Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи

Сочинение

Фразеологизмы являются неоспоримыми достояниями национального языка. Присутствие емких, образных, а зачастую и ироничных выражений делает речевую культуру бесподобной, обогащает общение между людьми. В частности, русский язык пестрит огромным количеством фразеологизмов, поговорок и пословиц.

Чем же отличаются эти, казалось бы, несвязанные друг с другом слова, от других словосочетаний и поговорок, почему задание написать сочинение с фразеологизмами на любую тему — это излюбленный прием учителей русского языка?

Отличие поговорок и фразеологических оборотов

Суть поговорки заключается в ее смысловой ценности, в той информации, которую она несет. Например, поговорка «кто посеет ветер — пожнет бурю» интерпретируется как предостережение тем, кто вносит раздор в отношения между людьми, а поговорка «первый парень на деревне, а деревня в два двора» обличает тех, кто любит похвалиться.

Писать сочинения с фразеологизмами на любую тему начинают с пятого класса средней школы. Сначала педагог объясняет и приводит примеры, затем в устной форме приглашает всех желающих самостоятельно вспомнить необычную последовательность слов, которая подходит под определение фразеологизма.

Фразеологические обороты — это неизменяемое, устойчивое сочетание слов, которое в другом порядке невозможно воспроизвести. Приведем примеры: подать рукой, поставить в тупик, без сучка, без задоринки, взять ноги в руки, в подметки не годится и так далее.

Список можно продолжать бесконечно. Написать небольшое сочинение с фразеологизмами на любую тему — задача на первый взгляд простая, однако маниакальное стремление в каждом предложении вставлять подобные обороты делает его несколько примитивным. Вот приблизительный образец подобного опуса.

3 стр., 1179 слов

Сочинение сила поэтического слова

... и заключается сила слова, и сила воздействия которое оно оказывает. Рассуждение 5, 9, 11 класс ` Сила слова Популярные сочинения Личностное развитие, безусловно, - важный этап в жизни любого человека. Все воспринимают ... к полному разрыву отношений. В русском языке немало поговорок о силе слова, например: «Доброе слово и кошке приятно» - в этой поговорке говорится о том, что нужно делиться своей ...

Сочинение 9.1 ОГЭ:

«Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской».

Так ли это? Попробуем разобраться. Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде, они делают нашу речь ярче, образнее. Фразеологизмы могут давать положительную или отрицательную оценку чему — либо. Подтвердим это примерами из текста Ю. Нагибина.

В предложении 21 автор использует фразеологизм «ворон считать», который дает отрицательную оценку происходящему: передает негодование учительницы по поводу безответственной подготовки ученика к уроку.

В предложении 53 фразеологизм «пошел бы в огонь и в воду» положительно характеризует Павлика: ради друга он, не задумываясь, пошел бы на что угодно.

Таким образом, высказывание лингвиста В. Н. Жукова о том, что фразеологизмы делают нашу речь образнее, ярче, справедливо.

Сочинение с 10 фразеологизмами на любую тему

«Обычно я сплю без задних ног, но сегодня пришлось встать ни свет ни заря. Бить баклуши нельзя — день предстоит трудный, но интересный. Наш классный руководитель взял нас на абордаж и ныне нам предстоит свернуть горы — подняться на Красную горку, чтобы встречать восход солнца. Почти все одноклассники дали добро на поход, и, наконец, наша группа взяла быка за рога. Учитель был на взводе и шли мы (куда только Макар телят ни гонял!), казалось, бесконечно. Наконец достигнув высоты, мы встали встречать солнышко. Впечатление от восхода было так сильно, что началось столпотворение. На всю катушку ребята кричали «Ура!», радовались и прыгали от счастья».

Это пример, как пишется мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему. В противовес ему обычные сочинения долго прорабатываются. Если необходимо сделать анализ какого-нибудь произведения, то вначале находят фабулу, расставляют акценты, пишут план и так далее.

Творения школьников на свободную тему зачастую бывают интереснее, так как они не загоняют автора в рамки, а наматывают сюжет по ходу мысли. Бывает, что вначале ребята сочинения с фразеологизмами на любую тему пишут об одном, в середине и конце опуса забывают про основной сюжет, и их внимание акцентируется лишь на пикантных оборотах.

Популярные сочинения

  • Сочинение-рассуждение на тему Преданность (15.3 9 класс)

    Под преданностью понимается полная, непоколебимая приверженность к какому – либо делу или человеку, которую невозможно сломить и изменить даже в трудных обстоятельствах и ситуациях. Можно сказать, что это симбиоз любви и верности

  • Ближе всего к великому стоит честность — сочинение-рассуждение

    На самом деле, честность – роскошь, которую могут себе позволить немногие. Как не трудно понять, величие тоже является прерогативой совершенно не многих, оно доступно только избранным и, как правило

    4 стр., 1514 слов

    Принесите завтра ваши сочинения сказал учитель

    ... подумать, а потом писать, ваше величест­во!» - сказал учитель. К реплике пришлось подобрать слова автора. ... 2.Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники и учителя. 3.Победитель конкурса будет отмечен книгой и грамотой. ... сказала, спросил, объяснила, от­ветил. В четвертом предложении их нет. Упражнение 342 (349). 1.Прохожий спросил: «Который час?» А: «П?» 2.«Что это строится напротив вашего ...

  • Сочинения по творчеству Крылова

    Родился Крылов Иван Андреевич в феврале 1769 года. Его отец участвовал в устранении бунта при Пугачеве, но за это не был награжден никакими чинами и наградами.

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Водить за нос

Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:

  • Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.

Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:

  • Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.

Ваня сказал:

  • Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.

Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:

  • А ты сделал домашнюю работу?
  • У нас сегодня нет домашней работы.

Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:

  • Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.

Мать спросила: — Почему?

  • Не знаю.

После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:

  • Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.
  • Обещаю. Прости меня, пожалуйста.

После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.

Библейские и исторические сюжеты

В Библии многие знакомятся с такими выражениями, как «иерихонская труба», «поцелуй Иуды», «земля Обетованная» и так далее. Из истории к нам пришло выражение «потемкинские деревни». Когда в конце XVIII века Екатерина II захотела увидеть владения в Крыму, Георгий Потемкин разослал во все пункты следования императрицы указания срочно навести должный порядок. В народе позже разошлись слухи, что вместо настоящих поселков выстроили декорации, перевозимые с места на место. Также Екатерину II встречали не коренные обитатели, а празднично одетые люди, прибывшие издалека.

47 стр., 23308 слов

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности младших школьников

... разработанностью рекомендаций, типов упражнений, направленных на осознание фразеологизмов в начальной школе и их актуальностью в речевой практике. актуальность Цель научного исследования, Объект ... развития связной устной и письменной речи. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребёнка и психологии речевой деятельности (А.А. ...

Хорошо разбираясь в истории создания подобных словосочетаний, имеет смысл написать сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему, так как авторский переосмысленный текст — это всегда актуально и интересно.

“Роль фразеологизмов в речи” сочинение

Как-то в задаче российского слога я услыхал с учительницы мотив: “Владенье язычком станет недостаточным, ежели вам никак не знакомы с фразеологией”. Наверное выражение принудило нас напрячься: будто ведь это фразеологизмы и про что они необходимы в доклада? В российском слоге фразеологизмы работают про выразительности доклада, ее образности, яркости и правильности. Используя эти сочетания, я даем собственному повествованию горячность, краткость и в том числе и иносказательность. Предположим, я произнесу, будто девченка рыдала. Наверное станет бряцать традиционно. А ежели предположим, будто симпатия кричать будто рыба, ведь сходу там видно будет грустную вид. Допустим ми необходимо составить колоритное, чувственное творение.

Я непременно употреблю фразеологизмы: милые пакши, знаток в безвыездно пакши. Таковым ролью, я удостоверились, будто фразеологизмы совершают свой российский язычок. Российский язычок совсем состоятелен фразеологизмами.

Этак, к примеру, лишь с один-одинешенек одним словом десница наличествует наиболее 50 идиоматичных витков. К идиоматичным речениям большая часть экспертов причисляют поговорки, присказки, ловкие и калоритные оборота беллетристов, экспертов, публичных функционеров, ставшие свободными. Одни изо их используются в передвижном смысле, остальные – в непосредственном смысле.

Фразеологизмы совершают нашу с тобой стиль наиболее броской и живой и потому обширно употребляются в писательском слоге. Крупная дробь фразеологизмов отображает углубленно всенародный, беспричинный нрав российского слога. Значимая… дробь идиоматичных витков касается к разговорному манере, владеет часто ясно воплощенную окрашенность (происхождение с молоком – здравый, расцветающий).

Почти все фразеологизмы характерны букинистическим манерам и имеют все шансы быть отмеченным цветами торжественности, официальности, время от времени драматичности, шуточки (дымить фиам – сладкоречиво хвалить).Чтоб стиль имелась броской, иконный, а время от времени и легкодоступной, лицо употребляет свободные болтовня и оборота. Наверное разговаривает о знании слога, его летописи, мастерстве воспользоваться речевыми способностями, выделяет его оригинальность, особенность. Стиль лица, в коей видятся фразеологизмы, наиболее колоритная, чувственная, открывает нрав собеседника, завлекает слушателей, готовит обращение наиболее увлекательным, живьем.

45 стр., 22439 слов

Фразеологизмы в романе М.А.Шолохова «Поднятая Целина»

... выразительного средства, как фразеологический оборот в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина". Уместно примененные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и литературные произведения. Умело ... и дифференциальный. Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований фразеологии, не только в романе "Поднятая целина", но и в других ...

Книга фразеологизмов разговорного манеры Баклуши колотить Выговор установить Белоснежная каркуша Белены нажраться как выхухоль Блоху обмишурить Кинуть перчатку Ураган в стакане вода Руководить из-за чайник Хищник в овечьих коже Волынку тащить (ввести) В-восьмых волшебство светлана Во в каком месте пес зарыта! Лжет, будто седой лошадь Глобальный наводнение Спалить судна (мосты) Сиамские близняшки Салфеткой тропа Насколько вода утекло Незрячее блаженство Словечко понимает! С щитом либо в щите Псину скушать Джон, неразрывной связи никак не хранящий Ходить в горку Изо порося в карася Изо Савла Павлом (начинать) Италийская забастовкаВыводыНаши изучения обосновать, будто свободные оборота разговорного манеры обогащают нашу с тобой стиль, совершают ее наиболее иконный и живой

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей…». По И. Грековой

Сочинение по русскому языку 9.1.

В учебнике русского языка написано: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Действительно, фразеологизмы давно вошли в нашу жизнь. Они делают речь выразительнее, красочнее, эмоциональнее.

Обратимся к тексту по И. Грековой. В 17 предложении автор использует фразеологизм «…, за тридевять земель…». Писатель пишет о том, как далеко герою до своего села. Также в предложении 34 автор говорит «…не по себе стало». В этом предложении автор раскрывает эмоции персонажа. Мы понимаем, что этому герою тревожно.

Таким образом, мы видим, что фразеологизмы – это такая часть речи, которую мы можем заменить, но без неё наша речь будет не достаточно разнообразна и украшена.

Текст

(1)Шофёр Игорь Тюменцев, первого года службы, молоденький, пушистый, желтоклювый, очень любил читать.

(2)В казарме давали отбой в десять, но Тюменцев приспособился читать втихаря у себя под одеялом, освещая книгу карманным фонариком. (3)Чтобы не так скоро срабатывалась батарейка, он читал не сплошь, а порциями. (4)Блеснёт фонариком, схватит быстренько кусок страницы, сколько глаз зацепит, потом закроет глаза и повторяет про себя, переживает.

(5)Сегодня Игорь читал аж до часу. (6)Очень хорошая книжка попалась — Виктор Гюго, «Человек, который смеётся». (7)Он читал бы и дольше, да совсем села батарейка, и лампочка уже не горела, а тлела малиновой точкой. (8)Он со вздохом погасил фонарик, сунул книгу под подушку, вытянулся и стал думать. (9)В казарме было душно, пахло сапогами, солдатами. (10)Спасибо, койка у него верхнего яруса — досталась выгодная, недалеко от окна. (11)Из окна иногда веяло чистой прохладой и были видны на тёмном небе большие строгие звёзды. (12)Кругом беззаботно дышали его товарищи-солдаты. (13)А Тюменцев не спад. (14)Он думал о том, что вот уже двадцать второй год живёт на свете, а всё ещё ничего не сделал для человечества. (15) Вспомнил свою родину, рязанское село на берегу узкой речки; вербы, опустившие на воду длинные ветки, как распущенные волосы; вспомнил детское, прохладное, мятное северное лето и немного затосковал, так, самую малость. (16)Захотелось ему прозябнуть. (17)А здесь, за тридевять земель от родного села, неуютно как-то: земля раскалённая, словно каменная, так трещинами и расходится. (18)И трава — не трава, а метёлки какие-то, и то весной, а к июню всё выгорает. (19)Но всё-таки и здесь жить можно — работа не бей лежачего: вози себе начальство, ожидай его да читай книжки. (20)Книжек Тюменцев читал много и каждую, прочитав, заносил в список с краткими замечаниями, например: «Буза, время зря потратил», или: «Всё-таки, мне кажется, книга не до конца правдивая, в жизни так не бывает», или: «Хотел бы познакомиться с автором, наверно, незаурядный человек. (21)Но с образом Нюры не согласен».

2 стр., 655 слов

Как часто люди думают о состоянии окружающего их мира?

... Эти люди заботятся о природе, им не безразличен окружающий их мир. Также Астафьев обращает ... человек должен ответственно относиться к окружающей среде. Не стоит забывать, что природа - наш дом, а дом нужно беречь. Наша планета прекрасна. Текст В. Астафьева: ... думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, — жгут мусор возле речки. (По В. Астафьеву ...

(22)А ещё он думал о своём будущем. (23)Пока впереди было ещё два года с месяцем действительной. (24)На сверхсрочную он оставаться не собирался. (25)Кончит срок — и поедет он на север, туда, в прохладу.

(26)Думал он ещё и о том, как запишет в свою тетрадь отзыв о «Человеке, который смеётся». (27)Даже фразу придумал: «Исключительно правдивая, волнующая книга, хотя эпоха не совсем современна». (28)Хотелось ему ещё придумать фразу, в которой было бы слово «в разрезе», это слово он недавно слышал у одного очень культурного лектора и запомнил, чтобы употребить. (29)Но фразы такой у него не получилось, и он просто стал припоминать и соображать, как там, в книжке, всё это было. (30)Особенно его поразили компрачикосы, которые людей растили в каких-то особенных кувшинах, и человек вырастал уродом, по форме кувшин!. (31)Страшно, должно быть, в таком кувшине сидеть — вот растёшь-растёшь, не замечаешь и принимаешь форму. (32)Он подумал-подумал и ощутил эту форму на своих плечах. (ЗЗ)Врос в неё, вчувствовался. (34)Тюменцеву даже не по себе стало.

(По И. Грековой)