Дорогие пятиклассники! Любите ли вы писать сочинения? Умеете ли работать над ним в классе и дома? Вряд ли кто, не задумываясь, утвердительно ответит на эти вопросы. Научиться писать сочинение трудно, но можно! Надо запастись терпением, проявить внимание, пробудить мысль, обратиться к материалам учебника по русскому языку и литературе, узнать много нового из других источников. Ну, а я, ваш учитель, постараюсь помочь в этом! Итак, вам предстоит впервые в этом учебном году написать сочинение по литературе. Оно должно быть построено в форме рассуждения. Рассуждать – значит высказывать своё мнение, суждение по какому-либо вопросу. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах. Композиция рассуждения: 1. Вступление (обоснование выбора темы) – тезис – утверждение (мысль, требующая доказательства или опровержения)или риторический вопрос (2-3 предложения) 2. Основная часть — обоснование (аргументация, доказательство основной мысли с примерами) 3. Заключение – вывод, итог (ваше отношение к тому, о чём написали) Прислушаемся к совету М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» Другими словами, у нас должен быть чёткий алгоритм действий:
а) Раскрыты ли тема и основная мысль? б) Соответствует ли заголовок сочинения его содержанию? в) Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления. Ещё раз внимательно перечитайте написанное.
Вспомним: Тема ученического сочинения – это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, то, о чём в сочинении говорится. Основная мысль сочинения (тезис) – это ответ на поставленный темой вопрос . Выбираем тему:
О чём можно написать в основной части каждой из предложенных тем? (Для удобства восприятия оформила это в виде таблицы)
Помним о главном: сочинение – это творческая работа! Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, — Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Н. Рыленков Успехов вам, дорогие мои ученики! |