Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Появляются проникновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной. Особое значение приобретает чувство национального самосознания.
Для многих поэтов годы войны явились новой страницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль. В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня.
В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача “Священная война”, которая стала поэтической эмблемой Великой Отечественной войны. В “Священной войне” гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии. Призывный характер имела “Песня смелых” А. Суркова.
Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типических, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней сливались с любовью к родной земле. Написанные в годы войны “В прифронтовом лесу”, “Огонек”, “Лучше нету того цвету…” М. Исаковского, “В землянке”, “Лирическая песня” А. Суркова, “Темная ночь” В. Агатова, “Соловьи” А. Фатьянова, “Заветный камень” А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, “благородная ярость”.
В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски – черная и белая, два чувства – ненависть и любовь. Постепенно “плакатная” поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация.
Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта. Годы Великой Отечественной войны стали временем, когда поэты стали выражать не только победы, но и жертвы, потери. Отдельные стихи с такими названиями, как “На земле Московской”, “Связной из лагеря”, “Письмо жены”, “Похороны”, впечатляли и настраивали на духовный подъем.
Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была “Фронтовая тетрадь” А. Суркова. Стихи, написанные во время отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:
Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.
Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского
... на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии. Все они обращались к теме «Времена года», ... XIX века господствовали как и в литературе романтические тенденции. Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к ...
Помню: старуха козленка вела,
Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.
Гнал их из города ужас ночной,
Пламя ревело за их спиной.
Главная идея сборника – ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно открывает их рубрикой: “Я пою ненависть”. Своеобразие лирики Суркова заключается в сочетании камерности голоса с высокой патетикой содержания, в изображении великих событий через трагические подробности войны.
Сурков считал себя солдатским, “окопным” поэтом, смысл творчества которого – дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал “красивую” поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:
Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.
Тому, кто ходит близко возле смерти,
На свете видеть многое дано. …
Когда снега багрились кровью ало,
С души солдатской, что таить греха,
Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.
Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Суркову – “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” Это лирическая поэма, в центре которой – образ Родины. Поэт понимает, что Родина – это прежде всего народ, та “седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый старик”.
Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гордится тем, что он – русский,
Что русская мать нас на свет родила,
Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Стихотворение построено на двух потоках – уходящая на восток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.
В стихотворении “Родина” Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. “Большая” Родина, вся страна отражается в конкретной “малой” родине, в том кусочке земли,
…где нам посчастливилось родиться,
Во время Великой Отечественной войны русская поэзия нашла свое выражение в различных жанрах и стилях. Одним из них было лирическое стихотворение, которое передавало нежные чувства любви и патетические мысли о жизни и смерти. В стихотворении «Где на всю жизнь» автор описывает поиск горсти земли, которая символизирует нашу связь с родиной и нашу способность выживать в любых условиях.
Другим распространенным жанром во время войны была баллада, которая позволяла изображать героические поступки в развернутом виде. В балладе «Сын артиллериста» Симонов описывает эпизод, в котором главный герой Ленька вызывает на себя огонь батареи, вызывая восхищение и гордость у своего отца.
Также во время войны были написаны поэмы, которые объединяли эпические и лирические элементы. Известные поэмы, такие как «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц и «Василий Теркин» А. Твардовского, передавали сложные эмоции и переживания военного времени.
Вся поэзия, написанная во время Великой Отечественной войны, отличалась любовью к Родине и сочетанием драматизма и лиризма. Язык стихов был простым и народным, отражая истинные чувства и переживания военного времени.
Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
... И поэтому тема Родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество. Федор Иванович Тютчев — великий певец красоты русского края. В его стихотворениях природа ... на устарелый феодальный порядок, который сводит на нет лучшие силы народные: .. барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и ...
Глоссарий:
- поэт на войне и о войне сочинение
- поэзия военных лет
- образ родины в поэзии военных лет
- Сочинение Поэт на войне и о войне
- сочинение на тему песни военных лет
1
votes, average:
5.00
out of 5)