ПОЭЗИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Сочинение

Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной. Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания.

Для многих поэтов годы войны явились новой страницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль. В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня.

В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача “Священная война”, которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны. В “Священной войне” гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии. Призывный характер имела “Песня смелых” А. Суркова.

Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны “В приф­ронтовом лесу”, “Огонек”, “Лучше нету того цвету…” М. Исаков­ского, “В землянке”, “Лирическая песня” А. Суркова, “Темная ночь” В. Агатова, “Соловьи” А. Фатьянова, “Заветный камень” А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, “благородная ярость”.

В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски – черная и белая, два чувства – ненависть и любовь. Постепенно “плакатная” поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация.

Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта. Годы Великой Отечественной войны стали временем, когда поэты стали выражать не только победы, но и жертвы, потери. Отдельные стихи с такими названиями, как “На земле Московской”, “Связной из лагеря”, “Письмо жены”, “Похороны”, впечатляли и настраивали на духовный подъем.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была “Фронтовая тетрадь” А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.

13 стр., 6001 слов

Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского

... на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии. Все они обращались к теме «Времена года», ... XIX века господствовали как и в литературе романтические тенденции. Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к ...

Помню: старуха козленка вела,

Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.

Гнал их из города ужас ночной,

Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника – ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно открывает их рубрикой: “Я пою ненависть”. Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, “окопным” поэтом, смысл творчества которого – дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал “красивую” поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.

Тому, кто ходит близко возле смерти,

На свете видеть многое дано. …

Когда снега багрились кровью ало,

С души солдатской, что таить греха,

Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову – “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” Это ли­рическая поэма, в центре которой – образ Родины. Поэт пони­мает, что Родина – это прежде всего народ, та “седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик”.

Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор­дится тем, что он – русский,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках – уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении “Родина” Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. “Большая” Родина, вся страна отражает­ся в конкретной “малой” родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться,

Во время Великой Отечественной войны русская поэзия нашла свое выражение в различных жанрах и стилях. Одним из них было лирическое стихотворение, которое передавало нежные чувства любви и патетические мысли о жизни и смерти. В стихотворении «Где на всю жизнь» автор описывает поиск горсти земли, которая символизирует нашу связь с родиной и нашу способность выживать в любых условиях.

Другим распространенным жанром во время войны была баллада, которая позволяла изображать героические поступки в развернутом виде. В балладе «Сын артиллериста» Симонов описывает эпизод, в котором главный герой Ленька вызывает на себя огонь батареи, вызывая восхищение и гордость у своего отца.

Также во время войны были написаны поэмы, которые объединяли эпические и лирические элементы. Известные поэмы, такие как «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц и «Василий Теркин» А. Твардовского, передавали сложные эмоции и переживания военного времени.

Вся поэзия, написанная во время Великой Отечественной войны, отличалась любовью к Родине и сочетанием драматизма и лиризма. Язык стихов был простым и народным, отражая истинные чувства и переживания военного времени.

2 стр., 830 слов

Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков

... И поэтому тема Родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество. Федор Иванович Тютчев — великий певец красоты русского края. В его стихотворениях природа ... на устарелый феодальный порядок, который сводит на нет лучшие силы народные: .. барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и ...

Глоссарий:

  • поэт на войне и о войне сочинение
  • поэзия военных лет
  • образ родины в поэзии военных лет
  • Сочинение Поэт на войне и о войне
  • сочинение на тему песни военных лет

Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5 1

votes, average:

5.00

out of 5)