По тексту Ф.М.Достоевского

Сочинение

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня. − (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный . (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

Введение

В данной исследовательской работе мы рассмотрим фрагмент произведения Ф.М. Достоевского и проанализируем его содержание и особенности. Данный фрагмент известен своей эмоциональной и психологической глубиной, а также своеобразным изображением главного героя и его взаимодействия с другими персонажами.

Анализ фрагмента

В данном фрагменте главный герой рассказывает о своей встрече с Мареем, крепостным мужиком, которого он встретил в детстве. Описывая свои чувства и эмоции, герой передает нам свои впечатления от этой встречи.

Автор использует различные приемы художественной выразительности для передачи настроения и эмоций героя. Например, в фразе «(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило» автор использует описание движения губ героя, чтобы показать его волнение и неуверенность.

Особое внимание автор уделяет описанию улыбки Марея, которая имеет материнскую и ласковую природу. В фразе «(21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!» автор использует прилагательные и повторение слов для передачи особенностей этой улыбки.

Далее автор описывает, как герой осознал, что его страх перед волком был пустой и небылицей. Он понимает, что Марей несет в себе доброту и сочувствие, которые проявляются в его нежной улыбке и покачиваниях головой.

Анализируя этот фрагмент, мы видим, что автор хочет передать читателю особое чувство и понимание главного героя. Он показывает, что даже в грубом и невежественном человеке может скрываться тонкая нежность и глубокое чувство.

Заключение

Анализируя данный фрагмент произведения Ф.М. Достоевского, мы видим, что автор умело использует художественные приемы для передачи эмоций и особенностей персонажей. Он показывает, что даже в самых неожиданных местах можно найти доброту и сочувствие, что меняет взгляд главного героя на окружающий мир.

План
Вступление Человеку свойственно желание понять других. Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу?
Формулировка проблем исходного текста Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.
Связка
Комментарий проблемы: 1-й пример-иллюстрация из прочитанного текста + пояснение (значение) Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру. Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими».

Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Связка
Комментарий проблемы: 2-й пример-иллюстрация из прочитанного текста + пояснение (значение) Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным. Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Связка Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.
Позиция автора Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.
Собственное отношение к позиции автора Трудно не согласиться с мнением автора.
Обоснование собственной позиции Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно.

Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

Вывод (заключение) Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.