Рассуждение по тексту публицистического стиля

Сочинение

Определение

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название «публицистический стиль» представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название «газетный стиль» объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать «телевизионным» стилем. Другое название — общественно-политический стиль — точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).

Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений. Публицистика — род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста — вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.” Такое определение дано в «Краткой литературной энциклопедии» (М., 1971 т.6 Стб. 72).

Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений. В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение: Публицистика — род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует

35 стр., 17359 слов

Определение факторов удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте

... и старше. Предмет исследования - факторы, влияющие на чувство удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Научная новизна данной работы состоит в том, что до сих пор вопрос определения детерминант удовлетворенности жизнью ... к 2050 году. Средний возраст россиян, согласно оценкам ООН, в 2015 году составляет 38,7 ... сравнению с 1981 годом их доля в общей численности населения почти удвоилось. В последние ...

  • в словесной (письменной и устной),
  • графически изобразительной (плакат, карикатура),
  • фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
  • театрально-драматургической,

— и словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях”. («Советский энциклопедический словарь» М.,1990 С. 1091).

Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений совпадают не полностью. Публицистика — это род литературы, публицистический стиль — функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

Функции стиля

Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах. Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции. Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических. Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты «Округа» от 4.08.2001 под названием “«Князя Владимира» ссылают в провинцию”. Заметка имеет подзаголовок «Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя». Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей «Вольво». В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя. В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории. Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

25 стр., 12026 слов

Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка

... дипломной работы потребовала решения следующих задач: 1. Дать общую лингвистическую характеристику публицистического стиля речи, его функций, жанров, языковых особенностей. Рассмотреть особенности публицистического стиля речи на современном этапе. Провести анализ содержания работы над публицистическим стилем ...

  • коммуникативную,
  • экспрессивную,
  • эстетическую.

Специфика стиля

Для начала следует разобраться в самом понятии публицистики. Этот термин образовался от латинского publicus, что в переводе означает «общественный». Но не нужно ходить далеко, ведь всё намного проще – данное понятие пошло от слова «публика». Потому цель публицистических произведений и в целом этого стиля речи – передать обществу информацию с намерением воздействовать на него, разбудить желание совершать какие-либо действия.

Публицистика имеет прямое отношение к журналистике. К произведениям, которые пишутся в данном стиле, относятся практически все, что публикуются в печатных и электронных изданиях – статья, очерк, фельетон, судебная речь

Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его особенности.

Общие функции языка в публицистическом стиле

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях.

14 стр., 6525 слов

Использование частей речи в художественном тексте

... изучение стилистического использования различных частей речи в художественных текстах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. рассмотреть основные характеристики художественного стиля в стилистике русского языка; 2. изучить особенности стилистического использования частей речи в художественных текстах. Русский ...

Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями. Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу. Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков: «Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями», «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везёте товарища! Три часа социализма на Трёх вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка. Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

Требования культуры речи, вытекающие из функций

Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.

3 стр., 1114 слов

Публицистический стиль речи

... на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д. Публицистический стиль речи ... их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - ... и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных ...

— Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

  • Функция воздействия, связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.

— Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.

  • Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

— Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора.

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

История стиля

Кратко остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г.).

Первая печатная газета появилась в 1702 году. Это были «Ведомости» Петра 1. В 19 веке возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (17Й8-42).

В середине 19 в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.).

Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» состоял из научной и литературной частей. «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах 2-й пол. 18 в. вырабатывался русский литературный язык. В 19 в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определённое политическое направление. Наиболее длительное время из числа журналов 19 в. существовали «Вестник Европы» (1802-30, 1866-1918), «Русский вестник» (1808-24, 1856-1906), «Сын Отечества» (1812-52), «Отечественные записки» (1818-30, 1839-84), «Современник» (1836-66).

10 стр., 4559 слов

Стилистические особенности разговорного стиля речи

... речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный (художественный). Функциональный стиль ¾ это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями ...

На страницах журналов 19 века шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это определило стилистические особенности публицистики:

  • стремление к образности, выразительности;
  • поиск новых языковых средств;
  • открытое выражение авторской позиции;
  • огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления;

— широкое использование устоявшихся речевых оборотов. Регулярное радиовещание началось в России с 1924 года. В советское время радиовещание осуществлялось «Всесоюзным радио», с 1990 года стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи. Телевизионное вещание началось в России с 1939 года, однако широкое распространение оно получило только в 60-е годы 20 века. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции. Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам 19 века, звучит на улицах во время революции 1905 года, получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании манифеста от 17 октября 1905 года. Первая Дума начинает работу 27.04. 1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берёт слово «товарищ маузер», литературные и научные дискуссии ещё продолжаются примерно до 1929 года. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 года обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности, неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела место в России в 1906-1917 годах и с 1990 года. (Социальные функции стиля).

7 стр., 3377 слов

Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...

... вопросами. Напоминание: Научный стиль речи: примеры из книг Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль ... не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей ... на соискание кандидатской степени, 2011 год: В аспекте изучения социальной организации древних обществ и связанной с ней престижной ...

Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля

Общественная роль газеты (исторически первичной и попрежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы

  • сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,
  • обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,
  • давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,

— динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики. Газета — мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что-бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова — она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:

  • в зависимости от функционального назначения на: o общеполитические, o отраслевые, o развлекательные, o рекламные.
  • по территории распространения на: o федеральные, o региональные, o местные.
  • по времени выпуска на: o утренние, o вечерние.

— по периодичности на: o ежедневные, o еженедельные. Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу. Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:

  • она может быть первичной — статьи, очерки, художественные произведения и пр.;
  • вторичной — обзоры, рефераты и др.;

— оригинальной и переводной. Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей. Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.

6 стр., 2762 слов

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика

... Проблема дефицита заслуженно авторитетных людей в современном обществе. (Нужны ли обществу авторитеты?) Текст. (По материалам "Российской газеты") 1)Авторитетный человек - это человек влиятельный, властитель дум. ... устройства. (4) Что же отсюда следует? — спросят нас. (5) Проповедуете ли вы толстовское непротивление злу, отрицание государства, всякого принуждения или даже всякой политики вообще? ( ...