ТЕКСТ:
(1)Радость познания возбуждает в человеке потребность учиться. (2)Человек становится счастливым, если эта потребность не только не угасает с годами, но ещё более распаляется.
(3)То, что всем надо учиться, общеизвестно. (4)Но что значит учиться – в этом мало кто отдаёт себе отчёт. (5)Или пользуется обывательскими выражениями.
(6)Говорят, что учение есть приобретение знаний. (7)Но разве дело только в этом? (8)Если человек имеет только знания и ничего другого – это страшный человек, беспринципный и даже опасный. (9)И чем больше он будет иметь знаний, тем опасней и бесполезней для общества он будет. (10)Ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. (11)Конечно, каждый обучающийся должен приобретать профессию. (12)Но представьте себе человека, у которого за душой нет ничего, кроме его профессии. (13)Для меня такой человек неприятен и неприемлем. (14)Никому нет от него радости. (15)И ещё хорошо, если из
него получится просто сухой ремесленник. (16)А если это бездушный чиновник или администратор? (17)Формальный, беспринципный? (18)Это уже беда. (19)Вместо этих обывательских определений учёбы я выскажу некоторые суждения, правда, может быть, несколько односторонние или слишком краткие, чтобы
быть очевидными, но зато, на мой взгляд, утверждающие человечность и жизненность.
(20)Начну с определения знания.
(21)Знание есть любовь. (22)Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, – это плохой ученик.(23)Знающая любовь не имеет для себя никаких концов и ограничений. (24)Она хочет бесконечности. (25)Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. (26)Но в
этой бесконечности он не теряется, не чувствует себя в ней бессильным ничтожеством. (27)Наоборот, потенциальная бесконечность знания привлекательна для тех, кто понимает знание как любовь.
(28)Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто своё личное, бесконечно родное. (29)Геометрия, если я изучил её и понял, – моя, родная и близкая наука. (30)Любить – значит стремиться к порождению. (31)Если я полюбил какую-то истину, это значит, что эта истина вот-вот породит новую истину.
По трилогии Антона Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
... В рассказе «О любви» всё ещё угрюмее. А точнее, просто герои рассказа пытаются понять, что значит любовь? И почему это чувство порой зло играет человеком. И почему это человек влюбляется не в ... человек в футляре»? Человеческое существо, которое живёт в собственном узком мирке и которому просто противопоказанна жизнь вне футляра. ... мечта – иметь у дома крыжовник. Мечты сбылись в итоге, но какой ценой. От ...
(32)Знать и любить – это значит бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. (33)А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. (34)Знать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а защищать и от-
стаивать их. (35)Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовиться к подвигу жизни. (36)Наука требует сосредоточенности, а это не сразу даётся. (37)Наука требует любви, а это требует воспитания. (38)Но ученик пусть не думает, что всё зависит от старших. (39)Истинный ученик – уже самостоятельный человек, он несёт ответственность за себя. (40)Кроме того, он должен задумываться о всеобщем благе. (41)Знать и любить – это значит быть вооружённым против зла, следовательно, воспитать в себе силу духа. (42)Если ученик не испытывает любви, не чувствует своей ответственности за всё и всегда, даже при изучении самой скромной теоремы, это плохой ученик.
(43)Знания и любовь, родина и подвиг, вооружённость против зла – это альфа и омега всякой учёбы. (44)Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук своим стремлениям. (45)Я бы сказал даже ещё проще: быть учеником – значит быть живым человеком. (По А.Ф. Лосеву)*
(19)Вместо этих обывательских определений учёбы я выскажу некоторые суждения, правда, может быть, несколько односторонние или слишком краткие, чтобыбыть очевидными, но зато, на мой взгляд, утверждающие человечность и жизненность.(20)Начну с определения знания.(21)Знание есть любовь. (22)Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, – это плохой ученик.(23)Знающая любовь не имеет для себя никаких концов и ограничений. (24)Она хочет бесконечности. (25)Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. (26)Но вэтой бесконечности он не теряется, не чувствует себя в ней бессильным ничтожеством. (27)Наоборот, потенциальная бесконечность знания привлекательна для тех, кто понимает знание как любовь.(28)Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто своё личное, бесконечно родное. (29)Геометрия, если я изучил её и понял, – моя, родная и близкая наука. (30)Любить – значит стремиться к порождению. (31)Если я полюбил какую-то истину, это значит, что эта истина вот-вот породит новую истину.(32)Знать и любить – это значит бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. (33)А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига.
Материал к . Что я люблю и не люблю в людях?
... что ли около себя. А заполнить эту пустоту может только поистине верный человек. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Не люблю в людях предательство, способность в ... знал: его ждёт измена, ложь… Как страшно столкнуться с этим в жизни! Сразу вспоминаются те сложные философские вопросы, что встали перед Пьером: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ...
(34)Знать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а защищать и от-стаивать их. (35)Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовиться к подвигу жизни. (36)Наука требует сосредоточенности, а это не сразу даётся. (37)Наука требует любви, а это требует воспитания. (38)Но ученик пусть не думает, что всё зависит от старших. (39)Истинный ученик – уже самостоятельный человек, он несёт ответственность за себя. (40)Кроме того, он должен задумываться о всеобщем благе. (41)Знать и любить – это значит быть вооружённым против зла, следовательно, воспитать в себе силу духа. (42)Если ученик не испытывает любви, не чувствует своей ответственности за всё и всегда, даже при изучении самой скромной теоремы, это плохой ученик.(43)Знания и любовь, родина и подвиг, вооружённость против зла – это альфа и омега всякой учёбы. (44)Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук своим стремлениям. (45)Я бы сказал даже ещё проще: быть учеником – значит быть живым человеком. (По А.Ф. Лосеву)*