Суббота, 20 октября 2012 г

Сочинение

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске, в семье казаков. Его отец, Исаакий Семенович, погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать, Таисия Захаровна Щербак, была из семьи богатого землевладельца. В 1925 году семья переехала в город Ростов-на-Дону.

В 1939 году Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории. В 1941 году он окончил физико-математический факультет Ростовского университета, куда поступил в 1936 году.

Октябре 1941 года Александр был призван в армию, а в 1942 году, после обучения в артиллерийском училище в Костроме, был отправлен на фронт командиром батареи звуковой разведки. За свою службу он был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.

Однако, 9 февраля 1945 года Солженицын был арестован за критику действий И.В. Сталина в личных письмах к другу детства Николаю Виткевичу. 27 июля того же года он был осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Солженицын провел в лагерях с 1945 по 1953 годы. Он был заключен в Новом Иерусалиме под Москвой, в так называемой «шарашке» — секретном научно-исследовательском институте в поселке Марфино под Москвой, а также в одном из казахстанских лагерей.

В феврале 1953 года Солженицын был освобожден, но без права проживания в Европейской части СССР. Он был отправлен на «вечное поселение» и жил в ауле Кок-Терек Джамбульской области в Казахстане в период с 1953 по 1956 годы.

Александр Исаевич Солженицын стал известен не только своими литературными произведениями, но и историко-публицистическими работами об истории России XIX—XX веков. Он был выдающимся русским писателем, публицистом, историком, поэтом и общественным деятелем. Бывший диссидент, он активно боролся против коммунистического режима в России в течение нескольких десятилетий.

В последние годы жизни Солженицын придерживался консервативных взглядов и стал одним из духовных лидеров православно-патриотического движения в России.

Александр Солженицын: биография и литературная деятельность

3 февраля 1956 года Верховный Суд СССР принял решение о реабилитации Александра Солженицына, после чего он переехал в Рязань и начал работать учителем математики. Однако его литературная карьера получила настоящий размах в 1962 году, когда по особому разрешению Никиты Хрущева в журнале «Новый мир» был опубликован его первый рассказ под названием «Один день из жизни Ивана Денисовича». Этот рассказ был переделан по требованию редакции из повести «Щ-854. Один день одного зэка».

72 стр., 35504 слов

Все на Конкурс к 100-летию Александра Солженицына

... Блаженны изгнанные за правду…» В подоснове творчества Солженицыны, конечно же, русская жажда свободы во ... по конкретным числам), но истинное понимание «приварено» к сути вещей. 1962 год - год написания рассказа - это Солженицын, ... Александра Исаевича интересовало живое мнение человека, приехавшего с Украины. А.И. в ту пору, как я потом понял, собирал материалы к «России в обвале». Был разгар лета ...

«Один день из жизни Ивана Денисовича» вызвал огромный интерес и был выдвинут на Ленинскую премию. Однако коммунистические власти активно противодействовали его награждению. Несмотря на это, рассказ стал популярным и получил признание как в СССР, так и за рубежом.

В сентябре 1965 года архив Солженицына попал в Комитет государственной безопасности (КГБ), а дальнейшее издание его произведений в СССР было прекращено по распоряжению властей. Уже вышедшие книги писателя изымались из библиотек, а новые произведения стали распространяться через каналы «самиздата» и в издательствах за границей.

В ноябре 1969 года Солженицына исключили из Союза писателей, что еще больше ограничило его возможности для публикаций в СССР. Однако в 1970 году он стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Несмотря на это, Солженицын отказался от поездки в Стокгольм на церемонию вручения премии, опасаясь, что власти не пустят его обратно в СССР.

В 1974 году, после публикации в Париже книги «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицын был арестован. 12 февраля 1974 года состоялся суд, в результате которого он был признан виновным в государственной измене. Писателя лишили гражданства и приговорили к высылке из СССР на следующий день.

Александр Исаевич Солженицын, выдающийся русский писатель и общественный деятель, провел большую часть своей эмиграции в разных странах, таких как ФРГ, Швейцария и США. Солженицын прожил около 20 лет в США, но не просил американского гражданства и редко общался с представителями прессы и общественности, что привело к его прозвищу «вермонтский затворник». Он критиковал и советские порядки, и американскую действительность.

Во время своей эмиграции, Солженицын опубликовал множество произведений в Германии, США и Франции. Однако, в СССР его произведения стали публиковаться только с конца 1980-х годов. В 1989 году журнал «Новый мир» впервые опубликовал отрывки из его романа «Архипелаг ГУЛАГ».

16 августа 1990 года президентом СССР был восстановлено советское гражданство Александра Исаевича Солженицына. В этом же году он был удостоен Государственной премии за свою книгу «Архипелаг ГУЛАГ». В 1994 году писатель вернулся в Россию и в 1997 году был избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.

Александр Исаевич Солженицын умер дома в Москве, в 23 часа 45 минут 13 секунд 3 августа 2008 года.

Поближе познакомиться с великим русским писателем и деятелем можно.

Исходный текст

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

  • Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А.Солженицын)

Модель сочинения-рассуждения по тексту А. Солженицына

«Не стоит село без праведника», — так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на эту проблему, потому что она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.

К1. Формулировка проблемы исходного текста

Автор, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Я согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.

Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы.

Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

К4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души.

Заключение