменуются разгромом академии и изготовлением из азбуки игральных карт.

Вывод, сделанный писателем в сказке: “Просвещение для орлов вредно” и “Орлы для просвещения вредны”.

В сказке “Богатырь” царизм оказывается мнимым богатырем, который тысячу лет проспал, не печалясь, что “земля кругом стоном стонет”. Иванушка, олицетворяющий народ, одним уда­ром перешиб дупло, где спал богатырь, “смотрит, ан у Богаты­ря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели”. Салтыков – Щедрин с презрением говорит о самодержавии как о трупе.

Одним из главных объектов сатирического осмеяния писате­ля являются представители господствующих классов – помещи­ки, генералы, купцы, все те, кто угнетал русский народ, разо­рял его, пользовался плодами его труда. Но направляя острие сатиры против угнетателей, Салтыков-Щедрин с горькой иро­нией изображал рабскую покорность крестьянства, его безропот­ность и пассивность.

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокор­мил” в образах генералов предельно гиперболизированы глупость, невежество, неспособность прокормить себя, когда вокруг “ряб­чики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают”. Привыкшие к паразитической жизни, они совершенно не приспособлены даже к элементарному труду, который мужик делает играючи. Писа­тель подчеркивает смекалистость мужика, сказочное умение что суп в пригоршне сварить, что корабль построить.

Однако Салтыкова-Щедрина не могут не возмущать рабская покорность и отсутствие чувства собственного достоинства у мужика. Сорвав на дереве яблоки, он генералам отдает по десят­ку хороших, а себе берет одно, да и то кислое. Горький смысл, почти метафорический, заключен в Том, что мужик сам свил веревку, чтобы генералы могли его привязать.

Вряд ли можно найти более яркое изображение народной покорности.

Трагична по своему пафосу сказка “Коняга”. В образе Коняги предстает подневольный народ-труженик. Писатель рисует кар­тину каторжного труда, который обрекает Конягу на страда­ния, отбирает последние силы и радости жизни.

С презрением относится сатирик к Пустоплясам, которые живут трудом Коняги. Один из них объясняет живучесть Коняги покорностью и смирением, отражая мысли либералов; другой в духе славянофилов считает, что в Коняге дух жизни заключен. Каждый из Пустоплясов кроме того, что использует плоды тру­да Коняги, еще и спекулирует на нем идейно.

Немало сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению психологии интеллигенции и обывателей, запуганных в годы политической реакции. Нарицательным стали образы карася-идеалиста, премудрого пескаря, вяленой воблы.

В “Премудром пескаре” изображается постыдное, жалкое су­ществование тех, кто забыл о гражданском долге перед наро­дом, забился в свою нору, кем владеет только инстинкт самосо­хранения. Бесполезная жизнь “просвещенного, умеренно-либе­рального” обывателя наполнена страхом. Он “жил – дрожал, и умирал – дрожал”.

2 стр., 512 слов

Все этапы работы над м по тексту И.А. Ильина о роли сказки в жизни человека

... человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. ... и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в ... (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, ...

В обращении к читателю сатирик обличал бездействие и трусость обезумевших от страха пескарей.

По-своему трагична участь карася-идеалиста (“Карась-идеалист”).

Он искренне выступает за социальное равенство, выра­жая общественные идеалы передовой интеллигенции, но карась хочет достигнуть социальной гармонии моральным перевоспи­танием хищников. Хищников же не трогают призывы к велико­душию, совести.

На щуку идеи “бескровного преуспевания” не действуют, она просто проглатывает карася. Суть трагедии кара­ся – в незнании истинных путей к социальному равенству, уто­пичность его взглядов.

Салтыков-Щедрин в своих сказках создал аллегорическую картину общества, представил сложные процессы, происходив­шие в духовной жизни его. Сказки писателя – это политические сатиры, имеющие конкретный адресат – самодержавный строй.

Глоссарий:

  • сочинение на тему сказки салтыкова щедрина
  • сказки салтыкова щедрина сочинение
  • анализ сказки богатырь салтыкова щедрина
  • сочинеие по тем сатирические сказки салтыкова щедрина
  • сказки салтыкова-щедрина сочинение

Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5 1

votes, average:

5.00

out of 5)