Как писать итоговое

Сочинение
1. «Отцы и дети»

Направление обращено к вечной проблеме, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»,

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»,

Л. Н. «Война и мир»,

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»,

К. Г. Паустовский «Телеграмма»,

А. П. Чехов «Вишневый сад»,

А. Н. Островский «Гроза»,

Б. Л. Васильев «Завтра была война»,

Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось»

2. «Мечта и реальность»

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену своих мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»;

  • Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»;
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»,

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»,

А. Грин «Алые паруса»,

А. П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник»;

  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»,

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

3. «Месть и великодушие»

В рамках данного направления можно рассуждать о противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»,

Л. Н. Толстой «Война и мир»,

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел»;

  • М. Ю. Лермонтов «Маскарад»,

Н. В. Гоголь «Страшная месть»,

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

4. «Искусство и ремесло»

Темы этого направления позволяют поразмышлять о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность подумать о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»,

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»,

А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»,

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»,

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»,

А. Н. Островский «Таланты и поклонники»,

Н. В. Гоголь «Портрет»,

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

5. «Доброта и жестокость»

Это направление нацеливает на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – о желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»,

Л. Н. Толстой «Война и мир»,

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

В. Железников «Чучело»,

Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»,

В. Распутин «Уроки французского,

М. Шолохов «Судьба человека»,

У. Голдинг «Повелитель мух»,

А. И. Солженицын «Матренин двор»,

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

ПЛАН (КОМПОЗИЦИЯ) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Общепринятая структура сочинения предполагает наличие трех главных компонентов рассуждения: вступления, основной части и заключения. Основная часть содержит тезисы, подкрепленные доказательствами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление

Введение в тему, содержащее предварительные, общие сведения о той проблеме, над которой предстоит поразмышлять автору сочинения.

Основная часть

Логичное, доказательное и стилистически грамотное изложение своих рассуждений.

Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод (обобщение написанного)

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение

Подведение итогов, обобщение вышесказанного, завершение рассуждения.

критериями

1. Соответствие теме

Данный критерий связан с проверкой содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий связан с проверкой умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи

Данный критерий связан с проверкой речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

НАПИСАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ

Рекомендации приводятся по учебному пособию Ташлыкова С. А. «».

черновым вариантом сочинения

Пишите текст черновика, если это возможно, на одной стороне листа, что позволит Вам делать вставки, используя обратную сторону.

Оставляйте на каждой странице большие поля. Если нужно переделать фразу, внести дополнения, сделать замечания, Вы сможете сделать это на полях Вашей работы.

Оставляйте просвет между строками, это позволит Вам в процессе работы вставлять в текст сочинения отдельные слова, словосочетания или целые предложения.

Используйте сокращения, схемы, условные знаки, графические построения. Экономьте время! Не стремитесь, чтобы черновик представлял полный текст сочинения. Он может быть написан в виде тезисов, которые будут развернуты в чистовом варианте.

1. Начнём с эпиграфа

Если во время работы у Вас под рукой не оказалось нужного эпиграфа, не торопитесь занять место какой-нибудь строкой: наличие эпиграфа в сочинении необязательно.

Следует предусмотреть возможность появления определенных тем и иметь в своём багаже запас эпиграфов: строки из стихотворений, прозаических произведений, литературно-критических статей, афоризмы, максимы и т.п.

2. Не затягивайте введение!

3. Во время работы над основной частью

4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения

5. Избегайте прямого пересказа:

6. Умейте цитировать

  • подтверждения своей собственной мысли;
  • опровержения чужого, неверного, на Ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;
  • ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением;
  • демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую Вами в сочинении;
  • сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

  • не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксальные мысли и суждения;
  • не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранен;
  • не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирование.

Помните! Цитата не повторяет, а доказывает мысль. Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста).

О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше: «Юные авторы не знают, что любое удачное выражение, любая удачная мысль – хороши только в совокупности с другими, подобными им, выражениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: «Будь внимателен: я драгоценность, а все остальное рядом со мной – олово, простое жалкое олово». Всякое слово, всякая мысль должны находиться, так сказать, в подходящем для них обществе».

В сочинении используйте различные приёмы цитирования:

2. Цитирование в академическом письме

Цитирование является важной частью академического письма. Оно позволяет подтвердить и усилить свои аргументы, а также использовать авторитетные источники информации. Для цитирования существуют различные подходы и правила, которые следует соблюдать.

2.1 Виды цитирования

В академическом письме можно использовать три основных вида цитирования:

  • Полное цитирование — используется при небольшой по объему цитате и грамматически оформляется как прямая или косвенная речь.
  • Частичное — фрагментарное — цитирование — используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты.
  • Ссылка на цитату — используется, когда содержание цитаты достаточно известно и нет необходимости ее полного приведения.

2.2 Правила цитирования

При цитировании следует придерживаться определенных правил:

  • Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием. Многоточие может стоять перед цитатой, если она не начинается с начала фразы, в середине цитаты, если пропускается какая-то ее часть, или в конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.
  • При введении цитаты следует использовать глаголы, такие как «думает», «полагает», «утверждает», «считает», «пишет», «отмечает», «поясняет», а также вводные конструкции, такие как «по мнению», «по словам», «по мысли», «с точки зрения», «на взгляд».

2.3 Проверка цитаты

При использовании цитаты в академическом письме необходимо проверить правильность ее использования. Важно убедиться, что цитата полностью соответствует оригинальному источнику и правильно оформлена. Также следует проверить грамматическую и пунктуационную правильность цитаты.

3. Важные моменты при написании академического текста

При написании академического текста следует обратить внимание на следующие важные моменты:

3.1 Использование известных слов и выражений

Используйте только те слова и выражения, которые вам хорошо известны и в написании которых вы уверены. Не используйте слова, в написании которых вы сомневаетесь. Это поможет избежать ошибок и сделает ваш текст более качественным.

3.2 Правильное оформление ошибок

Если вы обнаружили неправильно употребленное слово, словосочетание или предложение, следует зачеркнуть его, а не брать в скобки. Скобки являются пунктуационным знаком, используемым для выделения вводных предложений.

3.3 Проверка текста

После написания текста рекомендуется провести его проверку не менее трех раз. Проверка должна включать следующие этапы: проверку стиля, проверку орфографии и проверку пунктуации. Глубокая и тщательная проверка поможет обнаружить и исправить все грамматические и пунктуационные ошибки.

Не забывайте, что изменения в тексте могут повлиять на падежные окончания, предлоги, окончания единственного и множественного числа. Поэтому рекомендуется прочитать фрагмент работы, где были внесены изменения, чтобы убедиться, что они не повлияли на грамматическую правильность текста.

Проверьте черновой вариант своего сочинения еще раз перед окончательной отправкой. Это поможет избежать ошибок и сделает вашу работу более качественной.

Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию. Помните: если Вы решите оспорить результаты проверки, Вы должны убедительно доказать постановку того или иного знака.

Авторских знаков препинания (исключение составляют прямые цитаты) в Вашем сочинении быть не должно.

Такая трёхкратная проверка сочинения поможет Вам каждый раз сосредоточить внимание на одном из аспектов: содержательном, орфографическом, пунктуационном, что позволит достичь оптимальных результатов.

Не бойтесь проводить небольшие правки даже во время белового переписывания, но знайте, что проверяющий вправе снизить Вам оценку за исправления в чистовом варианте Вашей работы.

Вы написали сочинение, проверили его, исправили все недочёты…

Сдавайте! Удачи Вам! И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан).

Книги для подготовки к итоговому сочинению:

I. Пособия для учащихся

  1. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль.
  2. Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением.
  3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком.
  4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение.
  5. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак]. — М.: Просвещение, 2015.
  6. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра.

II. Книги, посвящённые анализу художественного текста:

  1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя.
  2. Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр.
  3. Вайль П., Генис А. Родная речь.
  4. Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи// Избранные работы по русскому языку.
  5. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-skolko-doljno-byit-stranits/

  1. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1880-1925-го годов в комментариях.
  2. Гаспаров М.Л. О русской поэзии.
  3. Гинзбург Л. О литературном герое.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-skolko-doljno-byit-stranits/

Обзор литературы

В данной работе рассматривается тема анализа художественного произведения. Для проведения исследования были использованы следующие источники:

  1. Гиршман М.М. «Литературное произведение: Теория и практика анализа».
  2. Искусство анализа художественного произведения. (Пособие для учителей).

    Сост. Т.Г. Браже.

  3. Кухаренко В.А. «Интерпретация текста».
  4. Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста».
  5. Николина Н.А. «Филологический анализ текста».
  6. Новиков Л.А. «Художественный текст и его анализ».
  7. Топоров В.Н. «Пространство и текст// Текст: семантика и структура».
  8. Тюпа В.И. «Аналитика художественного».
  9. Хализев В.Е. «Драма как род литературы: Поэтика. Генезис. Функционирование».
  10. Щерба Л.В. «Опыты лингвистического толкования стихотворений// Избранные работы по русскому языку».
  11. Эйхенбаум Б.М. «О поэзии».

В работе также использованы методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) за 2018-2019 годы, а также книга Ташлыкова С.А. «Сочинение: секреты жанра».

Данные источники помогли осветить различные аспекты анализа художественного произведения, включая его структуру, семантику, поэтику и интерпретацию текста. Исследование представляет собой комплексный подход к анализу, включающий литературные, филологические и лингвистические аспекты.