Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».

Сочинение

Аргументы на тему: Гордость и смирение в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)

В прозе Максима Горького можно найти ответы на все вопросы, которое ставит перед нами итоговое сочинение. Но особенно много там аргументов по направлению «Гордость и смирение». Многомудрый Литрекон уже делал подборку примеров по этому направлению и банк аргументов, но никогда не будет лишним дополнить список примеров для ИС.

  1. По-настоящему гордым человеком в пьесе «На дне» является Сатин. Несмотря на свое нищенское положение, он не считает себя ниже кого-либо и не смиряется со своей судьбой. Он попал в ночлежку случайно: когда-то давно он заступился за честь сестры и убил обидчика. Четыре года каторги не прошли бесследно: герой стал шулером, чтобы заработать на жизнь в маргинальных кругах. В обществе приличных людей он уже не мог найти себя места с такой биографией. Но это обстоятельство его не удручает. Он открыто и гордо признает все то, что с ним происходит, и не выдумывает утешительных басен, как Настя или Барон. Да, он — шулер, да, его дорога ведет в острог, ну и что? Он высмеивает метод Луки и отрицает ложь во благо. Сатин не стесняется себя и восклицает: «Правда — бог свободного человека!». В своей гордости он видит возможность оставаться независимым, сильным и трезвомыслящим человеком.
  2. Олицетворением смирения в пьесе Горького является Лука. Странник прожил таинственную и полную лишений жизнь. Автор намекает, что он бежал с каторги и бывал в самых неблагонадежных местах. Наличие богатого жизненного опыта помогло старику понять и принять тех людей, которые его окружали. В ночлежке он сразу же стал своим и заручился доверием многих жильцов за свое умение слушать и слышать исповедь отверженных.

    Его мудрость понятна всем: он призывает нищих смириться с судьбой, но жить с надеждой на лучшее. Так, он утешает Анну и предрекает ей отдых в раю, подводя ее к мысли о том, что смерть — это избавление, а не горе. Актеру он советует признать свою проблему и заняться ее лечением, правда, не уточняет, где же ему это сделать. В философии Луки главным пунктом является смирение, а практические меры по решению проблем он не перечисляет. Однако даже его утешения помогли людям: Настя смогла на время забыть о своем унизительном ремесле, Актер на время бросил пить, а Анна отправилась в мир иной без сожалений и горечи.

  3. Гордыня без оснований представлена в образе Барона. Этот герой высокомерен и заносчив, хоть и находится в таком же безвыходном положении, что и остальные обитатели ночлежки. Даже его имя неизвестно читателю, ведь за героем закрепилась кличка, подчеркивающая его бывший социальный статус. Положение в свете и капитал Барон утратил, но привычка помыкать людьми осталась. Так, он бессовестно упрекает Настю в том, что она придумывает себе истории любви. Герой нисколько не сочувствует бедной девушке и бравирует своим отсутствием такта, чтобы посмеяться над ней. А ведь именно Настя без конца одалживает ему деньги, но бывший дворянин, видимо, привык к тому, что простолюдины должны его обеспечивать.

    19 стр., 9441 слов

    Судьба ларисы огудаловой в пьесе бесприданница. Трагическая судьба ...

    ... писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница». В Ларисе есть ... душевных людей, сталкивающихся с жестоким существованием в обществе унижений и бесчеловечности. Сочинение на тему в чем причина гибели ларисы огудаловой Есть в русской литературе женские образы, ставшие ...

    В финале он вспоминает о своем прекрасном прошлом, чтобы еще раз подчеркнуть слушателям разницу между ним и теми, кто обитает по соседству. Его гордыня — однозначно отрицательное чувство, которое не дает ему объективно оценить свое положение и вести себя соответствующе.

  4. Еще одним гордым героем пьесы «На дне» является Клещ. Он свысока смотрит на обитателей ночлежки, потому что относит себя к труженикам, а не к бродягам. Своих соседей он презирает за праздность и дурные привычки и обращается с ними грубо. Он лелеет надежду на то, что своим трудом добьется переезда из подвала в нормальное жилье. Об этом он не устает напоминать всем и каждому, чтобы получить должное, по его мнению, уважение. Гордость Клеща настолько завладела им, что он даже к жене относится с брезгливым презрением. Для него она — помеха на пути к обеспеченности. Он не стесняется строить планы на тот день, когда обуза в виде супруги перестанет его беспокоить и отягощать. Анну он винит во всех бедах и нисколько не поддерживает. Данный пример показывает, что гордость нельзя назвать положительным качеством. Она приводит человека к высокомерию.
  5. Смирение может упростить жизнь. Это доказывает пример Анны, героини пьесы «На дне».

    Героиня была опасно больна и доживала последние дни, мучаясь от страха смерти. Ее судьба трагична: грубый муж бил и оскорблял ее, нищета истребила все силы. Женщина не видела счастья и даже не ела досыта. Такие условия жизни привели к образованию туберкулеза. Анне было обидно умирать, так и не познав радости. Она боялась потустороннего мира и страдала от несправедливости своего удела. Но беседы с Лукой помогли ей смириться со своим уделом. Да, ее участь незавидна, но в раю Бог вознаградит ее за терпение и готовность к жертве. Услышав такую трактовку смерти, героиня нашла в себе силы с достоинством покинуть этот мир и поверить в лучшее, пусть и потустороннее будущее. Смирение облегчило ее мучения.

Проблема человека в пьесе М. Горького «На дне»

Проблема человека в пьесе М. Горького «На дне»

В девятисотые годы в России разразился жесткий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количества босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На дне». В ней автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это не случайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался». Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости. Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща о том, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…»

13 стр., 6061 слов

Образы «хозяев жизни». Законы существования «на дне. Женские ...

... человека, а правда униженных и оскорбленных. Женские образы в пьесе Горького «На дне» ... пьесы. Женские образы в пьесе » На дне» В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, ... Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» ...

Написанная в 1902 году пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей».

Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса “На дне” не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать.

Здесь собирались воры, нищие, калеки – все выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению , прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные; бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.

Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка, даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжить из них несколько грошей.

Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» доказывают неправомерность капиталистического строя и служат разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.

Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.

Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни… Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание».

3 стр., 1343 слов

«Без имени — нет человека». (По пьесе М.Горького «На дне»)

... а сама…» (Пепел) 6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? ... Сочинение – миниатюра на тему «Без имени – нет человека?» Сочинение на тему без имени нет человека ... жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. Анализ названия пьесы. Задание 1. Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, ...

Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна — «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!» Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания.

Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям.

Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у него найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их — они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма — добру не научит, а человек — научит… да!» Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…»

Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке — за всяко-просто — помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и — удавился!..» Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек — вот правда!»

И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай — все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают…»

10 стр., 4799 слов

Художественное изображение обездоленных людей в пьесе М. Горького ...

Горького в литературе эпохи реализма; определить особенности проблематики в пьесе; исследовать жанровое своеобразие пьесы «На дне». ... его воздействия на человека были характерны для ... влияния: от идей французского Просвещения ... на борьбе стихийно‑разрушительного начала и стремления к правде, ... Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»). Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ...

Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все — в человеке, все для человека! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!» Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…

Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

Горький в одном интервью в 1903 г. так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее?».

Решение вопроса, что надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки.

Слова Сатина выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека!»

Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию». Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека. Горький утверждал великие идеи гуманизма.

Своей пьесой «На дне» Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического характера: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давал понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.

2 стр., 796 слов

Кто прав в споре о человеке и правде в пьесе М.Горького «На дне»? ...

... вывод о том, что в пьесе Максима Горького "На дне" представлены три вида правды: Луки, Сатина и Бубнова. Однозначно оветить на вопрос, кто из них всё-таки прав, нельзя. Можно лишь выбрать ... человеку. Конечно, идеи Горького не исключают сочувствия к людям, однако, для него сеять в людях иллюзии и слепые надежды - это не просто бессмысленно, но и неправильно. Помимо крайних позиций Луки и Сатина, в ...