По рассказу Человек в футляре Чехова

Сочинение

В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке, боящемся жизни, написан в сатирической форме. Автор смеется над самой природой этого явления и предупреждает о том, что любому человеку очень просто закрыться от жизни футляром. Футляр означает свод неписанных законов, которыми люди привыкли ограничивать себя. Человек, живущий в плену условностей, болен. Он добровольно заточил себя в мире запретов. Обитателю укромного мирка нравится существовать в закупоренном пространстве по своим правилам. Но второму человеку уже нет места в душном уголке, поэтому футляр обрекает своего пленника на одиночество.

Главному герою рассказа Чехова, учителю Беликову, постоянно кажется, что случится нечто непредвиденное, способное разрушить намеченные планы. Поэтому Беликов никогда не снимает калош, всегда поднимает воротник, носит зонт в погожие дни и скрывает взгляд за темными очками. Он боится реальности и ненавидит происходящее. Облачившись в футляр, он ограждает себя от окружающего мира. Беликов давно забыл о духовных ценностях, и не позволяет себе эмоций.

В рассказе присутствует история отношений Беликова с девушкой Варей, которая надеялась вызволить героя из футляра. Но он только крепче в нем закрывался, пугаясь разговоров о женитьбе.

По мнению автора, самая ужасная беда для человека – безразличие к жизни. Беликов так погружен в себя, что не замечает красочный мир за своим футляром. Он равнодушен к тому, что происходит вокруг него, только бы соблюсти приличия.

Люди, подобные Беликову, отказываются от жизни, выбирая жалкое существование. Они не допускают судьбоносных вторжений, несущих перемены. Беликов сам не смог обрести счастье и никого не осчастливил. Он испугался развития чувств и предпочел заменить счастье покоем.

Автор постепенно подводит читателя к выводу: необходимо избавиться от футляра. Иначе замкнутого человека ожидает трагическая судьба. Беликов в итоге умер одиноким и некому его оплакивать. Нет родных и близких, отсутствуют последователи и достижения. Так никчемно закончилась его земная дорога.

16 стр., 7938 слов

Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс

... в жизни, поэтому хотел, чтобы другие не совершали ошибки, в том числе те, что делал Беликов. человек без людей (каков был Беликов) не сможет быть человеком Беликов Главный герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре». ... Пьецух, автор многих известных рассказов и повестей, написал небольшое произведение, прямо отсылающее читателя к Чехову, — «Наш человек в футляре». Его герой, Серпеев, в целом ...

Сочинение 2

Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр. Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех. Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.

Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.

Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее. И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни. Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.

Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против». Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо. А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.

3 вариант

Личность, уходя с головой в себя, подсознательно отказывается от взаимодействий с окружающим миром: от разговоров с коллегами, от дружеских прогулок и от всего того, что наполняет жизнь людей эмоциями. Такая личность напоминает объект, который хранится в футляре. Она вместо того, чтобы решать проблему, пытается игнорировать ее, тем самым только усугубляя положение.

Беликов – учитель греческого языка. Он не выходил из дома, не надев калоши, высоко не подняв воротник и не раскрыв зонт, вне зависимости от погодных условий. Большинство предметов, которые использовал учитель, были в чехлах: зонт, часы, нож… Он следовал запретам, создавал их сам, однако боялся малейших перемен, осуждал все отклонения в поведении. Комфортное состояние для Беликова – жизнь, огражденная от всех футляром. Однако Беликов не был обычным человеком с причудами, он был злым и агрессивным. Имени и отчества Беликова ни упоминается ни разу на протяжении всего рассказа, что свидетельствует об отстраненном отношении рассказчика к нему: для кажлого Беликов был чужим.

8 стр., 3832 слов

Образы футлярных людей в рассказах Чехова

... чужих мнений. Человек в футляре сочинение Человек в футляре сочинение по плану План 1. Введение 2.»Футлярщина» 3.Спасательный выход 4.Заключение «Человек в футляре» — один из самых известных рассказов А. П. Чехова. Многие критики ... было закупорено, причем его это полностью устраивало. Общество живет своей жизнью, а Беликов своей, облаченной футляром. Человек лишается всего того, что отличает его от ...

Беликов жил закрытой от социума жизнью, он не был открыт для новой информации, знакомств и эмоций, и учителя устраивала такая ситуация. Окружающие Беликова люди жили будто обособленно от него, и, хотя физически все они находились рядом, морально между ними была огромная стена, «футляр», который защищал учителя.

Беликов жаловался на тех, кто совершал малейшую провинность, поэтому все жители городка боялись его, старались избегать и обходить стороной. Герой был жадным, злым на весь мир, он создавал собственные правила и пытался привить окружающих к их безукоризненному следованию.

В тот момент, когда Беликов на короткий промежуток времени смог открыться миру, он осознал, что не может быть раскрепощенным и общительным, не может взаимодействовать с людьми, выйти из зоны комфорта. Вскоре Беликов умер. После его смерти город испытал огромное облегчение.

Люди имеют возможность оказывать воздействие на окружающих людей, но и окружение оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Боязнь окружающего мира побуждает людей создавать «футляры», тем самым обособляясь от него и создавая свой собственный маленький и очень ограниченный мир. По-настоящему сильные духом люди могут противостоять коллективному мнению, стереотипам, не сворачивать со своего пути, прямо идти к поставленной цели.

Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)

Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа «Человек в футляре» говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал «в футляре».

Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения «как бы чего не вышло». Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.

Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной. Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время. Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его «футляре» нет места развлечениям и веселью.

К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе. Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым. Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной. Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.

2 стр., 836 слов

Проблема роли учителя в жизни человека (по Ф.А. Абрамову)

... По Ф.А. Абрамову*) *Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - советский писатель, критик, публицист Сочинение Каждый человек прошел через важнейший этап своей жизни – обучение в школе. У многих были свои любимые учителя, ... учителе. (6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем ... более важной, чем учитель. Своим отношением к ученикам, глубочайшими ...

Таким образом, мы понимаем, что А.П.Чехов стремится донести до нас, как важно не заходить в собственных мечтаниях слишком далеко и не отказываться от реальности, не пренебрегать мнением других людей, ведь выход из «футляра» далеко не всегда заканчивается трагично. Чаще всего именно смелость и открытый взгляд на мир делают человека по-настоящему счастливым.

`

По рассказу Человек в футляре

Популярные сочинения

  • Книга «Отцы и дети» является самым выдающимся творением известного писателя Тургенева. Произведение является настоящей душераздирающей историей о жизни народа

  • Музыку я очень люблю, и она была в моей жизни всегда. Сначала это были совсем детские песенки про елочку и песенки из мультфильмов. Они еще называются «мультсборники». Там поется про Антошку

  • Большое многообразие состояний окружающего мира в осенний период радует не только представителей разных видов искусств, но и обычного наблюдателя за природой. Известный талантливый художник Волков В.В.