Пересказ и характеристика произведения «Живи и помни» Распутина В.Г

Сочинение

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.

История создания

Повесть «Живи и помни» изначально не была запланирована автором. Он не думал о том, как лучше ее написать, не собирал по крупицам ценную информацию. В начале 1970-х годов у Валентина Григорьевича возникли материальные трудности. Исправить ситуацию ему помог договор на создание книги о строительстве коммунизма. Однако результатом его работы стало не идеологическое, а глубоко драматическое произведение.

Первоначально в газетах печатали только отрывки авторской повести. В 1974 году ее опубликовал журнал «Наш современник», а спустя год книга вышла отдельным тиражом. Критики оценили новизну и актуальность содержания, поэтому еще при жизни автор был удостоен литературных премий за работу над произведением. Оно неоднократно переиздавалось и было переведено на многие языки мира, в том числе на китайский, польский, английский, немецкий и норвежский.

Кто главный герой повести: дезертир Андрей или Настёна?

Давайте послушаем, что говорит сам автор. «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором не унимаясь талдычат почему-то все, а о женщине… Писателю не нужно, чтобы хвалили, а нужно, чтобы понимали». Вот с этих авторских позиций мы и будем рассматривать повесть. Хотя, конечно, образ Андрея довольно интересен в том плане, что писатель совершает глубокий анализ состояния человеческой души в кризисный момент её существования. В повести судьбы героев переплетены с судьбой народа в тяжелейший момент его истории. Итак, это повесть о русской женщине, «великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни» (А. Овчаренко).

6 стр., 2841 слов

В.Г. Распутин Живи и помни

... Повесть “Живи и помни” В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни ... повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»). Последующие повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” ...

Действующие лица , Основными героями повести являются:

  • сирота из-под Иркутска Настена — молодая женщина около 30 лет, работящая и терпеливая, с застывшим болезненным взглядом;
  • дезертир Андрей Гуськов — ровесник и супруг Настены, уроженец Атамановки, единственный ребенок в семье;
  • Федор Михайлович, отец Андрея, — конюх, открытый и простодушный человек;
  • Семеновна, мать Андрея, — хозяйка дома, женщина с непростым характером.

К второстепенным героям относятся:

  • инвалид Нестор — председатель колхоза;
  • Надька, подруга Настены, — вдова погибшего на фронте, мать троих детей, простая и задиристая молодая женщина;
  • конь Карька — животное, на котором ездил Нестор;
  • счетовод колхоза Иннокентий Иванович — пожилой житель деревни, старается быть в курсе всех новостей;
  • фронтовик Максим Вологжин — односельчанин Гуськова, вернувшийся с фронта;
  • односельчане Гуськовых Лиза Вологжина, дед Матвей, Василиса Рогова;
  • уполномоченный из Карды (посетил деревню с целью подписки на государственный заем).

Краткое содержание

В глухой сибирской деревне Атамановке жила семья Гуськовых. Андрей взял в жены Настену за 4 года до наступления войны. В 1941 г. его вместе с другими молодыми односельчанами забрали на фронт. Он служил около 3 лет, но летом 1944 г. получил тяжелое ранение в бою и был отправлен в Новосибирск на лечение.

Думая, что после выздоровления его комиссуют или отправят домой в отпуск, Андрей был крайне разочарован решением руководства сразу направить его в зону боев. Желая хоть день погостить у родных, он направился в Иркутск, но по дороге понял, что опоздал и стал дезертиром. Тайком он продолжил путь в родную деревню. В это время его уже искали работники военкомата.

3 стр., 1247 слов

Смысл названия и поэтика имен в повести В.Г. Распутина «Живи и помни»

... Уже после выхода повести, при её авторской доработке Валентином Распутиным образ Андрея Гуськова все более лишался оснований для прямолинейного толкования его как дезертира. Теперь это -- ... Идиллические «семейные» коннотации названия семейной игры переводятся в повести в драматический план. Антропонимы, или Поэтика имен главных героев повести -- Андрея Гуськова и Настены. Очевидно, фамилия Гуськов ...

Добраться до Атамановки дезертиру удалось только к середине января 1945 года — в пик морозов. В бане он украл топор и лыжи. Настена догадывалась, кто мог быть вором, и однажды ночью увидела в бане супруга. Он попросил женщину не рассказывать о встрече, не желая втягивать ее в свою тупиковую историю. Сам же укрылся в удаленной зимовке посреди тайги. Супруга продолжала навещать его.

В марте Настя и Андрей узнали о скором пополнении в семье. Радость омрачилась тем, что ребенка было необходимо выдать за незаконнорожденного. Весной отец Андрея обнаружил пропажу ружья. Невестка убедила его, что обменяла оружие на трофейные немецкие часы, чтобы продать их и сдать средства по государственному займу. На самом деле часы она получила от Андрея.

С таянием снега дезертир перебрался в дальнее зимовье. Пришел конец войне, а Настена продолжала навещать мужа, перебираясь в лодке на другой берег Ангары. Ее супруг думал покончить с собой, чтобы не испытывать позора. Свекровь заметила беременность невестки и выгнала молодую женщину из дома.

Будущую мать приютила подруга Надька, вдова с тремя детьми. Свекра терзала догадка, что отцом ребенка стал Андрей. Он просил женщину признаться, однако та молчала, поскольку была не в силах нарушить данную Андрею клятву. Но в деревне многие начали подозревать, что дезертир Гуськов укрывался рядом.

а Настеной организовали слежку. Однажды ночью она спешила к Андрею, чтобы предупредить о том, что его выслеживают, но заметила наблюдение и утопилась в Ангаре.

Образ Настёны

«В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича… Кто-то, хозяйничавший здесь, прихватил заодно с полки добрую половину листового табаку-самосаду и позарился в предбаннике на старые охотничьи лыжи». Топор-то спрятан был под половицей, – значит, взять его мог только тот, кто об этом знал, только свой. Именно об этом сразу же догадалась Настёна. Но эта догадка была для неё слишком страшной. В душе Настёны поселяется что-то тяжёлое и страшное. И вот среди ночи «дверь вдруг открылась, и что-то, задевая ее, шебурша, полезло в баню». Это муж Настены, Андрей Гуськов. Первые слова, обращённые к жене, были такими: — Молчи Настена. Это я. Молчи. Больше ничего не мог сказать он Настёне. И она молчала. Далее писатель «показывает, как, нарушив долг, человек тем самым ставит себя, пытаясь спасти жизнь, вне жизни… Даже самые близкие люди, его жена, отличающаяся редкой человечностью, не может спасти его, ибо он обречен своим предательством» (Е. Осетров).

Смысл произведения , Основой для названия повести стала фраза В. Г. Распутина:

Автор неспроста ставит героев в условия военного времени, поскольку в этот период открывается истинное лицо человека, его моральные ценности и установки. Писатель поднимает темы долга, акцентирует внимание на том, что каждый должен нести ответственность за поступки. Кроме того, им затрагиваются общечеловеческие проблемы жизни и смерти, предназначения человека.

3 стр., 1265 слов

Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского

... в Наполеоне. Лежа на Аустерлицком поле, князь Андрей перед лицом “высокого неба” освобождается от своей веры в Бонапарта, раскаивается. Он вернулся к вечному — семье, дому. Любовь Сони преображает Раскольникова, ... для князя Андрея жизнь близких людей не более священна, чем жизнь миллионов. ... сочинение. Смотрите также по произведению " ... о подвигах, подобных тем, какие он совершил. В середине XIX ...

Сюжет повести показывает, что в тяжелую минуту для Родины граждане должны делить общее горе, взять на себя посильную ношу по ее защите. Дети, женщины и старики в тылу обязаны производить все необходимое для победы. Мужчины и девушки на фронте защищают страну и облегчают страдания раненых в бою.

Тех, кто позволил себе слабинку и малодушие, ждет всеобщее презрение и возмездие. У них нет шансов на счастье и продолжение рода. Оступиться может каждый, но нужно находить в себе силы признавать ошибки, отвечать за них перед людьми и собственной совестью.

Помимо основной сюжетной линии в произведении отведено место авторским размышлениям о судьбе русской деревни. Во время войны многие поселки практически опустели. Очерствели от горя души людей.

Редкая человечность Настёны

В чём трагедия Настёны? В том, что она попала в ситуацию, которую разрешить не могла даже сила её любви, потому что любовь и предательство – две вещи несовместные. Но и здесь вопрос: любила ли она своего мужа? Что говорит автор о её жизни до встречи с Андреем Гуськовым? Настёна стала полной сиротой в 16 лет. Вместе с маленькой сестрой она нищенствовала, а потом работала на тёткину семью ради куска хлеба. И вот именно в этот момент Андрей предложил ей выйти за него замуж. «Настена кинулась в замужество, как в воду, — без лишних раздумий: все равно придется выходить…» И хотя в доме мужа ей пришлось работать не меньше, всё-таки это уже был и её дом. К мужу она испытывала чувство благодарности за то, что взял в жены, ввел в дом и поначалу даже не давал в обиду. Но потом возникло чувство вины: у них не было детей. К тому же Андрей начал поднимать на неё руку. Но всё равно она любила мужа по-своему, и главное – понимала семейную жизнь как верность друг другу. Поэтому, когда Гуськов избрал для себя этот путь, она без колебаний приняла его, как и свой путь, свою крестную муку. И вот здесь ярко проявляется разница между двумя этими людьми: он думал только о себе, охваченный жаждой выжить во что бы то ни стало, а она думала в большей степени о нём и о том, как лучше ему помочь.

Ей абсолютно не свойствен был тот эгоизм, которым наполнен был Андрей. Уже в первую встречу он говорит Настёне слова, которые, мягко говоря, не соответствуют их прежним отношениям: «Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни. Откуда хошь достану. У меня теперь рука на это твердая, не сорвется». Настёна нужна ему лишь как добытчик: принести ружьё, спички, соль. При этом Настёна находит в себе силы на понимание человека, попавшего в чрезвычайно трудную ситуацию, пусть даже и созданную им самим. Нет, ни Настёна, ни читатели не оправдывают Гуськова, речь всего лишь о понимании человеческой трагедии, трагедии предательства. Сначала Андрей и не помышлял о дезертирстве, но мысль о собственном спасении всё больше переходила в страх за свою жизнь. Он не хотел вновь возвращаться на фронт, надеясь, что войне скоро конец: «Как же обратно, снова под нули, под смерть, когда рядом, в своей уже старине, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно». В. Распутин в одной из бесед, посвященных этой повести, сказал: «Человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца». Гуськов на эту дорожку ступил ещё до самого факта дезертирства, т.е. внутренне он уже допускал возможность побега, направившись в обратную от фронта сторону. Больше он думает о том, что ему грозит за это, чем о недопустимости этого шага вообще. Гуськов решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ. И это противопоставление обрекло его не просто на одиночество среди людей, но и на ответное отторжение. Гуськов предпочел жить в страхе, хотя прекрасно понимал, что жизнь его в тупике. И ещё он понимал: только Настёна его поймёт и никогда не предаст. Она примет на себя его вину. Её благородство, открытость миру и добру – признак высокой нравственной культуры человека. Хотя она очень чувствует душевный разлад, потому что она права перед собою – но не права перед людьми; не предаёт Андрея – но предает тех, кого и он предал; честна перед мужем – но грешна в глазах свекра, свекрови и всей деревни. Она сохранила в себе нравственный идеал и не отвергает падших, она способна протянуть им руку. Она просто не может себе позволить быть невиновной, когда ее муж страдает от содеянного им. Эта добровольно принимаемая ею на себя вина – проявление и доказательство высшей нравственной чистоты героини. Казалось бы, она до последних дней жизни должна возненавидеть Андрея, из-за которого вынуждена лгать, изворачиваться, воровать, скрывать свои чувства… Но она не только не проклинает его, но и подставляет усталое свое плечо. Однако эта душевная тяжесть изматывает её.

2 стр., 767 слов

Андрей Штольц как «человек действия» (1)

... Штольц счастливы в семейной жизни. Они жили "как все, как мечтал и Обломов", но это не было растительным существованием. Они "думали, чувствовали, говорили вдвоем". "Человек действия" ... за него переводы. Да и впоследствии Андрей Штольц будет бескорыстно помогать своему другу во ... Андрее Ивановиче нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. Его деятельность направлена только на ...

Кадр из кинофильма «Живи и помни» … Не умея плавать, она рискует собой и будущим ребенком, но еще раз перебирается через реку, чтобы убедить Гуськова сдаться. Но это уже бесполезно: она остается одна с двойной виною. «Усталость перешла в желанное, мстительное отчаяние. Ничего ей больше не хотелось, ни на что не надеялось, в душе засела пустая, противная тяжесть». Увидев за собою погоню, она снова ощущает прилив стыда: «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза…». Настёна гибнет, бросившись в Ангару. «И не осталось на том месте даже выбоинки, о которую бы спотыкалось течение».

Композиционная структура и анализ

Жанр «Живи и помни» — повесть из 22 глав, которая относится к классической русской прозе. В тексте автор емко и лаконично отразил свое отношение к непростой жизненной ситуации. Она является одновременно философской, социальной и политической, поскольку в основе лежат проблемы смысла жизни и предназначения, общественные отношения.

4 стр., 1526 слов

Современный художник Солдатенко Андрей

... достаточно узкий круг людей. Моя работа будет подкреплена презентацией картин Андрея. А помнишь, как всё начиналось? Художник, так же, как поэт, Сюжет в себе переживает. Он оставляет ... или холсте, натяжении холста, оформлении в рамку, упаковку, доставку и др. Художник, художник! Полжизни на это убудет. И может случиться, что кто-то тебя не забудет и ...

Кратко выполняя анализ «Живи и помни», следует отметить композиционную структуру, в основе которой лежит антитеза. Особенно ярко это просматривается в противопоставлении образов трусливого Андрея и совестливой, доброй, отзывчивой Настены.

В композиции повести выделяются следующие части:

  • эпилог — знакомство с жизнью главных героев;
  • завязка — проводы Андрея на фронт;
  • развитие событий — ранение Гуськова, лечение в Новосибирске, известие о преждевременном возвращении в армию, решение героя о самовольном визите домой;
  • кульминация — самоубийство Настены, которая не смогла выдержать душевных мук в связи с предательством супруга;
  • развязка — дезертира Андрея ищут в деревне.

Раскрывая образы и внутренний мир главных героев, В. Г. Распутин использует прием психологизма. Показаны перемены в характере героев, причиной которых послужили определенные события в их жизни. Судьбой героини автор показал, что самопожертвование требует полной отдачи, самоотверженности. Писатель уверен, что это наиболее важное качество, обладатель которого может называться человеком.

Поступок молодой женщины, сознательно жертвующей жизнью, — проявление высшей справедливости. Он заслуживает нравственного оправдания. Преданность не избавила Настену от страданий.

А что же Андрей?

Мы видим постепенное падение Гуськова, падение до звериного уровня, до биологического существования: убийство косули, теленка, «разговоры» с волком и т. д. Настёна всего этого не знает. Возможно, зная это, она и приняла бы решение уехать из деревни навсегда, но она жалеет мужа. А он думает только о себе. Настёна пытается повернуть его мысли в другую сторону, к ней, и говорит ему: «Как же со мной-то быть? Я же середь людей живу – или ты забыл? Что я им, интересно, скажу? Что я скажу твоей матери, твоему отцу?» И в ответ слышит то, что и должен был сказать Гуськов: «Плевать нам на всё». Он не думает о том, что отец обязательно спросит у Настены, где ружье, а мать заметит беременность – надо будет как-то объяснять. Но его это не волнует, хотя и его нервы на пределе: он злится на весь мир – на зимовье, что поставлено на долгую жизнь; на воробьёв, что громко чирикают; даже на Настену, что не помнит причиненного ей зла. Нравственные категории постепенно становятся для Гуськова условностями, которым надо следовать, живя среди людей. Но он же остался наедине с собой, поэтому для него остаются только биологические потребности.

1 стр., 456 слов

Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»

... в результате этого соседства Василий Андреевич узнал о том, что преподаватель играет со своим учеником в игру на деньги. Увидев все собственными глазами, Василий Андреевич сказал «удивленным, если не сказать, ... школьной учительницы. Когда Лидия Михайловна прямо, ничего не скрывая, сказала, что играет с рассказчиком в «пристенок», Василий Андреевич «задыхался», как будто ему совсем не хватало воздуха. ...