А. Пушкин — наш современник

А. Пушкин — наш современник. Это имя сопровождает чело­века всю жизнь. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Пушкиным, с его стихотворениями и поэмами, по­вестями и романами, трагедиями и сказками. Впервые в ран­нем детстве ребенок слышит чудесные сказки Пушкина. В юно­шеские годы перед ним открывается новый, удивительный мир поэта. Но по-настоящему Пушкин волнует и покоряет, когда его изучают глубоко.

Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщину, со всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литерату­ры и искусства, все, кому дорога поэзия. В этот день на земле великого русского поэта проходит Пушкинский праздник. Люди идут в гости к живому Пушкину — величайшему поэту. Это имя понятно на любом языке. Этот год — юбилейный. Алек­сандру Сергеевичу исполняется двести лет со дня рождения. Весь мир благоговейно склоняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником — незаменимым со­беседником, задушевным другом. Украинский поэт В. Олейник утверждает, что Пушкина наряду с Шевченко в каждом доме исповедуют как национальную святыню. Подтверждением его слов есть высказывание Д. Н. Журавлева: «Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не помечена красным цветом дата шестого июня. Пусть это будет рабочий день, но страни­ца — красная. Это же день рождения Пушкина! Он дал нам всю русскую литературу, всю!» Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.

Почему же все, что связано с именем великого поэта, беско­нечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью че­ствуют Пушкина миллионы?

Вйервые услышав строки:’

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! —

мы повторяем эти слова, и они становятся первой клятвой вер­ности Родине, ее бессмертной поэзии, умеющей поднять челове­ка на вершину подвига,

А. С. Пушкин — родоначальник одной из величайших лите­ратур мира, основатель русского реализма с его передовыми тра­дициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гоголя, «при имени Пушкина тотчас осе­няет мысль о русском национальном поэте…» Русской земле нужен был такой поэт, как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Ба­тыя до Наполеона. Он был нужен ей, как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.

3 стр., 1417 слов

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения «Москвич Пушкин» ...

... великого уроженца. 2. Открытие памятника поэту на Тверском бульваре. Речь Достоевского. V. Сообщение творческого задания Мы с вами пишем не просто изложение, а изложение с элементами сочинения. Вам предлагается на выбор ... (карта имеется в «Дневнике московского школьника. 5–11-е классы». М., 1998), выставка книг по теме «А.С. Пушкин в Москве». Ход урока I. Вступительное слово учителя Между ...

И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин — наш со­временник, наш друг, учитель.

Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был ве­личайшим патриотом земли русской. И мы благодарны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим и на нее пушкинскими гла­зами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспых­нули в его кристальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне. твоя прощальная краса…

Снежным зимним утром мы вспоминаем с детства запав­шие в душу строчки о русской зиме:

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Идут годы… Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. У каждого возраста свой Пушкин. И снова мы находим в нем что-то новое, неведомое. Он всегда оказывается рядом. Его творчество возникает перед нами в са­мых разных жизненных случаях, как плечо бескорыстного дру­га. Не о нашем ли времени эти слова?

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Получилось, будто сам поэт нас успокаивает. Так Пушкин и сегодня учит нас смелости, учит не робеть перед опасностью, мужественно преодолевать трудности.

Он, конечно, был прав, когда писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделен­ной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил? Самые светлые, добрые и самые благородные чувства Пуш­кина становятся примером, которому мы следуем.

У Пушкина нет возраста. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклоннос­ти.

Пушкин делает нас сильнее, непреклоннее в защите добра и разума, человеческого достоинства, свободы.”Он делает нас силь­ными потому, что учит любить Родину, ее историю, ее славу.

Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родио­новна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде все­го сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произве­дения талант, душу, совесть. Значит, Пушкин – современен и сегодня. И будет современен завтра, и всегда! Закончить сочине­ние хочу словами В. Г. Белинского: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающим­ся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжаю­щим развиваться в создании общества. Каждая эпоха произно­сит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь но­вое и более верное*.

16 стр., 7531 слов

Моя любимая сказка пушкина по сказке о рыбаке и рыбке 4-5 класс

... злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу. Еще больше сочинений на тему: «Золотая Рыбка»: Источник: http://5klassnik.ru/po-avtoram/pushkin/662-sochinenie-zolotaya-rybka.html Сочинение про сказку Золотая рыбка Пушкина ... сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как ...