Анализ рассказа Чехова «Пересолил»

Сочинение

1. История создания произведения.

Рассказ «Пересолил» написан Чеховым в 1885 году и в том же году опубликован в журнале «Осколки».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

По жанру «Пересолил» — рассказ, характер которого — юмористический. Ему свойственны краткость и строгость формы, одна сюжетная линия, всего два героя в одной жизненной ситуации.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Пересолил» можно было бы заменить названием «Переборщил», то есть смысл его — «сильно преувеличил». Враньё главного героя было чрезмерным и возымело неожиданный эффект.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от третьего лица избавляет автора от необходимости давать видимую оценку персонажей, они раскрывают свои характеры самостоятельно.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: «У страха глаза велики» (неоправданный страх на основе глупости).

Идея: Необоснованный страх побуждает к неумеренной лжи, последствия которой непредсказуемы.

Проблематика: Отсутствие общего языка между людьми из разных социальных пластов, недоверие друг к другу.

Смирнов — чиновник из города, Клим — крестьянин. Они оба воспринимают друг друга как нечто чуждое, не совсем понятное, поэтому легко могут подумать друг о друге невесть что.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Землемер Смирнов вызван в усадьбу генерала Хохотова для межевания. От станции «Гнилушки», куда он прибыл, ему надо ещё тридцать верст ехать на лошади. Почтовых на станции не оказалось, и Смирнов нанял здоровенного мужика Клима, угрюмого, в сермяге и лаптях. В дороге, посреди пустынной местности, в вечернем сумраке, у Смирнова появились страхи. Клим с его внушительной наружностью стал казаться тщедушному землемеру разбойником.

Для собственной безопасности Смирнов известил Клима о наличии у него трёх револьверов, потом добавил вскользь о своей недюжинной физической силе. Расходившийся землемер поведал вознице о своей любви драться с разбойниками, устрашил его урядниками за кустами и четырьмя его товарищами с револьверами, которые едут за ним следом. Безудержное враньё Смирнова привело к тому, что доведённый до ужаса Клим бросил лошадёнку, телегу и скрылся в темноте. Землемер испугался уже того, что остался один ночью в лесу и стал жалобно звать «Климушку». Тот долго не выходил из леса, но всё же вышел. Герои следуют дальше, Смирнов уже не видит опасности ни в дороге, ни в Климе.

64 стр., 31765 слов

Чтение художественных произведений в начальной школе

... благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, ... О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе. ... произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу ...

7. Система образов произведения.

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов трусоват и не блещет умом, так как на пустом месте (темнота, пустынность и здоровенный возница) строит опасения, боится быть ограбленным. Со страху готов наврать с три короба, причём ложь его очевидна, глупа, поверит ему только ещё больший глупец.

Клим — простоватый мужик, поверивший небылицам Смирнова. Храбростью тоже не отличается. При своих внушительных габаритах он ринулся в кусты, напуганный хилым землемером.

Оба героя едут и боятся друг друга, оба смешны.

8. Композиция произведения.

Экспозиция рассказа — появление землемера на станции. Завязка — поиск лошади, уговор с возницей. Дальнейшее развитие действия —отъезд, дорога в сумерках, страх Смирнова перед Климом, его россказни. Кульминационный момент — бегство Клима, переживание Смирновым своего одиночества. Развязка — возвращение Клима и продолжение пути.

Финал рассказа оборачивается к началу путешествия: повторяется описание того, как телега трогалась с места. Но повтор основан на контрасте. Если в начале рассказа процесс троганья телеги вызывал у Смирнова тревогу, то в финале реакция землемера на ту же тряску и черепашью езду иная: у него уже нет опасений.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Для создания комического эффекта автор использует приём контраста: тщедушность Смирнова и раздувание мнимой силы и воинственности; трусливое бегство Клима при внушительных физических данных.

В рассказе очень много многоточий. Они показывают, как землемер делает паузы в речи, придумывая на ходу, чем бы запугать Клима, или передают его страх: «здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь», «Я, брат, тово… брат…».

Комический эффект в рассказе создают и несоответствия. Так, у здоровенного Клима —тощая лошадёнка. Сам он при своём богатырском сложении не отличается достоинством и смелостью, на четвереньках убегает в лес, убоявшись выдумок землемера, с воплями: «Караул!».

Несоответствие лежит и в основе сюжета рассказа: рядовая поездка землемера по должностной обязанности обернулась приключением из-за того, что герой дал неправильную оценку ситуации.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ гениален и в построении, и в художественных средствах, он вызывает смех у читателя, потому что Чехов сам добродушно смеётся над своими героями. И всё же читателю не только смешно, но и обидно за несовершенство человека. Чехов говорил, что человек тогда станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. С этой целью он и высмеивал несовершенства человеческой натуры.

Понравилось сочинение? А вот еще: