На лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи». 7 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко»

Каменского муниципального района

Воронежской области

Урок русского языка в 7 классе, Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи», Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Суязова И.А.

п.г.т. Каменка 2014

Вашему вниманию предлагается урок развития речи в 7 классе, который направлен на подготовку к ГИА по русскому языку. На этом уроке организована групповая работа, в основе каждой группы – ученик, способный помочь другим.

Задания, предложенные семиклассникам, идентичны заданиям С2: ученики должны по данному им высказыванию написать сочинение-рассуждение, аргументировать своё понимание данной фразы.

Этот урок – это одно из звеньев многолетней работы, которая начинается в 5 классе, а заканчивается на выпускном экзамене.

Тема: Урок развития речи. Сочинение на лингвистическую тему «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи»

1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи

2) Совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему.

3) Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимовыручки, единения при работе в группе.

Ход урока

I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы.

Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему.

Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Интересная часть речи, В русском языке живет., Кто что делает, расскажет:, Чертит, пишет, иль поет,, Вышивает, или пашет,, Или забивает гол,, Варит, жарит, моет, чистит —, Все расскажет нам ….. (глагол), Как же мы сформулируем тему

о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему?

Задание: объяснить постановку знаков препинания.

Причастие позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике, а деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие, способствуя смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, внося в высказывание элемент книжности.

существительные

Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки?

  • Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи»

Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение

II . Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Задание: назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны?

1. Тезис.

2. Теоретическое обоснование данного тезиса.

3. Аргументация (2 доказательства)

4. Вывод.

  • Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему?

Композиция сочинения

Схема 1

1) Тезис (высказывание).

2) Рассуждение о смысле высказывания

3) Аргумент, его роль.

4) Аргумент, его роль.

5) Вывод.

Схема 2

1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного.

2) Пример роли глагола в одном предложении.

3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении.

4) Вывод (фраза).

Нужно ли соединять абзацы по смыслу?, Как это сделать?, СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения

1. Смысл этого высказывания я понимаю так:

2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:

3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:

4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…

5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.

6. Действительно ,

СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами

1. Во-первых , — Во-вторых,

2. Например, — кроме этого,

3. Обратимся к предложению №…, в котором… — Также с помощью наречий (примеры)…

СКРЕПЫ между аргументами и выводом

1. Таким образом, мы доказали, что…

2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …

3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что…

4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста…

5. Я думаю, мы убедились в том, что…

III . Выявление роли глагола и глагольных форм в речи

1. Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники)

Текст 1

Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух., Ночь пролетела над миром,, Сны на людей навевая;, С темно-лазуревой ризы, Сыпались звезды, сверкая., Радостно волны журчали,, Образ ее отражая;, Рожь наклонялась, сильнее, Пахла трава луговая…, Трепет чуть шепчущих листьев, И соловьиные трели,, В хоре хвалебном сливаясь,, В воздухе тихом звенели., И улыбалася кротко, Ночь, над землей пролетая;, С темно-лазуревой ризы, Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)

  • Что вы себе представили, когда читали стихотворение?
  • Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте.
  • Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие?
  • Какой объект действует в предложении?

— Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущих создает образ листьев как живых существ. Глаголы –олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь».

Текст 2

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,, Взявшись за руки, как ребята,, Топают, греясь, вокруг пенька!

— Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями)

2. Выводы о роли глаголов, деепричастий и причастий в речи., Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи

1) Насыщенностьглаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение.

2) Глаголы придают тексту динамичность, они обозначают действия предметов, заставляют предметы ожить.

3) Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют читателей, способствуют их объединению с персонажами.

4) Глаголы используются для передачи движения, динамики окружающего мира; передают ход действия или мыслей персонажа.

5)Причастие позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике.

6) Деепричастие способствует смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели. По мнению Д.В.Григоровича, «…деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.

7) Деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие.

II . Работа в группах.

Группа 1., Группа 2.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 3 .Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 4*

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 5.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 6*.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 7Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя«Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность » .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Исходный текст

(1)У прославленного певца Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.

(3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

(5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил его под кровать.

(6)Это было таинственно и непостижимо.

(7) После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. (8)В нем оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (9)Горсть родной русской земли.

(По А.Лессу)

Александр Лазаревич Лесс —

Примечание (каждой группе дается информационный текст

Информационный текст

О глаголе

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит“говорить ”.

2. Глагол — это самостоятельная часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движени я (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

В современном русском языке глаголы называют различные действия:

1) связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.;

2) связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;

3) называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;

4) называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;

5) называющие состояния природы: светает, дождит, смеркается, вечереет и др.

О причастии и деепричастии

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий.

Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п.

Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия. Они образуются от глагола ( краснеть – краснеющий ), но изменятся, как имена прилагательные – по числам, родам и падежам.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

III . Подведение итогов. Отчет групп: чтение сочинений и их обсуждение в классе.

IV . Домашнее задание.

о наречии и прилагательном

Ученические сочинения

Группа 6

Высказывания М.В.Ломоносова и А.М.Пешковского чем-то похожи, и поэтому оба автора, раскрывая роль глагола и причастия, сходятся к одному и тому же мнению: причастие объединило в себе силу глагола и имени, а глагол сам является силой действия. За доказательствами обратимся к тексту Александра Лесса «Таинственный ящичек».

Во-первых, в предложении 1 причастие «оклеенный» помогает автору дать точное описание портфеля Ф.И.Шаляпина. Данная часть речи характеризует признак предмета по действию: портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, свидетельствовал о том, что певец часто ездил по миру с гастролями.

Во-вторых, глаголы «вынимал», «смотрел» и «ставил» в предложении 5 обозначают не только действия Федора Ивановича, но и выражают его отношение к этому «таинственному ящичку».

Таким образом, мы доказали, что причастие и глагол играют огромную роль в речи, помогая нам точнее выразить свои мысли, описать свои действия.

Осадченко Настя

Группа 3

Владимир Иванович Даль говорил: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»

На мой взгляд, это высказывание означает следующее: причастие образовано от глагола, но имеет признаки прилагательного, потому что обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и описывает его красочно и понятно.

Например, причастие «прославленного» (предложение 1) позволяет нам понять, что Шаляпин был известен и знаменит. В этом слове спрятан глагол «прославить», в то же время оно изменяется по числам, родам и падежам так же, как и прилагательное, и обозначает признак предмета.

Кроме этого, причастие «прожитые» (предложение 2), давая представление этого признака в динамике, характеризует годы, которые певец провел за границей.

Персиянова Варя, Сочинение по домашнему тексту упражнения 226

(учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др., стр. 107)

«У каждой части речи есть свои достоинства», — утверждал А.М.Пешковский.

Действительно, без них наша речь была бы бедной и серой. Особенно это касается прилагательных и наречий, которые украшают язык, делают его выразительным, образным. Докажем данный тезис примерами из текста А.Шейкина.