Почему подростки жестокие

Сочинение

«Подростковая жестокость (По тексту В.Н.Куприна)»

Прежде, чем выложить данное сочинение, я хотела бы представить начало и конец текста, по которому, собственно, и было написано данное сочинение, для того, чтобы не возникало путаницы.

«В воскресенье должен был решаться какой-то вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтобы пришли все. „А ты улыбайся!“ — вдруг услышал я крик своих детей. Мы с председателем обернулись: дети азартно, со всей силы, расстреливали снежками вылепленные из снега фигуры: и папу, и маму, и себя, и всю родню…»

В данном тексте В. Н. Куприна представлена проблема жестокого отношения подростков между собой, а также ее быстрого распространения.

Автор рассказывает о том, как ребята играли в футбол, и играли они очень жестоко. Вдруг одному из мальчишек попало мокрым мячом по лицу, и остальные ребята «под дружный хохот» сказали, чтобы он улыбался. «Подросток вспыхнул, но одёрнулся, но я заметил, что глаза его стали жестче, а играть он стал злее и затаённей. Охотился за мячом, ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в ближайшего соперника…»

Автор считает, что жестокое отношение среди подростков очень сильно распространено, быстро передается от одного к другому и приобретает огромные масштабы, и эту ситуацию нужно искоренять.

Я согласна с мнением автора. В подтверждение своей позиции я приведу два аргумента. Первый я возьму из книги В. К. Железнякова «Чучело». Лена Бессольцева берет на себя вину Димы Сомова, ее нового одноклассника, рассказавшего их классной руководительнице Маргарите Ивановне, куда все ребята сбежали с урока, в результате чего она становится главным объектом издевательств со стороны ребят. Они объявили ей бойкот и даже несколько раз избивали девочку. Дима же не только не признался ребятам в своем «проступке» перед ними, но и присоединился к ним в издевательствах над Леной.

Второй аргумент я приведу из произведения В. Г. Распутина «Уроки французского». Володя — главный герой, одиннадцатилетний мальчик, переехавший учиться в город. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал себе на рубль стакан молока для лечения. Рубль этот он зарабатывал, выигрывая в «чику». Каждый раз, получая нужную сумму, Володя выходил из игры. Но однажды ребята не дали ему уйти, заставив его играть дальше, а Вадик, лучший игрок, и, по-видимому, лидер «шайки» игроков, спровоцировал драку, в результате которой Володя был избит. Ребята проявили жестокость и мстили.

3 стр., 1252 слов

Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро

... Сочинение 2 Действие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы, никогда не рыбачивший Володя. Ребята познакомились недавно. В рассказе ... несмотря на внешнюю пылкость и непоседливость. Автор с глубокой симпатией относится к ... опыта и мудрости. Оба героя способны по-настоящему дружить, вовремя прийти на ...

Опираясь на все выше сказанное, я могу утверждать, что жестокое отношение подростков друг к другу есть и сейчас, а поскольку данные произведения, из которых я брала аргументы, читают в школе и в настоящее время, то можно сказать, что эта проблема по сей день остается актуальной.

Сочинение В чём причины подростковой жестокости?

Многие задаются вопросом: «В чем причины подростковой жестокости?» Но так ли легко дать на него ответ? Ведь люди, вступающие во взрослую жизнь, часто неуравновешенны, не имеют жизненного опыта, не знают, как правильно себя вести в той или иной ситуации, поэтому причины зарождения жестокости среди подростков могут быть самыми разными, однако чаще всего это равнодушие взрослых к проблемам ребенка.

Страшно представить, что могло бы вырасти из Васи, героя повести В.Г.Короленко «Дети подземелья», если бы он не встретил Тыбурция, Валека и Марусю, подаривших мальчику ощущение любящей семьи, чего не мог дать ребенку собственный отец, отстранившийся от Васи после смерти жены.

Однако агрессию ребенок может перенять и непосредственно от самих родителей.

Достаточно вспомнить Вовку Бурьянова из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Отец мальчика, Федор Ипатыч Бурьянов, отличался прагматичной жестокостью. Например, у его многочисленных собак век был достаточно короток даже по собачьим меркам, ведь мужчина считал, что животное должно жить только до тех пор, пока оно может сторожить двор. Как только пес старел, Бурьянов убивал его.

И это же перенял Вовка. Он пытается торговать щенком, которого собирался утопить.

Причиной жестокого поведения некоторых подростков является желание утвердить себя как безоговорочного лидера. Таков Вадик, герой рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Как только рослый семиклассник увидел, что одиннадцатилетний, страдающий от недоедания, мальчик из бедной деревенской семьи стал обыгрывать подростка в «чику», то вместе с приятелями сильно избил ребенка, дабы сохранить авторитет лучшего игрока и самому «срывать банк».

Еще одной причиной жестокого поведения подростков по отношению к окружающим является негативное влияние среды, в которой ему приходится существовать.

Достаточно вспомнить повесть В. К. Железнякова «Чучело». Один из героев произведения, Дима Сомов, рассказывает руководителю класса, Маргарите Ивановне, о том, что ребята сбежали с уроков. Но Лена Бессольцева, которой нравился Дима, взяла его вину на себя. Девочку стали травить. И самое страшное, что Сомов, естественно, знавший правду, не только не вступился за Лену, но и примкнул к классу.

Таким образом, причин подростковой жестокости много. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

14 стр., 6963 слов

Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...

... подростков к народному творчеству. В приложении представлены варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей и организация культурно-досуговой деятельности ... об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного ...

Но оправдания ее нет и не может быть, поскольку бессердечность нельзя перерасти. Путь жестокости может привести только к преступлению.

Полезный материал по теме:

  1. В чём причины жестокости?
  2. В чем причины человеческой жестокости?
  3. В чем причины жестокости? пример
  4. В чём причины жестокости людей
  5. В чем по-вашему могут причины проявление жестокости?

В этой статье речь пойдет о жестокости детей. Вы узнаете, почему дети бывают жестокими, кто виноват и как бороться с этой проблемой.

Жестокие дети: как они проявляют свою жесткость?

От некоторых новостей и историй даже взрослые, повидавшие виды, приходят в шок. Истории о том, как школьники жестоко мучили кота и довели его до смерти, с удовольствием наблюдая за его агонией. Истории о том, как подростки жестоко избили толпой подростка. Истории о том, как жестокие дети обращаются со своими пожилыми бабушками и дедушками.

Как они проявляют свою жесткость?? Жестокие дети были всегда. По статистике до 10% преступлений совершаются несовершеннолетними лицами. Согласно исследованиям экспертов 6% школьников готовы на убийство, если им за это заплатят.

В документальном фильме «Ген жестокости» проводили эксперимент. Шесть подростков просматривали сцены насилия, и в это время на детекторе фиксировались их реакции на увиденное. Всего у одного подростка сцены насилия вызывали чувство сопереживания, сочувствия, жалости.

Перечислять все факты детской жестокости нет смысла, да и не хочется. Вместо этого хочется понять, почему дети, которые не имеют большого жизненного опыта, могут быть настолько жестокосердными. Что же ожидать в дальнейшем от таких детей? Как с этим бороться? Как предотвратить?

Жестокие дети

Тот, кто считает бесполезной жизнь любого живого существа, в один момент может прийти к выводу о бесполезности жизни человека. Эти слова принадлежат Альберту Швейцеру, немецкому теологу. Многие считают, что жестокие дети становятся убийцами и насильниками, если в детстве они мучили животных. Статистика показывает, что это правило не всегда работает. Например, известный убийца Чикатило любил животных.

Проявление жестокости может быть осознанным и неосознанным. В случае осознанной жестокости ребенок получает удовольствие от того, что другому существу больно. Осознанная жестокость проявляется ребенком на регулярной основе. Неосознанная жестокость может проявиться, когда ребенок познает мир. Он еще не знает, что его действия могут навредить животному или человеку, но хочет это сделать, чтобы посмотреть, что будет. Примеров неосознанной жестокости можно привести множество. Например, ребенок может оторвать крылья бабочке, чтобы посмотреть, как она улетит.

Важно: Нельзя спускать с рук неосознанную жестокость ребенка. Важно объяснить ребенку, что так делать категорически запрещено. Нужно, чтобы он понял, что каждая жизнь очень важна и бесценна, и он, ребенок, не имеет права ее оборвать.

Часто детская жестокость проявляется в толпе. В каждом социальном обществе есть «аутсайдеры» — люди, ставшие объектами насмешек, изгои. В подростковом обществе «аутсайдеры» часто подвергаются травле. Подростки толпой могут издеваться над ребенком, хотя поодиночке этого не сделал бы никто.

3 стр., 1091 слов

Подростковая жесткость и ее причины

... в общество. Итак, факторов, влияющих на формирование жестокости, очень много. Я назвал лишь основные, очень важные причины распространения жестокости среди подростков. 2 вариант Всем известно, что самые жестокие на земле люди – это дети, ... этого самостоятельно, на помощь могут прийти родители или друзья. Также читают: Картинка к сочинению Подростковая жесткость и ее причины Популярные сегодня темы

Жестокость подростков

Жестокие дети: откуда берется жестокость, причины детской жестокости

Причины детской жестокости не всегда лежат на поверхности. Принято считать, что если дети жестокие, значит они из неблагополучной семьи. Часто бывает так, что причина детской жестокости кроется в семье. Однако есть много примеров того, что дети из вполне благополучных семей вырастают жестокими.

Существует целый ряд причин, почему дети становятся жестокими. Рассмотрим их:

  • Генетическая форма жестокого или агрессивного поведения. Ученые исследовали мозг убийц, жестокость которых нельзя было связать с насилием в семье или школе, ни с беспризорностью. Они обнаружили аномалии головного мозга и пришли к выводу, что если человек имеет определенный ген, то он может пойти по пути криминала. Положительная окружающая среда лишь может ослабить генетическую программу поведения.
  • Семейные причины. Нехватка родительской любви, равнодушие, несправедливое наказание, неправильное воспитание, агрессия родителей, вседозволенность или жизнь полная запретов. Если в семье принято жестоко обращаться с животными или людьми, не стоит удивляться тому, что дети тоже вырастут жестокие.
  • Социальные причины. Желание ребенка самоутвердиться в обществе сверстников, агрессия в ответ на незаслуженное порицание, травля кого-то из сверстников под влиянием толпы. Ситуация усугубляется тем, что в последнее десятилетие стало привычным выставление частной жизни напоказ. Подростки часто снимают жестокие сцены насилия и выкладывают ролики в социальных сетях. Тем самым собирая лайки и множество просмотров, ведь эти ролики вызывают сильные эмоции. Не стоит и говорить, что для пострадавшего ребенка такая жестокость может стать причиной трагедии. Известны случаи, когда пострадавшие подростки заканчивали жизнь самоубийством, не справившись с унижением и моральной болью.
  • Компьютерные игры, телевидение. Часто причины детской жестокости кроются на самой поверхности. Начиная с дошкольного возраста дети смотрят множество мультфильмов, которые изобилуют жестокими сценами. Маленький ребенок начинает считать жестокость нормой. Подрастая, дети начинают играть в компьютерные игры, которые также богаты сценами убийств, жестокости и насилия. Многие родители не контролируют тот контент, который смотрят их дети. Прикрываясь занятостью, работой и своими делами, они оставляют выбор контента на усмотрение самих детей.
  • Равнодушие педагогов. Часть вины за жестокость детей ложится на педагогов. Известны случаи, когда учитель скрывал от родителей факт издевательств над ребенком. Некоторые педагоги предпочитают не вмешиваться в детские разборки, считая, что они сами разберутся. В свою очередь, не каждый ребенок может рассказать родителям, что происходит с ним в школе из-за страха последствий или просто потому, что родители относятся несерьезно к его проблемам.

Важно: Так кто же виноват в том, что дети становятся жестокими? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Причины жестокости детей

Можно обвинить кого угодно: школу или садик, телевидение, компьютерные игры, жестокое общество других детей. Но все же специалисты самые глубокие корни детской жестокости находят в семье. Свое начало детская жестокость берет из отчего дома. Недаром ответственными за совершение преступлений детьми до 14 лет вина возлагается на родителей.

8 стр., 3549 слов

Можно ли оправдать жестокость?

... на самом деле. Хоть это и дети, но такую жестокость оправдать нельзя, так как не стоит относиться к человеку плохо, ... Можно ли оправдать жестокость? (сочинения с примерами из литературы) Жестокость – это ... Оскара Уайльда «» затрагивается тема жестокости и бессердечия. Талантливый художник ... жестокость – это безжалостные действия, то на ум мгновенно приходит вопрос. Можно ли оправдать такие деяния? ...

Жестокие дети: как предотвратить детскую жестокость?

Важно: Родители имеют все возможности для того, чтобы вырастить ребенка нормальным человеком. Но для этого нужно прилагать усилия. Воспитание ребенка заключается не только в таких понятиях, как накормить-одеть-обуть.

Кроме этого родители должны быть внимательными к проблемам своих детей. Хотя многим они кажутся незначительными, но, поверьте, для ребенка его проблемы очень значительны. Родители должны развивать таланты своего ребенка, расширять его кругозор, выстраивать доверительные отношения с ребенком, научиться его уважать.

Советы, как предотвратить детскую жестокость:

  1. Начните воспитание детей с себя. Подумайте, какой пример подаете вы своему ребенку? Чему учите? Если вы хотите, чтобы ребенок вырос добрым, ответственным, порядочным человеком, начните с себя. Личный пример дороже миллионов поучительных бесед.
  2. Уделяйте своему ребенку много внимания, любви. Дети, которых любят, редко становятся жестокими. Хвалите ребенка за его успехи, почаще говорите, что любите. Ребенок должен знать, что его любят безусловно и без причин.
  3. Постарайтесь выстроить доверительные отношения. Советуйтесь с ребенком по любым вопросам, он должен знать, что его мнение важно. В свою очередь, он будет рассказывать вам о своих переживаниях и событиях, происходящих в школе, в компании друзей.
  4. Станьте для ребенка тылом и поддержкой, но не заключайте его в жесткие рамки. Чтобы у ребенка не было желания вырваться за пределы этих рамок.
  5. Вместе с этим не должно быть чувства вседозволенности. Свобода вашего ребенка заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Ребенок с детства должен научиться понимать, что не все грани можно переходить.
  6. Нельзя допускать жестокого наказания по отношению к ребенку. Побои со стороны родителей дети запоминают на всю жизнь. Потом свою обиду и злость они начнут вымещать на других людях или животных. Наказывать детей нужно, если они провинились, но не с помощью жестокого рукоприкладства.
  7. Фильтруйте ту информацию, которую смотрит и читает ваш ребенок. Нельзя допускать полное самостоятельное погружение ребенка в Интернет, где зачастую отсутствуют правила, этика и справедливость.
  8. С детства приучайте ребенка к состраданию, сочувствию к людям и животным. В качестве наглядного примера подойдут воспитательные беседы в спокойном тоне, рассказы о доброте и поучительные истории, забота о животных.
  9. Научите ребенка выражать свое мнение и эмоции спокойно, конструктивно, без агрессивного доказывания своего мнения другим. Важно научиться договариваться и мирно решать конфликтные ситуации.
  10. Научите ребенка правильно реагировать на тех, кто попытается его травить, насмехаться или обижать: не обращать внимания, переводить в шутку, не провоцировать, не позволять себя ударить.
  11. Учите ребенка тому, что в компании его друзей и в обществе, в целом, не должно быть отвергнутых и униженных людей. Внимательно следите за тем, с кем дружит ваш ребенок.
  12. Постарайтесь воспитать ребенка так, чтобы он был уверен в себе. Если подросток уверен, что он сильный, он не станет доказывать это кулаками тем, кто так не думает.
  13. Обсуждайте с ребенком книги, фильмы, события. Это заполнит культурный вакуум.
  14. Не закрывайте глаза на проступки своих детей. Не изменяйте правилу: за преступление следует наказание. Учите ребенка с детства быть ответственным за свои поступки. Рамки дозволенного должны быть четко определены.
  15. Найдите ребенку занятие по душе, где он сможет самоутвердиться, реализовать свой талант. При этом ориентируйтесь на таланты и желания ребенка, а не на свое видение собственного ребенка.

Как предотвратить жестокость ребенка?

12 стр., 5781 слов

Насилие на телевидении: угроза обществу или правда жизни?

... может идти и речи! Дети должны воспитываться в атмосфере доброты и любви, насмотреться на тяготы жизни они успеют.) Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и ... кинофильмов, содержащих сцены насилия, секса, а также нецензурные выражения. Телевидение оказывает гораздо большее влияние на человеческую психику, чем нам кажется. Дети в наше время воспитываются на боевиках и ...

Жестокие дети: как бороться с детской жестокостью?

Важно: Если вы заметили, что ваш ребенок с детства стал проявлять систематическую жестокость к животным — это тревожные звоночки. Если ребенок любит причинять боль другим детям, например, младшему брату или сестре, друзьям в песочнице или садике, нельзя халатно к этому относиться.

Не стоит выбивать клин клином. В ответ на вашу жестокость, крик или физическое наказание ребенок еще сильнее озлобится, но теперь он может затаить злобу и проявлять ее тогда, когда родитель не узнает, не увидит.

В этом случае необходимо сделать все для того, чтобы понять причины жестокости своего ребенка и остановить ее.

Что делать:

  1. Попытаться разобраться, что не так в вашей семье. Уделять ребенку больше внимания, разговаривать, проводить с ним время. Не путайте этот пункт со вседозволенностью. Если потакать всем капризам ребенка и спускать на тормоза все его выходки, можно вырастить настоящего монстра.
  2. Если вы видите, что ваша работа над собой, семьей и ребенком не дает результатов, обратитесь вместе с ребенком к психологу. Не жалейте на это ни сил, ни времени, ни денег. Иначе последствия могут быть не очень хорошими. В детстве перевоспитать ребенка еще можно, когда вырастет, останется только пожинать плоды.
  3. Займите ребенка активным спортом, дайте возможность ему там сбросить с себя весь негатив, злость. Пусть ребенок тратит силы на спорт, чем издевается над животными или сверстниками. Пусть там доказывает свою силу и ловкость.
  4. Контролируйте то, чем ребенок занимается. Если он целый день играет в компьютерные игры, займите его активными играми на свежем воздухе. Но не давите авторитетом, а постарайтесь заинтересовать.
  5. Если ребенок попал в плохую компанию, сделайте все возможное, чтобы он поскорее и наименее безболезненно расстался с «плохими» друзьями.

Что делать, если ребенок проявляет жестокость

Советы о том, как предотвратить детскую жестокость, подходят и для тех, кто видит что его дети становятся жестокими. Только в данном случае родителю нужно быть еще более внимательным.

Жестокие дети — это не феномен, не что-то из ряда вон выходящее. Педагоги не удивляются детской жестокости, потому что сталкиваются с ней достаточно часто. Если для вас это стало открытием, не удивляйтесь. Занимайтесь воспитанием своих детей ответственно, чтобы ваши «цветы жизни» не натворили бед во взрослом возрасте.

Завершить статью хочется словами Антуана де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Мы в ответе за своего ребенка, не забывайте это.

1 стр., 448 слов

Июня День защиты детей

... вырастите достойного уважения человека. 4 класс. 7-8 предложений 1 июня День защиты детей Несколько интересных сочинений Печорин – настоящий представитель своей эпохи, поэтому автор назвал так творение «Герой нашего времени». Ведь на фоне происходящих событий того ...

Насилие среди детей и подростков статья

Насилие среди детей и подростков.

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, самоубийство. Жертвами насильственных действий подростков чаще всего являются их сверстники.

Насильственные действия — это намеренное использование силы, для нанесения вреда другому человеку. Начиная с 1980 г. проблема подростковой преступности неуклонно растет. Это может происходить из-за ряда причин: увеличения насилия в СМИ, поразительной доступности огнестрельного оружия и нехватки надлежащего руководства дома. Многое нужно сделать, чтобы остановить эту проблему, но начинать надо с семьи».

Одним из факторов развития агрессии может быть травля, запугивание. Иногда один или группа начинают преследовать более слабого сверстника. Это может быть систематическое избиение, распускание слухов, другие издевательства. Дети, которые попали в такую ситуацию, находятся в состоянии перманентного испуга, избегают ходить в школу, нередко становятся изгоями. В критических ситуациях загнанные в угол подростки, не находя помощи у взрослых, принимают решительные меры. Это может быть ярость, направленная на других, или — самоубийство. Очень часто полученная в детстве травма откладывает отпечаток на всю жизнь. Самый опасный фактор риска, на мой взгляд,- негативное поведение друзей и одноклассников. Родители всегда должны знать, где и с кем их дети проводят время, и всячески поощрять здоровое поведение

Огромное значение имеют социально-экономические причины: жестокие преступления подростков – новое явление в преступном мире. Чем они моложе, тем более порочны, бесчеловечны, абсолютно не боятся наказания, закона. Обычно эти ребята из неполных или так называемых неблагополучных семей. Эти эмоционально травмированные молодые люди зачастую сами являются жертвами физического или сексуального насилия. Жизнь их бесцельна, прошлое не имеет никакого смысла, а будущее — надежды. Потрясают не только необъяснимо зверские преступления, но и отсутствие какого-либо раскаяния. Главная причина, на мой взгляд, не только в самом факте распада семьи, а в том, что за этим следует — в потере отца как опоры семьи и бедности».

Осознают ли подростки последствия своих преступлений? Ответ зависит от того, какое у них было прошлое, в какой среде они воспитывались? Думается, что подростки совершают преступления вследствие гнева, зависти или, чтобы «стать своим». Подростки, которые живут в агрессивном, враждебном и жестоком доме или районе, часто берут пример со старших, тех, кто уже прошел этот разрушительный путь. Дети должны украсть или убить, и тогда они будут приняты в это сообщество, станут своими.

Часто несовершеннолетние дети совершают преступление из зависти. Если мальчик или девочка видят у другого ребёнка что-то, о чем они мечтают, но не могут иметь, то от злости и зависти они могут совершить кражу или убийство. Однако попадая в тюрьму или колонию, подростки превращаются в законченных преступников. Эти дети нуждаются в помощи, в ком-то, кто мог бы поговорить с ними, дать добрый совет.

Еще один серьезный фактор современной жизни — различные молодежные группировки, которые отличаются большой степенью агрессивности, зачастую связаны с криминалом, ведут постоянную борьбу за контроль над территорией. Некоторые такие объединения отличаются ненавистью ко всему чужому, не похожему на них.

43 стр., 21130 слов

Лирика большой личности всегда приобретает характер всеобщности

... личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Общество влияет на человека и прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. ... «Хлеб для собаки» Примерные темы сочинения по направлению: «Я и другие» ... мнения окружающих? Тема #14 . Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию ... Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» — роман, где затрагиваются ...

Молодежные банды становятся растущей проблемой в нашем обществе. Молодые люди вступают в группировки по разным причинам. Одни не знают, чем заняться после школы, других приводят старшие братья, для некоторых — это игра, о последствиях которой они не задумываются. А ведь, по сути, они разрушают свое будущее. Подростки, склонные к насилию, как правило, вовлекаются и в другие виды преступной деятельности: употребление и распространение наркотиков, ношение оружия и другие «рискованные предприятия».

Насилие приводит к насилию, это поведение, которому учатся. Дети наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.

Когда наказание – это единственный способ воспитания, когда дети регулярно подвергаются физическому насилию, или наблюдают такое насилие в семье (например, отца к матери), то не удивительно, что они ведут себя агрессивно по отношению к другим. Если эти факторы устранить, то агрессивное поведение детей можно уменьшить или предотвратить.

Антиобщественное поведение у ребенка формирует не какой-нибудь один фактор или ситуация, а сочетание многих факторов. Некоторые факторы касаются индивидуальных особенностей ребенка, некоторые формируются социальной средой.

Уровень агрессии среди детей и подростков вызывает большое беспокойство, поэтому и родители, и учителя должны очень внимательно отнестись к этой проблеме. Агрессивное поведение часто проявляется у детей еще в дошкольном возрасте. Родители, как правило, надеются, что маленький ребенок «перерастет» свои недостатки. Однако к проявлению агрессии у ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно.

Признаки агрессии включают широкий диапазон поведений: взрывчатый характер, истерики, физическая агрессия, драки, угрозы, попытки причинить другим боль, жестокость по отношению к животным, любовь к поджогам, вандализм.

Факторы, увеличивающие риск агрессивного поведения.

Многочисленные исследования показали, что увеличению риска проявления агрессивного поведения способствуют сложные взаимодействия различных факторов, таких как:

  • склонность к агрессии;
  • пережитое физическое и сексуальное насилие;
  • домашнее насилие и/или насилие в школе, на улице;
  • генетический фактор (семейная наследственность);
  • насилие, пропагандируемое со стороны СМИ (соответствующие телевизионные передачи, кинофильмы, веб-сайты и т.

д.);

  • наркотики и/или алкоголь;
  • наличие в доме огнестрельного оружия;
  • неблагополучная семья (такие социально-экономические факторы как бедность, развод родителей, безработица, пьянство родителей и т.

д.)

  • повреждение головного мозга в результате травмы.

На какие тревожные симптомы в поведении детей следует обратить внимание:

10 стр., 4993 слов

Роль семьи в становлении личности

... того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, ... определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не ...

  • вспышки гнева;
  • частые смены настроений;
  • чрезвычайная раздражительность;
  • чрезвычайная импульсивность;
  • частые разочарования.

Что же делать, если вы заметили у своего ребенка

опасные признаки агрессивного поведения?

Во-первых, обязательно обратиться за профессиональной

помощью, и чем раньше, тем лучше.

Ребенка необходимо научить справляться со своим гневом.

Помните, что за его поведение и последствия

этого поведения отвечаете вы.

Во-вторых, необходимо выявить и урегулировать

первопричину возникновения агрессивного поведения,

исключить факт насилия по отношению

к самим детям — в семье, обществе, через СМИ.

Потому что насилие всегда порождает насилие.

Проблема психологического насилия в подростковой среде

Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста

Проблема психологического насилия в подростковой среде

«Будущее зависит не от технического прогресса, нет, оно во многом зависит от людей, их взаимопонимания и желания пойти навстречу друг другу».

Карл Роджерс

На этапе теоретического и практического осмысления проблемы были выявлены следующие противоречия:

1) Между тем, что данная проблема является значимой для подростков и тем, что они отстранены от ее осознанного обсуждения и поиска решений.

2) Противоречие между тем, что значительную часть детей волнует проблема психологического насилия в подростковой среде, и тем, что они по разным причинам не имеют возможности открыто обсуждать ее в диалоге со сверстниками.

Необходимость разрешения названных противоречий, а также современные тенденции подростковой среды, связанные с эгоцентризмом, тотальной информатизацией общества, повышением уровня меркантильности современной молодежи актуализируют внедрение в учебный процесс целенаправленной работы с подростками их родителями и педагогами по обсуждению темы психологического насилия в подростковой среде.

Часто дело усугубляется тем, что страх показаться слабым не позволяет подросткам рассказать о возникшей ситуации психологу, родителям, классному руководителю и тем более самим же сверстникам.

Существует много объективных причин недоверия подростками своих проблем кому–либо.

Приведем примеры высказываний самих учащихся.

Почему я не обратился бы к учителям…

  • «Чаще всего учителя воспринимают класс целиком, а не в отдельности каждого, поэтому вряд ли кто–то из учителей сможет объективно оценить ситуацию»;
  • «Любой учитель на уроке думает, прежде всего, о своем предмете, как лучше раскрыть тему, как поставить оценки, как охватить всех учеников опросом, поэтому он не будет тратить время на выяснение кто из учеников прав, а кто виноват»;
  • «Если рассказать просто любому учителю о конфликте в классе наверняка он отправит тебя к классному руководителю, или посоветует обратиться к психологу»;
  • «Я никогда не расскажу о своих неприятных ситуациях учителям, которые нас обучают, так как это мое личное»;
  • «Я не буду обращаться к учителям по причине того, что ситуация будет рассматриваться не с моей точки зрения, а с педагогической, вдруг я окажусь в числе виновных».

Почему я не обратился бы к администрации учебного заведения…

  • «Мне кажется, что у администрации есть другие более важные дела, чем решать межличностные конфликты»;
  • «Я не такой раскрепощенный, чтобы спокойно говорить о своих личных проблемах с директором школы»;
  • Почему я редко рассказываю о своих проблемах своим родителям..
  • «Мои родители слишком заняты, им не до меня»;
  • «Моих родителей интересует, прежде всего, моя успеваемость, а не мои взаимоотношения с одноклассниками»;
  • «Родители все равно не смогут ничем помочь, зачем их лишний раз расстраивать».

Я не всегда все могу рассказать сверстникам, скорее всего, что я вообще не буду делиться с ними своими проблемами…..

  • «Боюсь, вдруг меня не поймут», «Не хочу казаться слабым», «Нет доверия к одноклассникам», «Я вообще никому не доверяю, я такой сам по себе», «Надо учиться самому решать проблемные ситуации»;
  • «Для моих одноклассников главное – получить хорошие отметки, а что тебя волнует им не интересно»;
  • «Я могу рассказать о своем печальном опыте общения с агрессором только тому, кому доверяю, среди моих одноклассников таких нет»;
  • «Я могу рассказать о своем конфликте, но мне надо быть уверенным в том, что меня не предадут» и т.д.

Я не всегда могу обратиться к психологу……

  • «Я боюсь вопросов, которые мне будет задавать психолог»;
  • «А вдруг психолог не правильно меня поймет»;
  • «Я бы обратилась к психологу, но не хочу, что бы кто-то об этом узнал, а то будут думать, что я псих»;
  • «Очень трудно обратиться к психологу первый раз, мучает вопрос «А что обо мне подумают?»;
  • «К психологу не хочу обращаться только по тому, что потом сам перестану решать свои проблемы, все время будет появляться желание рассказать кому-то, самое главное – буду надеяться, что кто-то за меня решит мои проблемы»

Как видно из высказываний учащихся дети остаются один на один со своей личной проблемной ситуацией или по причине недоверия к кому-либо, по причине страха, что информация выйдет за пределы (класса, образовательного учреждения), по причине неуверенности в себе, но чаще всего по причине предполагаемой оценки их личности.

Одной из причин закрытости многих подростков в ситуации психологического насилия (унижений, оскорблений, игнорирования как личности, превращения в «козла отпущения»), или просто межличностного конфликта, является ложное представление о свои собственных силах: «Сам справляюсь, не маленький!». В итоге, конфликтная ситуация, глубокие переживания, чувство обиды затягиваются на долгие месяцы, приводят к открытой конфронтации конфликтующих сторон, а не редко и смене учебного заведения.

Опыт практического психолога показывает, что, сталкиваясь с такой формой отношения к своей личности, как психологическое насилие подростки чаще всего испытывают:

  • ухудшение самочувствия (физического и психологического)
  • постоянную тревогу и раздражительность
  • желание поскорее уйти домой и остаться одному
  • обиду
  • неуверенность в себе
  • полное бессилие
  • сильное внутреннее напряжение, которое не дает спокойно учиться
  • боль и страх
  • ожидание, каких либо дальнейших действий, может быть даже физических
  • сильную подавленность
  • какую–то враждебность в себе (что тоже является страшным, так как подавленная агрессия в любой момент может вырваться наружу)

Последствиями насилия так же могут быть: нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы и попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита и др

Особое неблагополучие в психологической сфере подростка является ощущение себя в фигуре изгоя, или аутсайдера. В большинстве случаев в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако, как показывает анализ практических наблюдений, такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансий» изгоя в структуре группы. Если эта ниша кем – то занята, то другому — надо обладать сильно выраженными негативными особенностями, что бы заслужить отвержение. В своем составе группа может терпеть двух – трех изгоев. Как показывает практический анализ проблемы необходимость в группе таких членов, наделенных статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения и необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем – то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишен этих черт. Своей явной или чаще всего искусственной акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится избрать в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними, или другими недостатками. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены, жить долгие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе).

Ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

А.) Дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым.

Б.) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения. Дети, не получающие достаточного ухода, эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития. Дети, имеющие психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые.

В.) Дети, предоставленные улице.

Г.) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные.

Д.) Дети, с психическими отклонениями неспособные адекватно оценить опасные ситуации.

Е.) Маленькие дети в силу их беспомощности.

Насилие – знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное психологическое воздействие является причиной не только школьной дезадаптацией, но и уходом от контактов, самообвинением, отрицательным отношением к самому себе, аутоагрессии. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ребенок подвергается насилию, в том числе психологическому.

По данным исследования (опроса большинства родителей и учеников школ города Казани) хорошая школа обладает признаками безопасности и заботой о детях и их здоровья. Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Исходя из полученных диагностических исследований, а так же теоретического анализа проблемы проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого ученика через устранение насильственных действий между всеми участниками УВП.

Второй принцип – опара на духовно – нравственное воспитание.

Третий принцип – помощь со стороны взрослых людей с кем общается ребенок (подросток) в приобретении умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Четвертый принцип – в современной образовательной среде необходимо создать климат доверия, в основе которого положено безоценочное принятие любого ребенка, при котором образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности.

С целью определения личности подростка, способной стать жертвой психологического насилия можно использовать следующую методику.

Методика проведения тестирования «Признаки и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия»

А.) Прочитайте внимательно перечень предложенных характеристик

Б.) Выберите из предложенного списка те утверждения, которые, по вашему мнению, являются наиболее характерными признаками и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия.

  1. Постоянная неуверенность в себе (действиях, поступках и др.)

  2. Подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек, безвольной податливостью их желаниям.

  3. Неспособность принимать решения без советов других людей.

  4. Готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы.

  5. Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

  6. Наличие комплексов «неполноценности».

  7. Несформированная в раннем детстве самостоятельность.

  8. Отсутствие инициативности, мобильности.

  9. Слабо развитые коммуникативные свойства личности.

  10. Избегание трудных ситуаций, требующих срочного принятия решений.

  11. Склонность личности к самопожертвованию.

  12. Низкая самооценка.

  13. Высокий уровень тревожности.

Тест 1.

Диагностическая плоскость №1.