Введение в композицию, или несколько слов о музыкальной форме
Очень много на свете незаконченных произведений. Некоторые музыканты не могут завершить больше половины своих творений. Одна из причин кроется в неверном понимании слов «композиция» или «сочинение музыки». Многие считают, что единственно важное в сочинении музыки – придумать мелодию, «тему», в связи с чем устанавливается тот психологический барьер, который мешает двигаться вперед (тему изобрел – а что дальше?).
Но придумывание темы или мелодии, аккордовой последовательности или гармонического оборота, поиск интересного ритма – все это первый «ознакомительный» этап, на котором хорошо себя чувствует и новичок, в той или иной мере, зависимо от его дарования. В связи с таким взглядом на музыку многие «сочинители мелодий» считают себя композиторами масштаба не меньше Чайковского, но здесь и кроется главная ошибка. Сочинение музыки, или, скажем правильнее, композиция – это не есть процесс придумывания мелодий. Композиция – это процесс создания музыкальных произведений из составных элементов , таких, как мелодия. И обучиться этому ремеслу намного сложнее. Композитор может выдавать по сотне мелодий в день, записывать их на бумагу или в секвенсор, напевать в микрофон, и при этом результат в виде произведений будет появляться раз в месяц. Композитор – это тот, кто умеет конструировать форму, то есть создавать целостное звуковое полотно, от первого такта до последнего.
Теме музыкальной формы посвящены толстые учебники, стопки лекций. Я попытаюсь рассказать о том, что есть музыкальная форма и с чем ее едят на простых примерах. Надеюсь, что найдутся читатели, которых мое введение в музыкальную форму сподвигнет изучать вопрос более глубоко.
Для начала вспомним очень известную мелодию Поля Мориа «Жаворонок» (музыка из «В мире животных») и посмотрим на ее запись в двух вариантах, предполагая, что не каждый разбирается в нотах:
[трек потерялся при переезде форума]
Вспомните, проиграйте, пропойте или прослушайте эту мелодию внимательно, прочувствуйте ее. А теперь сравните ее с человеческой речью. Представьте, будто музыка вступает сама с собой в диалог, пытаясь этим диалогом донести до нас какую-то мысль. Раз речь идет о диалоге, то можно говорить о вопросах, ответах, о словах и реакции на них. Красным цветом обозначим вопросы , за которыми следуют ответы , раскрашенные синим цветом. Мысленно прослушайте мелодию еще раз, попробуйте ощутить эту связь:
Мелодия душа музыки. Мелодия — душа музыки
... мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и ... танцы, и марши. Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь ...
[трек потерялся при переезде форума]
мотивом
Послушав еще внимательнее, мы можем заметить, что каждые два мотива могут служить своеобразным вопросом, ответ на который содержится в двух последующих мотивах:
[трек потерялся при переезде форума]
фразой
построение
[трек потерялся при переезде форума]
период
[трек потерялся при переезде форума]
простая трехчастная форма
Обратите внимание на указания количества тактов в периоде. Подобное количественное соотношение в музыке называется квадратностью (2-4-8-16-32-64…).
Квадратность не всегда соблюдают, но она свойственна классической музыке. Благодаря этому чудесному свойству можно, зная симфонию, быстро вспомнить, что звучит в ее 134-м или 53-м такте, что для непосвященных покажется волшебством.
развитие
Выше я перечислял некоторые стандартные, проверенные временем, типы форм. Но надо отметить, что каждое произведение имеет свою, неповторимую форму, и эта форма зарождается в самом произведении, она, можно сказать, произведением и является. Форма произведения может не вписываться ни в один стандарт, но она должна следовать законам целостности и гармонии. Сочинение музыки – это процесс конструирования формы. Однако надо заметить, что большинство талантливых композиторов не следовали каким-то стандартным схемам, а следовали развитому музыкальному чувству, чувству красоты, целостности. Но при этом их произведения, в итоге, все равно вписывались с какую-либо из схем.
Анализ совершенных произведений помогает развивать так называемое «ощущение формы», как у художников и писателей (у писателей тоже самое: сюжет строится по словам, предложениям, абзацам, главам).
Как найти произведение совершенной формы? Просто. Если произведение живет десятки или сотни лет, то его форма скорее всего совершенна. И поэтому нужно обращаться к классике, как к эталону. При желании можно развить ощущение до такой степени, что вы сможете отчетливо видеть сюжет в сонатном аллегро, подобно тому, как это делали любители музыки «классических» эпох, которые такую музыку слушали чаще. Если бы в этой музыке не было ничего интересного и действительно ценного, стали бы ради нее возводить консерватории, стала бы она жить веками, стали бы отдельные, умные люди посвящать ей свою жизнь? Задуматься об этом полезно, чтобы был толчок к поиску в этой музыке того, чего на первый взгляд не видно, особенно в наше время клубной танцевальной музыки, во время, в котором могут вполне коммерчески ремиксовать «Жаворонка», убивая замысел, о котором я говорил выше, просто не замечая его. То есть, убивая произведение путем разрушения его формы.
Помимо мелодии на образование формы влияют и другие элементы. Например гармония: аккорды разных функций направляют музыку, создают напряжение или устойчивость и т.д.
Все, что я написал выше, относится ко всем направлениям музыки. Любое произведение, трек, мелодия или песня представляет собой целостную форму. В электронной музыке формообразующим элементом можно считать и тембр, причем его влияние на форму может быть очень значительным, это нужно чувствовать.
Циклические формы (музыка). Циклические формы Какие произведения ...
... музыке. И только с развитием инструментальной музыки ... Формы. Циклические формы, продолжение. циклические формы. ... Формы музыкальных произведений, От наименьших составляющих формы к сложным формам., Чайковский Другим примером подчинения прекрасной музыки строгим правилам формы могут служить полифонические произведения ... формы. В ней могут звучать общие формы движения или та тема, которая вышла на ...
На этом я закончу статью, поскольку все-равно в ее рамки можно поместить только маленькую каплю знаний о музыкальной форме.
Сочиняйте, анализируйте произведения мастеров и двигайтесь вперед!
(с)2007 Pavlius
П.С. Прошу модераторов пустить мой опус в раздел FAQ