Иван Сергеевич Тургенев поистине считается мастером пейзажных зарисовок. Известный писатель создавал удивительные картины природы в своих произведениях. Тургенев считается бесспорным классиком мировой литературы, поскольку он писал на важные и актуальные темы.
Описание природы является не просто фоном произведения. Это также способ передачи переживаний героев и атмосферы событий. Пейзаж имеет важное смысловые значение, так как выражает авторскую точку зрения на обстоятельства, в которых оказались персонажи.
С первым пейзажем читатель знакомится, когда автор повествует о поездке Евгения Базарова, Аркадия и Николая в Марьино. Природа здесь олицетворяет обстановку в имении Кирсановых. Также пейзаж символизирует те насущные проблемы, с которыми столкнулась Россия в эпоху отмены крепостного права.
«Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами», — так автор описывает сложившуюся ситуацию в России. К тому же, Тургенев сравнивает непростую жизнь крестьянина с бесконечной зимой.
Пейзаж в начале романа ассоциируется с нищетой и бедностью: голые деревья и серая земля. Такое описание природы связано со старым укладом жизни помещиков:
«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики»
Однако за таким скучным описанием природы следует другое, повествующее о надежде и красоте:
«Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка».
Данные строчки подчёркивают любовь писателя к великой Родине. Именно под влиянием удивительных картин природы Аркадий отвлекается и забывает о своих грустных размышлениях: «Понемногу ослабевая, исчезали его размышления». Иван Тургенев использует описание пейзажа также для того, чтобы противопоставить социальные теории героев с великой красотой природы.
С приходом весны и тепла у персонажей появляется надежда на лучшее, на перемены. Автор показывает, как весной у персонажей произведения возникают светлые мысли о счастье и о будущем.
Природа в повести «Ася» (описание и роль пейзажа)
... ощущает эту связь до конца жизни. И.С. Тургенев в повести «Ася» одним из первых раскрыл трагедию и гармонию связи человека с природой. Пейзаж в повести помогает раскрыть не только характер главных героев, ... ничего особенного, но автор изображает его с особым очарованием. Узкие улочки со старинными домами навевают романтические мысли даже таким прагматикам, как господин Н.Н. Описание вечернего города ...
Пейзаж, главным образом, отражает психологию героев. Заслуга Тургегева в том, что он наделил персонажей невероятной гармонией с природой, способностью сочувствовать и сопереживать каждому природному явлению. Ведь состояние природы в романе — это отражение души и настроения героев. Так, прекрасное описание имения Кирсановых автор сопоставляет с внутренним состоянием Николая Петровича. Пейзаж наполнен зелёными красками, олицетворяющими молодость и спокойствие. Именно так Тургенев изобразил пробуждение самого Николая Петровича. А подстриженные кусты и деревья символизируют неинтересную, однообразную жизнь Анны Сергеевны.
Весьма интересными являются детали, описывающие образ главного героя Евгения Базарова. Его любимым деревом является осина, подчёркивающая его одиночество. Довольно удивительным является и отношение Базарова к природе. Герой утверждает, что «природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник». И в то же время он любит гулять по лесу и любоваться берёзами. Он не такой равнодушный к природе, как кажется. А вот по-настоящему безразличными к красоте природы являются Одинцова и брат Николая Петровича — Павел. Катю, Фенечку и Аркадия писатель изобразил поистине влюблёнными в природу.
Пейзажные зарисовки также отражают психологию души героев. Например, ясное солнце или дождь говорят о радости или грусти.
Можно утверждать, что главную функцию описание природы выполняет в последней главе произведения. Ведь здесь природа показывает несостоятельность теории нигилизма Базарова. Всё происходит согласно законам природы: теории погибают, и только природа способна жить вечно.