Романтизм и реализм в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Сочинение

Сочинение по литературе на тему «Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» размышляет о том, какие черты литературных направлений отражаются в произведении.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» явился новаторским сразу в нескольких смыслах. Это был первый социально-психологический роман. Он состоял из отдельных повестей, объединенных героями, идеей. Хронология внутри произведения намеренно нарушена. В реалистическом романе присутствуют элементы романтизма, с которого начинал Лермонтов свой путь в литературу.

Предметом изображения в произведении является объективная действительность в ее типических чертах. Главный герой Григорий Александрович Печорин является офицером русской армии. Он проходит службу на Кавказе, куда приехал, как и многие его современники, в поисках новых впечатлений. Романтический метод проявляется в экзотичности ситуаций, в которых оказываются герои произведения. Главы «Тамань» и «Фаталист» используют романтические сюжеты, сочетая их с реальными подробностями жизни людей. В первой повести речь идет о «честных» контрабандистах, род занятий которых овеян романтикой. Во второй повести раскрывается тема судьбы.

В главе «Бэла» мы встречаемся с бывалым военным Максимом Максимычем. Он вспоминает историю прошлых лет, героем которой был Печорин. В его рассказе мы встречаем приметы времени и особенности жизни черкесов. В частности, он рассказывает о черкесской свадьбе. К элементам романтизма относится сама обстановка. Дикий, далекий от цивилизации край. Народ, живущий по обычаям предков. На свадьбе Печорину понравилась княжеская дочь, и он решил взять ее себе. Григорий Александрович был человек, склонный к приключениям. Бэла, так звали девушку, была его очередным приключением. Любовь светских красавиц давно наскучила герою, он надеялся, что черкесская княжна сделает его счастливым. Его ожидания не оправдались. Бэла скоро наскучила Печорину, он стал тяготиться ею. Если бы девушка не погибла, Печорин бы, в конце концов, оставил ее. Она не смогла бы этого пережить, гибель стала для нее избавлением.

Образ главного героя построен в соответствии с требованиями романтизма. Одиночество героя является еще одной чертой, сближающей произведение с романтическими историями. Герой находится в разладе с обществом, поэтому он сбежал на Кавказ. Печорин – личность исключительная, сложная и противоречивая, в нем соединяется злодей и страдалец, что также характерно для произведений романтизма. Эти особенности его характера вызывают интерес.

3 стр., 1385 слов

Печорин и Бэла в романе Герой нашего времени

... читают: Картинка к сочинению Печорин и Бэла Популярные сегодня темы ... Смерть Бэлы отражается и на его здоровье: он становится худ и бледен. Смерть для Бэлы, ... к себе. Со временем в сердце девушки ... Бэла попадает в дом к Печорину, но его сторонится и даже боится. Герой ... романа в повести «Бэла». В ней передана история эгоистичной любви Григория Печорина к восточной красавице, дочери черкесского князя Бэле. ...

Герой умный, образованный, одаренный человек. По своим способностям он стоит на голову выше окружающих его людей. Он может быть добрым и благородным, но может проявлять жестокость и эгоизм. В главе «Максим Максимыч» подчеркивается эгоизм и равнодушие героя, которое он проявил по отношению к своему старому приятелю. Мы видим смертельно уставшего человека, который ищет случая свести счеты с жизнью. Он покидает Кавказ и едет в Персию, где заканчивается его жизнь.

Дневниковые записи Печорина много говорят о его характере. Автор наделяет героя аналитическим складом ума. Дневник героя представляет собой самоисследование. Печорин, рассказывая о своих чувствах и поступках, не пытается лукавить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если он испытывает чувство зависти, то он честно признается в этом. Если он хочет посмеяться над кем-то, чтобы развлечься от скуки, то он не придумывает для этого какие-то оправдания. Так случилось в ситуации с Грушницким, который казался герою смешным. Печорин встретился с ним на водах в Птигорске. Он сразу понял игру Грушницкого. Тот хотел произвести впечатление на дам, поэтому ходил в солдатской шинели, будучи офицером. Потом он сменил ее на черкесский наряд, Печорин не преминул сострить по этому поводу, чем вызвал неудовольствие Грушницкого. Развлечение героя зашло слишком далеко. Он убил Грушницкого на дуэли, разбил сердце княжны Мери. Печорин вступил в конфликт со всем светом, но его это не очень волновало. Он слишком хорошо знал людей, чтобы огорчаться из-за этого.

В образе Печорина Лермонтов собрал все черты современного ему поколения, о котором он говорил в стихотворении «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье!». В романе писатель отразил пороки своего времени. Произведение можно считать своеобразным протестом против существующего положения дел, против состояния общества. Умные и образованные люди, подобные Печорину, не приносили пользы обществу, не находили приложения своим недюжинным силам. Лермонтов нарисовал портрет современного ему человека без прикрас, без осуждения, просто констатируя реальные факты так, как он их видел.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что роман «Герой нашего времени» относится к произведениям реализма. Элементы романтизма придают ему приключенческий характер, обостряют конфликт. В. Г. Белинский признавал реалистический характер произведения, говоря, что роман «является образцом реалистической прозы».