сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. “Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…- писал критик другого лагеря Ап. Григорьев,- честная и деятельная натура, притом еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная” Недаром речи Чацкого воспринимались как агитационные, как изложение общественной программы. В этом смысле и тогда современная критика видела в “Горе от ума” политическую комедию. “Горе от ума” занимает в нашей словесности, по своему роду и духу, именно то место, которым “Свадьба Фигаро”, известная комедия Бомарше, овладела во французской,- писал критик О. Сенковский.- Подобно “Свадьбе Фигаро”, это комедия политическая: Бомарше и Грибоедов, с одинаковыми дарованиями и равною колкостью сатиры, вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств”.
Об этом позже писал и историк В. О. Ключевский, считавший “Горе от ума” “самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века”.
Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный и острый, быстро определяющий саму суть предмета, отличающийся, впрочем, несколько рассудочным подходом к жизни. Для современников – друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а “вольнодумцем”, принадлежащим к передовому кругу.
“Высокие думы”, волновавшие его и всю передовую русскую молодежь того времени, означали любовь к родине, вольнолюбивые стремления, возвышенные цели жизни. Именно отождествляя ум и свободолюбие, говорит Пушкин о Пестеле.- “умном человеке во всем смысле этого слова”, или об “обществе умных”, подразумевая под последним группу декабристов.
Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 гг.
Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, “когда все мягко так, и нежно и незрело”, юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух “века минувшего”, “низкопоклонничество” и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых:
…уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом
«И один в поле воин, если он Чацкий» (В. Г. Белинский) по комедии ...
... консервативной России, воплощенной автором в остальных героях комедии: потомственном московском дворянине Фамусове, восхищенном порядками «века минувшего» и ставящем в пример Чацкому «низкопоклонника» и раболепного слугу ... успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Бросив напоследок представителям фамусовского общества прощальное обвинение во лжи и лицемерии, Чацкий уезжает. Гости ...
Рассказывает Софья Лизе. Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов.
Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.
Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная, любовь к Софье не. могли удовлетворить его.
Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него,
Продолжает свой рассказ о его жизни Софья. “Охота странствовать напала на него” потому, что он хотел обогатить свой разум современными передовыми идеями, набраться сведений, необходимых для деятельности гражданина и патриота. Мы знаем, что к этому стремился и сам Грибоедов и декабристы. По свидетельству декабриста Лорера, Пестель говорил о том, что “без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни отечеству”.
Чацкий отправился “ума искать” с возвышенной, патриотической целью. Он переживал то, о чем рассказывал В. Ф. Раевский:
“Это высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою, я как будто получил особенное значение в собственных глазах: стал внимательно смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости”.
Предчувствуя сердечную утрату, Чацкий все же покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него, как, например, и для Рылеева и других декабристов, были выше всего. Никогда не поступился бы Чацкий ради любви и любимой женщины принципами морали и долга. Сначала он едет путешествовать, надолго оставляя Софью, а позднее, не задумываясь, идет на резкое столкновение с Фамусовым, хотя понимает, что это грозит ему потерей Софьи. В этом высоком понимании общественного долга – одна из светлых и сильных сторон личности Чацкого.
Отвлеченно изображавшаяся в драматургии XVIII в. трагическая коллизия между долгом и чувством стала для многих русских “либералистов” живой и реальной.
Нравственные черты Чацкого роднят его с моральным обликом декабристов. “У людей, действовавших в 1825 году,- пишет в своих воспоминаниях декабрист Завалишин,- есть одно, чего никак нельзя у них отнять и цену чего никак нельзя уменьшить,- это готовность жертвовать всем тем, чем люди более всего дорожат и чего более всего добиваются в жизни…”.
Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение “либералистов”, сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”.
Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами.
Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго…
В комедии ясно сказано, что “с министрами связь” закончилась у Чацкого разрывом (“потом разрыв”).
Таких-примеров “неуспеха по службе” передовых людей из дворянской молодежи было множество. Порвал с высокими кругами Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры; вышел в отставку в 1820 г. декабрист Никита Муравьев.
«Чацкий — декабрист?»
... этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранному образу жизни вполне совпадает со взглядами декабристов. Ставшая крылатой фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — заставляет вспомнить ... близким декабристскому. Но из всего этого не следует знак равенства между Чацким, Грибоедовым и декабристами. Чацкий — не лирический герой стихотворения, он не отождествляется с автором; он ...
Они были не согласны с политикой правительства, а гордость и высокие понятия о чести не позволяли им прислуживаться. Чацкий хотел служить, но делу, а не лицам: “служить бы рад, прислуживаться тошно…”.
После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, “наблажил”. Очевидно, эта “блажь”, приведшая к “оплошному управлению” имением, означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и те прогрессивные хозяйственные реформы, которые отличали некоторых декабристов, например Якушкпна, желавших хоть чем-нибудь облегчить крепостную неволю.
По-видимому, Чацкий, подобно Евгению Онегину, гнет барщины “оброком легким заменил”. Затем Чацкий отправился за границу. На “путешествия” стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.
(No Ratings Yet)
14 стр., 6502 слов